c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Медиевист Георгий Татосян о деградации средневекового искусства

Дек 20, 2024

«Наша Среда online» — Я не люблю современное искусство, и на то у меня есть серьёзные сущностные причины. Не только вкусовщина. Сразу оговорюсь, во-первых, это не значит, что мне не может понравиться какой-то современный или почти современный живописец или скульптор и тем более отдельное произведение. Я имею в виду общее направление развития искусства. Во-вторых, моя схема понимания процесса включает в себя только Европейскую цивилизацию. Она доминирующая. И потом, искусство других цивилизаций существует по-другому. Византию и Русь тоже рассматривать не будем. Это альтернативные варианты развития. Кроме того, для выхода на современность нас интересует, прежде всего, Запад, так как русское искусство после Средневековья при всём его величии всё-таки не первично. В-третьих, мы коснёмся больше живописи – там просто это лучше видно. В-четвёртых, моя схема, конечно, очень упрощённая, как любая схема. Здесь только основная линия.

Европейская цивилизация началась в Средние века, и у неё было две культурные основы — Рим и Христианство. В Средние века искусство было религиозным. То есть занималось духом. Оно собственно не было искусством, а было проповедью в камне или на деревянных досках (иконопись), то есть у него была другая цель. Но, затем, началась трансформация. Граница начала процесса видна довольно чётко. Если вы посмотрите на Мадонну Чимабуэ, то вы увидите, что это икона, хотя и не совсем такая, как на Востоке. А вот, Мадонна Джотто это уже не совсем икона — это уже живопись.

В XII веке в Италии зародился капитализм, в XIV веке там же появилось интеллектуальное движение гуманизма. Начался Ренессанс, который всё ещё был Средневековьем, но уже не во всём. Затем пришла Реформация. О гуманизме хорошо сказал Эразм Ротердамский, который будучи сам одним из мыслителей этого направления, но при этом христианином, отлично понял его природу: «Гуманизм – это возрождение язычества».

Общество и его искусство стали меняться. Появились более сложные формы. Но вместе с тем искусство перешло на другой уровень – оно стало концентрироваться не на духе, а на душе. Искусство стало доставлять визуальное душевное наслаждение. То есть в концептуальном плане оно перешло на более низкий уровень. В дальнейшем этот процесс развивался до 60-х годов XIX века. Когда был сделан ещё шаг вниз. Импрессионизм перешёл с уровня души на уровень чувств и чувственности. Начались новые эксперименты с формами и эксперименты с сознанием зрителя. Ну а современный этап — это обрушение с уровня сознания на уровень подсознания. Примерно с Пикассо (не раннего) и кубистов. Практически последний шаг вниз. Сейчас сознание и форма уже расщеплены.

Добавлю также, что весь этот процесс шёл параллельно с процессом «искоренения Христианства» (Жан Делюмо). Вместе они являются свидетельством тотального кризиса европейской цивилизации. С моей точки зрения, больной в агонии. Да. Всё вышесказанное не мешает мне любить искусство Ренессанса, а также импрессионистов с постимпрессионистами. Но общая моя позиция от этого не меняется.

Георгий Татосян