• Чт. Окт 10th, 2024

Михаил Казиник: «Я долго размышлял над природой мышления»

Фев 15, 2020

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online»На днях в Петербург приезжает Михаил Казиник — один из самых эрудированных людей нашего времени, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, актер, драматург, просветитель и искусный дешифровщик тайных знаков культуры.

Встреча с ним, без преувеличений, буквально переворачивает сознание. Он рассказывается не только об известных композиторах, писателях, художниках, но и о том, как неожиданно переплетаются судьбы и творения тех, кто жил в разных эпохах и странах.

В 2005 году Михаил Казиник стал музыкальным экспертом Нобелевского концерта в Стокгольме. С 2006 года — член Славянской академии литературы и искусства. Ведущий радиостанций, автор более 100 телепрограмм и 60 фильмов о мировой культуре. С концертами-лекциями объездил почти весь мир. Автор книг «Тайны гениев», «Буравчик в стране света», «Приобщение».

Уже с самого начала, когда я только-начал слушать ваши выступления, меня удивил диапазон ваших обширнейших знаний в любой области, появилось ощущение, что эти знания вы черпаете непосредственно из самого источника «единого поля» лежащего в основе всех явлений в Природе. В связи с этим мой первый вопрос: вы, как обладатель такими знаниями, кем в большей степени себя позиционируете.

-Самое главное открытие, которое ждёт человечество, это то, на что Эйнштейн безрезультатно потратил большую часть жизни — единая теория поля. Мы просто ещё не доросли до ментального понимания того, что мы едины. Всякое подлинное преобразование лежит прежде всего в ментальной сфере, скажу больше, в сфере Гармонии и Красоты.

Если бы человечество не разъединялось, а объединилось, то по законам синергии мы достигли бы невиданных результатов. Что касается меня, то с самого детства я ощущал «подсказки». Получалось, что я догадывался больше, чем знал. И, наверное, это более художественное, чем научное качество. И в детстве, и сейчас я не провожу резкой грани между фантазией и реальностью. И фантазия открывает мне такие горизонты! Я становлюсь бесконечно счастливым. Особенно, когда выясняется, что я нафантазировал… правду. В обыденной речи это называется интуиция. Но в творческой сфере это куда сложнее. А позиционирую я себя в радостном ощущении, что мне повезло! Я вижу эту связную цепь взаимосвязи всего со всем. И поэтому моим реальным врагом оказалась…школа с её клиповым сознанием.

Я долго занимался и размышлял над природой мышления. И понял несколько вещей:

Чувство юмора, парадоксальность и межпредметность мышления, музыка с детства. И главное — ассоциативность мышления. Любое явление здесь и сейчас существует из-за того, что оно было подготовлено в прошлом. И то, как мы реагируем на него, понимая корни, повлияет на будущее. Вот такими я формирую людей, которые серьёзно встречаются на моём пути. 

Как формируется гений? Имеет ли градации гениальность?

-Гений — самый счастливый и самый несвободный человек. Парадокс? Счастливый потому, что ему ДАНО ТАКОЕ! Оставаясь наедине с собой, он может хохотать от счастья, с кем-то разговаривать. Со стороны тайного наблюдателя гений — это сумасшедший. Гению дискомфортно на Планете среди обрывков мыслей и фраз, среди самоуверенной глупости. Но у гения есть то, что я называю «защитным полем», иначе он не смог бы реализоваться. Помните как заплакал Ходжа Насреддин, когда один дурак пожаловался ему, что на земле полно дураков. Конечно, ведь дурак считает дураками тех, кто ещё глупее его, а как быть Ходже?

Если коротко ответить на вопрос о градациях, то ясно, что есть гении и СВЕРХгении. Гений этот тот, кто каждому следующему веку нужен не меньше, чем предыдущему. А Сверхгений — БОЛЬШЕ чем предыдущему. К пониманию того, кто такие Бах и Пушкин, Тёрнер и Мужицкий Брейгель, «Фауст» Гёте и «Божественная комедия» Данте нужно идти до бесконечности.

— Понятие гений как-то сочетается с понятием героя времени данного поколения. Образ героя подвержен влиянию времени, и соответственно, видоизменяется. А облик гения, в зависимости от эпохи, тоже поддается перемене?

-Только внешне.  Гений вынужден жить среди современных ему декораций. И участники спектакля смотрят на него со своих кресел и кроватей. Гений научился подражать их речам и даже иногда находить контакты. Но всё это внешнее. 

— Вы с раннего возраста обрели аудиторию. Как это произошло? Ваша аудитория всегда ли одинакова или со временем она становится другой

-Ответ прозвучит идеалистично. Но у меня ощущение, что по своим качествам и смыслам моя публика за все годы общения неизменна. Есть в Израиле писатель, поэт, скульптор Иван Нави. Он в своей книге прозы и стихов написал Гимн «Казиникийцев» Он утверждает, что «казиникийцев» он узнаёт в любой стране мира по нескольким словам, мыслям, даже моментам поведения. В любой стране, в любом возрасте. И, когда слышит эти слова и мысли, то тут же спрашивает: Казиника смотрите, слушаете? И получает утвердительный ответ. И враги мои похожи. Даже внешне. Даже мурашки по коже. Но это большой разговор. Интересный. Но для прояснения нужно отменить все остальные вопросы.

— Как вы относитесь к учению о типах людей Чезаре Ломброзо?

-То, что есть сходство между внутренним и внешним, тот факт, что мышление отражается во внешности неоспоримо. Должны быть исключения, как и во всём. Но в целом, полагаю, Ломброзо прав. Я иногда встречаю людей и, вдруг, чувствую, что нужно избегать контактов. Иначе не удастся сохранить нервную систему.

— Существуют два фундаментальных учения: об эволюции и Золотом веке, когда человечество находилось на очень высоком уровне, и постепенно, от одной юги (эры) к другой, начало деградировать. Оба учения находятся в сильном противоречии друг к другу. Какой позиции придерживаетесь вы?

-Я уверен, что искусство и подлинная Культура — это параллельный мир. И этот мир всегда на высочайшем уровне. Золотой век это и французские клавесинисты, и эпоха Ренессанса, и эпоха Просвещения, и нидерландские контрапунктисты, и поэзия «Плеяды», и немецкие классические философы. А параллельно — тридцатилетняя война, столетняя война… Искусство никогда не деградировало — оно только перемещалось из одного вида в другой. То музыка, то литература, то поэзия, то философия, то взрыв науки.

— Можно ли при хорошем образовании и формировании стать гением? Если нет, то по какой причине, ведь считается, что посредством труда над собой можно достигнуть самых высших уровней?

— Стать гением, на мой взгляд невозможно. Гениальное созидание сопряжено с массой жизненных проблем. А, вот, гением восприятия стать можно. Многие из «Казиникийцев» именно гении восприятия. И тогда можно жить нормальной жизнью. Просто, есть одна особая дверца, которую можно открыть и зайти. А там…СЧАСТЬЕ, СВЕТ, ГАРМОНИЯ. Слова, созвучия, краски, мысли.

— Если суметь нарисовать систему развития человечества, начиная с ранних периодов его возникновения и карту передвижения сокровенных тайн от поколения к поколению, от одного народа другому, следуя представлениям философов, что этот самый огонь познания возник на Востоке и все больше и больше продвигался на Запад, то можно ли нарисовав всю эту систему в целом, постичь тайну бытия и цели человечества вообще?

-Для ответа на этот вопрос нужно написать сотни томов… Цивилизации достигали расцвета, когда наступали моменты СИНЕРГИИ. Приведу один пример. Кордова. Сотни лет назад. Когда евреи и арабы жили в дружбе и сотрудничестве. Великая медицина, поэзия, философия, архитектура, музыка. Альгамбра!!! Просвещение (СВЕТ!!!)
Ещё пример (там же, но позже) Цыгане, евреи, мавры, испанцы — музыкальная синергия ФЛАМЕНКО!
Ещё пример: Вена — перекрёсток культур. Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт…и т.д.

— Было время, когда люди были уверены, что посредством НТР можно привести человечество к земному раю, когда люди могу жить в полном благополучии. Однако со временем, все больше и чаще начали возникать рассуждения о кризисе человечества и его крахе. Что послужило причиной замены одной парадигмы другой?

— Я утверждал и буду утверждать до последнего дыхания. Культура, искусство должны стать первичным. Основой бытия. Разорвать евреев и арабов, русских и украинцев, разделить народы Европы, породить две мировых войны в одном веке…можно только при отсутствии фактора культуры (чтобы избежать толкований: подлинной культуры). 

— Что означает «Школа нобелевских лауреатов»?

Посмотрите аннотацию ко встрече в СПБ 23 февраля в связи со школой нобелевских лауреатов. Я мог бы только повторить то, что там написано. Вот она:

«Школа нобелевских лауреатов» — это необычный концерт, это концерт-урок, как ассоциативный ряд ярких парадоксальных игр, увлекательное путешествие в мир сложнейших идей через логику, музыку, живопись, поэзию, театр. Школа Нобелевских лауреатов — это система ориентирования мышления ребёнка на панорамное, ассоциативное междисциплинарное мышление. Цель — создание панорамной картины мира, при которой музыка и география, история и изобразительное искусство, поэзия и философия становятся основанием всестороннего формирования Личности, остроумного, глубокого и эмоционального мыслителя. Этот концерт для всей семьи — смена способа и принципов мышления. Не клипы-обрывки из разных знаний, а первый урок из школы Будущего, где в музыкальной, игровой, юмористической и серьёзной системе общения появляются принципы панорамного, ассоциативного мышления. Все явления мира связаны между собой тончайшими нитями. Школа Будущего это не кусок географии, сменяющийся куском истории. Это сказка и музыка, которые объединяют всё и учат ребёнка основным принципам научного и художественного мышления, подлинное научное и творческое мышление именно ассоциативное. Оно рождено на стыке понятий, явлений, предметов. Нобелевское мышление!»

— Расскажите о школе будущего, которую вы строите? И пересекаются ли ваши представления о «школе будущих поколений», с представлениями таких эзотериков, как Рудольф Штайнер, Георгий Гурджиев, или Шри Ауробиндо?

-Одна деталь. Я не строю школ. Мне нужно встретить несколько тысяч учителей. Из них поймут и продолжат несколько сот. Вот, они-то и начнут почковаться. Принципы иной школы развиваются как живое дерево и лес: куда-то занесло семечко. И в другом месте, даже не встречаясь со мной, не зная, что идут по моим методам и стопам, начинают выстраивать комплексно-волновые уроки ассоциативного мышления. Конечно, все духовные школы перекликаются друг с другом.

— Совсем недавно, в разговоре, я услышал фразу, что сегодня вместо 10 заповедей, стоило бы ввести 10 тысяч заповедей. А ведь в нашем мире, действительно, со времен Иисуса из Назарета, изменилось очень многое. По вашему мнению, нужен ли нам Новый Мессия с новыми заповедями?

-Нужны 10 тысяч таких школ, как я предлагаю. И ненависть, агрессия, военные противостояния и опасности будут ликвидированы. Увы, мне не помогают. Меня не выслушивают на большом организационном уровне. Значит, это будет ПОСЛЕ меня. Главное, не опоздать.

Беседу вели: культуролог Арутюн Зулумян и музыкант Зинаида Берандр