«Наша Среда online» — В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения классика армянской музыки Согомона Геворговича Согомоняна, известного в мире как Комитас. Об истории армянской музыки и роли Комитаса в её развитии и популяризации мы беседуем с Нуне Ромеовной Атанасян — музыковедом, кандидатом искусствоведения, доцентом, заведующей кафедрой Армянской Музыкальной Фольклористики Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.
— Нуне Ромеовна, армянская музыка существовала давно. Она зарождалась из армянской духовной музыки. Какова роль церкви в развитии древнейшей христианской музыкальной культуры?
— Армянская музыка начала своё существование вместе с носителем этой культуры — армянским народом, который существует с незапамятных времен. Армянская музыка одноголосная (монодийна) и она развивалась в трёх направлениях: народной (фольклор), народно-профессиональной (творчество гусанов и ашугов) и профессиональной (духовной). Интересующая вас духовная музыка начала своё развитие с принятием христианства как государственной религии (301 г. н.э.) и созданием армянской письменности (405-406 гг. н.э). Эти три направления развивались параллельно, в постоянном взаимодействии друг с другом. Получается, что армянская народная музыка уже была сформировавшейся традиционной музыкальной культурой, когда христианская духовная музыка начала свой путь развития. Наоборот – первые духовные песни – кцурды (от слова кцел – прикреплять, эти песни прикреплялись к псалмодии) были созданы отцами-основателями армянской духовной музыки – Св. Месропом Маштоцем и Св. Исааком Партевом на основе народных интонаций. Ими же – в 5-м веке была создана ладовая и композиционная опора армянской духовной музыки – система Утдзайн («Осьмогласие» в русской и «Октоихос» в греческой музыкальных традициях). Армянская апостольская церковь всегда играла основополагающую роль в развитии армянской духовной музыки — со дня своего основания и до наших дней. Священнослужители были создателями духовных песен, также теми, кто изучал теорию духовной музыки, передавал духовное песнетворчество через поколения, записывая её с помощью хазовой нотописи – средневековой системой записи нот. Начиная с 15-го века хазовая нотопись постепенно пришла в забвение, и служители церкви столетиями передавали наши духовные песнопения путём устной традиции. Во второй половине 19-го века Армянская апостольская церковь в лице католикоса Геворга 4-го Драсханакертского организовала запись и издательство основных церковных музыкальных сборников с помощью Новой армянской нотописи (также известной как система Лимонджяна) – Литургию, Шаракноц (Гимнарий), Часослов, Маштоц и т.д.
— Как Вы думаете, почему из всех музыкантов и композиторов, именно Комитас стал символом национальной культуры армян?
— Развитие армянской музыкальной культуры конца 19 века основано на тенденциях повышения национального самосознания. Деятельность Комитаса начиналась в Геворкянской Семинарии в Эчмиадзине, в дальнейшем продолжилась в Тифлисе и Берлине. Он был одним из самых ярких представителей Армянской интеллигенции, который получил академическое образование также в Европе. Большой спектр дисциплин, которыми он овладел за время обучения, также осознания важности изучения и пропаганды армянской традиционной музыки чётко выделяют Комитаса среди его современников. Он был одним из первых влиятельных фигур армянского музыкального искусства – основателем армянской композиторской школы, музыкальной фольклористики, медиевистики, сравнительного музыкознания, певцом, хормейстером, а также великим педагогом, который оставил целый ряд блестяще образованных и преданных своему делу специалистов, которые продолжили его дело в сферах изучения и пропаганды армянской традиционной музыки в армянском обществе и за его пределами – Спиридон Меликян, Барсех Каначян, Мигран Тумачан, Вардан Саргсян и др.
— Католикос всех армян Вазген Первый говорил: «Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное «я». А искусствовед Георгий Геодакян писал: «В сознании народа образ Комитаса как бы осязаемо воплотил трагическое прошлое Родины и её вечно живой, созидательный дух». В чём это выразилось?
— Слова Католикоса точно характеризует Комитаса, особенно его достижения в области записи, исследования и выявления истинно армянских ладоинтонационных и поэтических особенностей нашего традиционного песнетворчества. Комитас собирал и исследовал не только армянскую народную музыку, но и музыку близлежащих народов, исследовал их особенности и выявил истинно армянский музыкально-интонационный язык, тем самым вернув народу исконно армянские мелодии – очищенные от влияний других языковых и музыкальных диалектов. А утверждение уважаемого профессора Геодакяна больше связано с определёнными моментами биографии Комитаса как жертвы Геноцида армян в 1915 года и олицетворения своего народа. Комитас был арестован 24 апреля 1915 года в Константинополе в числе многочисленной армянской интеллигенции. В последствии пережитое оставило неизгладимый след в его душе, и творческая жизнь Комитаса оборвалась. Но вместе с этим, дело его жизни продолжили его ученики и соратники и армянская музыка благодаря разносторонней деятельности Комитаса получила мощный толчок для развития в заданных им направлениях.
— Неужели никто до Комитаса не задавался вопросом: «Почему армяне не могут иметь самобытную музыку?»
— Армянская музыка была самобытна и развивалась веками, жила на устах народа. И всегда была предметом исследований светлых умов начиная с 5 века нашей эры. Несомненно, многих армянских музыкальных деятелей интересовал вопрос сохранения армянской народной музыки. Уже в начале 19 века многие мыслители, такие как Гевонд Алишан, Хачатур Абовян, Микаэл Накбандян собирали тексты армянских песен. Многие из них издавались в журналах и отдельными сборниками. Педагог Комитаса Саак Аматуни, который привил ему любовь к фольклору, является автором первого нотописного сборника народных песен. А феномен Комитаса проявляется в том, что он через призму своего таланта и богатого академического багажа и накопленного опыта своих предшественников, смог систематизировать, определить и представить миру армянскую музыку во всех её направлениях.
— Как Комитасу удалось из массивов музыки, на которой было влияние и турецких, и курдских, и арабских, и персидских мотивов, найти свою особенную национальную составляющую?
— За годы своей деятельности Комитас собрал около 4000 народных песен в разных регионах Западной и Восточной Армении, исследовал этот музыкальный материал, и методом сравнительного анализа смог выявить интонационные особенности песен. Результатом изучения народных песен близлежащих народов дали возможность определить основополагающий фактор, который формирует ту или иную народную музыку. В случае армянского фольклора этим фактором безусловно является армянский язык, вероисповедание, обычаи и традиции, которые влияют на музыкальное мышление народа.
— Кого из современников можно считать последователями Комитаса? В современной армянской музыке прослеживаются комитасовские традиции, или же они стали уделом избранных, а для массового слушателя — ретро?
— Комитас — основоположник армянской композиторской школы, музыкальной фольклористики и медиевистики. Его традиции продолжаются до сих пор и в армянской академической музыке, и в различных аспектах профессионального музыкознания. В Армении успешно развивается комитасоведение как направление армянского музыкознания. Научные, исследовательские работы, а также распространение наследия Комитаса происходят в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, Институте искусств национальной академии наук республики Армения и в музее-институте Комитаса. В академической музыке прямыми последователями являются композиторы Тигран Мансурян, Ерванд Ерканян, Ваче Шарафян, Давид Аладжян и многие другие. В последние десятилетия в нашем обществе образ и наследие Комитаса вдохновляют также музыкантов поп, рок и джазовой музыки. Молодые авторы с удовольствием обращаются к его творчеству и придают его музыке новое звучание. Его музыка живёт в сердцах людей, остаётся актуальной и олицетворяет дух армянского народа, который пройдя через многие века сохранил свою самобытность, силу и красоту.
Беседовал Виктор Коноплёв