Left Title

Народы России. Долганы

dolgany1Долганы — один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации.

Численность долган сегодня примерно 6 тысяч 200 человек, из них 5200 живут в Таймырском автономном округе, а 935 — человек — в Республике Саха (Якутия), в том числе компактно проживают в Анабарском улусе 879 человек. Основной ареал расселения долган-Хантангский и Дудинский районы Таймырского АО, Анабарский район Якутии. Небольшое число долган расселено также на Енисее в районе Дудинки.

Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский регион — их основная современная этническая территория.

Долганский язык — древний якутский язык периода активной миграции якутов и их контактов с тунгусскими народами. Специалисты относят долганский язык и к якутской подгруппе тюркских языков. Современный якутский язык в основном понятен долганам. На якутском языке часть долган читает книги, журналы, многие могут изъясняться.

Вместе с тем, литературный якутский мало применим у них в повседневном общении. Среди специалистов до сих пор нет единого мнения, является ли долганский язык самостоятельным или же это диалект якутского языка.

Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские, в 1989 г. родным языком владели свыше 83 % долган.

Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970 г., первая книга вышла в свет в 1973 г., первый долганский букварь — в 1981 г. Разработана письменность на базе говоров наиболее компактного ядра — хатангских долган.

Долганы сложились в результате процессов взаимной ассимиляции и слияния групп эвенков и других малочисленных тунгусских племен в этногенезе долган участвовали и якуты. Происходило это в условиях широкого распространения якутского языка, понятного всем народам региона. Теснимые якутами, долганы постепенно мигрировали на Таймыр,где и проживают до настоящего времени.

Этнокультурное ядро долган составляют четыре родственные группы: Долган, Эджен, Карынтуо и Донгот. Само название «долган» распространилось как общее имя лишь с начала 19 в. Предки некоторых нынешних групп якутов еще в начале 19 в. причисляли себя к долганам.

Введение обучения долганских детей на якутском языке с использованием соответствующих учебников не дало положительных результатов. В последние 20 лет осуществляется преподавание долганского языка, издается учебная и художественная литература. Обучение в школах ведется на русском и , в ряде случаев, — на якутском языках. Преподавателей долганского языка готовит педучилище в г. Дудинке.

В Республике Саха (Якутия) популярен национальный ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган

Историческая справка

По свидетельству историков, первые письменные упоминания об Анабаре, где компактно проживают долгане, относятся к середине XVII века, где сообщается, что из Монголии были поселены стрелецкие отряды на государеву службу в новую землицу на Анабаре — реке (Б.К. Москаленко «Путешествия по Анабару»). А в начале XVII века в низовьях реки Анабар жили предки авашских нганасан — тавги, которые откочевали на запад за Хатангу, как предполагают, под натиском тунгусов (эвенков), в свою очередь вытесняемых с территории Центральной Якутии. По свидетельству известного советского историка И.С. Гурвича, в середине XVII века в наши края проникли и якуты небольшими группами «на дальние края — Оленьке и Анабаре». Процесс проникновения на север Красноярского края, к полуострову Таймыр, в устье Енисея и Хатанги, якутов и эвенков также проходил примерно в это же время.

Таким образом, к приходу русских на Таймыр и примыкающие к нему приморские земли в XVIII — XIX веках на этой суровой территории совместно проживали разные по своему происхождению этносы (племена) — нганасаны, энцы, ненцы, эвенки, якуты. И здесь на базе смешения различных групп, проходил процесс формирования совершенно иной этнической общности, которая отличалась как языком, так и укладом жизни, т.е. возникла первооснова будущего долганского народа. Б.О. Долгих на большом фактическом материале доказал, что «основным ядром» современной долганской народности являются родовые образования долган, донгот, эдян, каранто вышеуказанных племен (этносов).

Таким образом, долганы — это ныне один из малочисленных народов Севера Российской Федерации, который проживает на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяет обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке.

К началу Октябрьской революции эта группа населения находилась в ведении Енисейской губернии Туруханского края как Ханангский район с административным центром (условно) в населенном пункте Носко (ныне поселок Хатанга).

27 апреля 1922 года ВЦИК РСФСР обнародовал постановление об образовании Якутской АССР, которым в законодательном порядке были установлены внешние территориальные границы Якутии. Этим же постановлением ВЦИК Хатанго-Анабарский район был передан в состав Якутии и он вошел в Булунский округ. С этого времени вплоть до 1930 года начинается тяжба между якутским правительством и Енисейской губернией за владение Хатанго-Анабарским районом.

Но все-таки основная масса населения этой земли из-за отсутствия реальной помощи со стороны Туруханского края тяготеет к Якутии

Хозяйство и быт 

dolgany3Для долган характерна кочевая жизнь. Кочевое оленеводство, рыболовство и охота — традиционные отрасли хозяйства

Самым распространенным жилищем у долган был конический шалаш, покрытый ровдугой (летом) или шкурами (зимой); зимние шалаши покрывались обычно нюками из шкур оленей с подстриженной шерстью, причём в два ряда (меховой стороной нюка наружу) покрывали только зажиточные, летние шалаши покрывали нюками из ровдуги, более легкими для перевозок вьюком на олене. Летом огонь разводили в углублении на земле или прямо на земле, причем кострище иногда обкладывали кругом кусочками дерна. Долганы использовали также пирамидообразный шалаш, обложенный дерном; пирамидообразный шалаш с плоской крышей; зимний шалаш в форме усеченной пирамиды на срубном основании и нартенный чум.

Летом как правило распространена верховая и вьючная езда на олене, на нартах перевозят только лодки. Зимой передвигаются на нартах, которые могут быть мужскими, женскими, а также грузовыми.

Седла также различаются: мужские с маленькими луками, вверху округлые, роговые, полки с узкими планками укреплены с очень слабым наклоном и вставлены в чехлы, сшитые из оленьей шкуры мехом внутрь и набитые шерстью; женские седла — они же вьючные — имеют высокие, широкие вертикальные деревянные луки, полки укреплены с большим наклоном и вставлены в мешки, набитые шерстью и простеганные ниже полок, недоуздок бывает украшен налобной полоской, сплошь вышитой бисером, часто с большим количеством кистей, привязанных к нащечной части. Подпруга с кольцом. Седло укладывается оленю на лопатки. При езде пользуются высоким посохом. Садятся на оленя справа. Кроме того, на охоте используются лыжи, подшитые оленьим камусом, аналогичные эвенкийским, с выгнутостью под креплением, приподнятыми носками, тонкие и короткие. Термины для обозначения лыж у долганов якутские — кайыhар (голицы) и туут (подшитые).

Водный транспорт долганов с транспортом соседних народов. Они используют челноки — долбленки двух видов. Долбленки первого вида идентичны хантыйскому обласа. Долганы обычно приобретали их у хантов. Второй вид челнока совпадает с якутской долбленкой, но долганы умели изготовлять его и сами. На изготовление долбленок употреблялись стволы ели или лиственницы.

Кроме долбленок, долганы пользовались составными челноками (тыы), такими же как у якутов. Величина их не отличалась от долбленок. Как долбленые, так и составные челноки употреблялись главным образом на охоте на водоплавающую птицу и при рыбной ловле. Передвигались на челноках с помощью двухлопастных весел.

Для перевозок, а также при неводьбе, долганы пользовались общераспространенными в Сибири дощатыми лодками (онгочо) с плоским или выдолбленным днищем и наставными (из нескольких досок) бортами. Предпочитались лодки небольших размеров, от 4 до 5 м. в длину.

У долганов в отличие от других сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды. Мужская одежда долганов тяготела к эвенкийской, где она являлась и мужской и женской; в то же время женская одежда совпадала с одеждой авамских эвенков; в мужской одежде наблюдались еще и элементы якутской одежды.

Старинная верхняя одежда долганов (мукаалкан), бытовавшая только у мужчин, была распашная, из оленьих шкур мехом наружу; полы сходились и завязывались ровдужными завязками, но несмотря на это под одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда украшалась нашивной полосой из сукна красного цвета, вышитой бисером. Таким же образом украшали и треугольные клинья на спинке. У мужчин также была распространена эвенкийская парка, с отдельно скроенной спинкой, носившая название кёп хопоо.

Летней мужской одеждой служили кафтаны (сон тап, что значит «шуба верх») из черного сукна или плиса, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким отложным воротником.

Распространена женская одежда схожая с одеждой авамских эвенков, с покроем спинки в талию, полукруглыми клиньями на спинке выше пояса и двумя прямоугольными клиньями от пояса вниз.

dolgany4 Зимой, женскую одежду шили из оленьих шкур, летом из сукна, но того же покроя. Кроме сукна, летнюю одежду шили иногда и из ровдуги.

Головным убором как у мужчин, так и у женщин служил капор двух покроев. Наиболее распространенным был капор, состоящий из трех частей: центральной (продольной) полосы, покрывающей темя и затылок головы, и двух боковых полос, закрывающих уши и щеки. Капор второго покроя состоял из двух частей: широкой полосы, проходящей поперек головы и вшивной полукруглой части, закрывающей затылок. Шили капоры из меха, ровдуги и сукна. Их делали на подкладке из оленьего меха с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. Меховые капоры, шитые из шкурок и лапок лисы, волка или голубого песца, были наиболее старинными; в конце XIX и начале XX века их носили только женщины и пожилые мужчины. Мех разных цветов подбирали по эти капоры таким образом, что продольная часть их украшалась поперечными полосками. У ровдужных капоров также украшали продольную вставку, вышивая ее белым подшейным волосом.

Долганы украшали свои капоры большим количеством цветного бисера в виде рядов, расположенных по основным швам капора. На продольной, теменной части обычно делали украшение в виде горизонтальных полосок.

Обувь шили из оленьих камусов (зимняя). или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов.

Духовная культура 

Несмотря на то, что с Х1Х в. долганы официально считались православными, в их среде продолжал господствовать анимизм. Большую роль играло шаманство. Мир состоял из нижнего, среднего и верхнего миров, по которым во время камлания и путешествовал шаман. Камлание должно было помочь сотворить из существующего Хаоса — Космос, т.е. продолжала поддерживаться традиция возвращения ко времени первотворения. У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.

dolgany2Бубен у долганов (дюнгюр) имел овальную форму, размером более 65 см в продольном диаметре. Обетчайку делали из лиственничной доски, на внешней стороне которой делали семь резонаторных бугорков (болчо — «шишки»), так же устроенных, как и на якутских и эвенкийских бубнах; на внутренней стороне обечайки прикрепляли четыре железные скобы с подвесками — кольцами. Обечайку обтягивали кожей дикого оленя таким же способом, как и якуты.

В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину — быарык. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы (оксоку).

На внутреннюю поверхность обтяжки наносили рисунки красной краской — концентрические круги, крестовину бубна, изображали оленя. Иногда украшали и наружную поверхность бубна.

Колотушку (булайях) делали из лиственницы, из мамонтовой кости или оленьего рога. Одну сторону ее орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

Для хранения бубнов имелись специальные мешки из шкур дикого оленя (дюнгюр ката). Долганы считали бубен оленем, на котором «путешествовал» шаман. Кроме этого, бубен представлялся также вселенной.
Источник: www.nsu.ru
Фото: yakutskhistory.net

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top
%d такие блоггеры, как: