c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

«Народу армянскому – любви, единения…»

Ноя 11, 2016

МНЕНИЕ

«Роль армянских периодических изданий в распространении национальных и культурных ценностей в неродной среде».

Анализ деятельности культурно-познавательного журнала «ЖАМ» за 2008-2016 годы.

Доклад основателя и главного редактора культурно-познавательного журнала «ЖАМ» Анны Гиваргизян на VIII Всеармянском форуме журналистов, организованном министерством диаспоры Армении.

 «Мы дали обет и верны мы обету, Взыскуя лишь света и веруя в свет.

(Ованес Туманян. «Наш обет», 1903 г.)

 

I

Анна Гиваргизян. Фото Габриел Фаносян
Анна Гиваргизян. Фото Габриел Фаносян

«Наша среда online» — В 1936 году молодой писатель Уильям Сароян решает претворить в жизнь свою давнюю мечту и издавать журнал. Для получения совета он пишет письмо одному из лучших редакторов своего времени в США – Генри Менкену, который в 1920-ых годах основал и стал редактором журнала «Американский вестник» (The American Mercury).

В ответном письме Менкен пишет следующее: «Уважаемый Сароян, я обратил внимание на твои слова о том, что ты хочешь издавать журнал. С этой почтой я посылаю тебе шестизарядный револьвер. Заряди его и выпусти все пули себе в голову. Ты мне скажешь за это спасибо, когда попадешь в ад и узнаешь от других редакторов, каким кошмаром была их работа на Земле».

Восемь лет назад, когда журнал «ЖАМ» только основывался, я приобрела в московских книжных магазинах несколько десятков книг, повествующих о том, как организовать издательство журнала. Первое, что прочла в предисловии к одной из этих книг, была вышеуказанная история о револьвере. Как будто он был прислан мне, однако не для того, чтобы совершить самоубийство, а чтобы вооружиться. Как говорят: предупрежден – значит вооружен.

Затем последовали несказанно трудные, полные разочарований, промахов и ошибок, но содержательные и интересные дни, недели, месяцы и годы становления…

У нас не было практического опыта, мы безнадежно стучались в закрытые двери кричащих в сети налевонаправо о патриотизме и в еще более закрытые сердца армянских богачей,  бросались вслед за каждой светлой точкой,  изобретали бесчисленное множество велосипедов, и единственным утешением для нас служило то, что мы точно знали – для чего и для кого мы все это делаем.

Посему, как пишет Костан Зарьян в своем романе «Испания», «безумие и близорукость говорить о „материальных условиях”, о раскладе вещей и историческом материализме. Условия ничего не решают, напротив, они встают перед нами как непрестанно обновляющиеся дилеммы, вынуждающие нас принимать все новые решения.  Менять, выбирать, обновлять и обновляться. Воля быть. Воля творить и созидать. Воля зажигать нужный нам свет в сплошном мраке хаоса».  Так, 30 ноября 2008 года, журнал «ЖАМ» стал реальностью. Нам помогли наши армянские и зарубежные идеологические товарищи и коллеги-журналисты. «ЖАМ» – 112-страничное, двуязычное, культурно-познавательное высококачественное печатное издание, основная цель которого – распространение армянских ценностей в неродной среде, а также освещение культурной и общественной жизни Армении и Диаспоры.

Функционирует трехъязычный сайт журнала, нами издаются книги, в различных странах организовываются международные симпозиумы, выставки, премьерные показы фильмов, концерты, презентации, мастер-классы, лекции и встречи с выдающимися деятелями. Около 2 лет издавалась молодежная газета «Мы», в 2010 году был основан творческий союз «Мы», где в течение практически 5 лет проживающим в Москве русскоговорящим представителям армянской молодежи была предоставлена возможность бесплатно изучать армянский язык, армянскую литературу, историю и культуру армянского народа.

И мы делали все это, буквально на каждом шагу вступая в борьбу с кичливыми и лишенными нравственности представителями азербайджанской общины, которым судьба улыбалась несравнимо чаще, поскольку они пользовались поощрением и поддержкой своего государства.

А у нас не только не было и нет подобного содействия и полноправно сформированной армянской общины в Москве, но и нам всего приходится добиваться, проявляя небывалую настойчивость (несмотря на и вопреки).

 

II

Уважаемые коллеги,  трудно переоценить роль армянских периодических изданий в деле распространения национальных и культурных ценностей в неродной среде.

Община, как таковая, приходит к становлению, прежде всего, как духовная структура, посему обеспечение коммуникации посредством печатного слова и печатных изданий, консолидации общины, связи данной общины с другими армянскими общинами посредством прессы было и остается жизненной необходимостью, духовным требованием.

Каждое издание, если не сказать каждый его номер, становится историческим документом, историческое, жизненное и практическое значение которого превыше всяких сомнений. И чем больше будет армянских изданий, тем больше повысятся конкуренция и качество.

В данном контексте хочу обратить ваше внимание на один очень важный вопрос.

Сегодня как армяноязычная, так и иноязычная армянская независимая печать Диаспоры переживает кризис, нуждается в помощи.

За всю нашу историю если, тем не менее, некоторые издания основывались как независимые, то спустя некоторое время, не имея достаточных финансовых средств, либо закрывались, либо, по понятным причинам, попадали под влияние властей или какой-либо партии и спонсорской группы, становясь при этом внешне независимыми, но в содержательном плане – весьма зависящими от них.

У нас есть партийные печатные издания, которые являются официальными газетами той или иной партии и изначально призваны освещать деятельность данной политической силы, ее общественную, культурную и политическую жизнь, соответственно все материальные нужды удовлетворяются партией.

У нас есть и церковные печатные издания, освещающие церковную жизнь и существующие благодаря материальной поддержки церкви.

Есть и основанные общиной и финансируемые ее членами или каким-либо богатым ее представителем газеты, которые призваны, в первую очередь, представлять жизнь общины и озвучивать ее проблемы и пр. …

Однако на этом фоне, к сожалению, независимые издания составляют несравнимо меньшее число.

Будучи одним из основных средств массовой информации и пропаганды, пресса является также мощным оружием общественной, политической борьбы, важным звеном в распространении просвещения, образования, знаний, в развитии культуры, формировании мировоззрения.

Независимая пресса – необходимый залог формирования здорового общества и воспитания здорового поколения. Посему необходимо, оценивая по достоинству ее роль и значение в деле построения «Духовной Армении», на государственном уровне поощрять и содействовать ей – если не материально, то хотя бы морально.

 

III

На фоне реальных проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются армяне сирийского Алеппо, все эти наши доклады и рассказы о нашей патриотической деятельности несколько напоминают бахвальство. А некоторые появившиеся в прессе публикации и комментарии и вовсе просто комичны. Каким еще бывает критическая ситуация? Бесконечно говорим о репатриации, основываем фонды, собираем средства: какой еще повод нужен? Люди готовы перебраться на Родину, а некоторые говорят – пусть остаются, дабы сохранить общину. Для чего тогда мы развиваем столь активную деятельность в Диаспоре, распространяем национальные и культурные ценности, обучаем языку, литературе и истории, если конечная цель – не привить армянскому человеку идею возвращения на родину и обращения взоров к Армении? Каждый день требуем от мира ответственности за совершенную 100 лет человеческую несправедливость, а в момент, когда необходимо оказать реальную помощь, – либо демонстрируем молчаливое равнодушие, либо делаем нелогичные и антинациональные заключения.

«Любым способом, любой ценой, независимо от последствий, все равно  –  „в Армению”… это непоколебимое утверждение, перед которым не может устоять ни одна сила, которое не может пресечь ни один запрет». Это слова Ваана Терьяна за несколько месяцев до Геноцида, и они актуальны и сегодня.

 

Поэтому, если наши сердца устремлены к будущему армянского народа, если мы действительно верим в это будущее, давайте направим наши взоры не только к Вану или Еревану, но и построим наш внутренний Ван и Ереван. Иначе, уже несколько столетий мы движемся и движемся, но никак не приходим к цели.

 

IV

А теперь хочу раскрыть небольшой секрет. То, о чем я сказала выше, не является новостью не только в плане озвученных проблем, но и формулировок, поскольку все это уже было напечатано ранее. И напечатано было в журнале «ЖАМ». Мое выступление было составлено их ряда абзацев, собранных мною из различных номеров журнала за 2008-2016 годы, и это, в свою очередь, свидетельствует о нашем последовательном отношении к теме.

Журнал «ЖАМ» кропотливо служит родине делом – принимая за основу завещанный нам нашими дедами посредством шаракана (название древнейших армянских духовных стихов. – Прим.) завет-желание – «Народу армянскому – любви, единения…».

 

Спасибо за внимание.

Ереван, 21 октября 2016 г.

С армянского перевела Лусине Арутюнян