• Пт. Ноя 22nd, 2024

Масис Маилян. Апрельская война 2016 года и нагорно-карабахское урегулирование

Дек 28, 2016

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Масис Маилян

«Наша среда online»Апрельская война[1] стала самым драматичным событием не только 2016 года, но и всех предыдущих 22-х лет перемирия, а также сыграла определяющую роль в дальнейших действиях международных посредников и сторон межгосударственного конфликта между НКР и Азербайджаном. При анализе развития событий 2014-2015 годов нами было отмечено, что сторонники мирного урегулирования должны сделать всё возможное, чтобы нарушения режима прекращения огня, да ещё с применением артиллерии, не стали нормой. «Если подобные вопиющие действия азербайджанской стороны не будут вовремя пресечены, то вероятность возобновления войны возрастёт».[2] Об опасности расширения конфликта предупреждали многие эксперты по региону.

По общему признанию, боевые действия, имевшие место на границе Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана в апреле 2016 года, по своим масштабам и интенсивности были беспрецедентными с момента подписания трёхстороннего и бессрочного Соглашения о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта от 12 мая 1994 года[3]. Этот документ, как и другие соглашения, подписанные в 1994-1995 годах главами оборонных ведомств Нагорно-Карабахской Республики, Республики Армения и Азербайджана, предполагал обеспечение трансформации бессрочного перемирия в прочный мир. Однако последующие развития в регионе и в переговорном процессе отдалили мирную перспективу.

Годы перемирия сопровождались различными нарушениями, которые, как правило, совершались азербайджанской стороной. С годами менялись формы нарушений режима прекращения огня: летом 2014 года «снайперская война» трансформировалась в «диверсионную войну», а в последние месяцы 2015 года для обстрела карабахских оборонительных позиций и приграничных населённых пунктов Республики Армения азербайджанской стороной активно использовалось крупнокалиберное вооружение, миномёты, ракетно-артиллерийские системы, зенитные пушки, гаубицы и танки.

Подобная динамика развития событий на линии фронта и отсутствие должной международной реакции на действия Азербайджана должны были привести к войне, которая и имела место в апреле 2016 года[4].

До анализа влияния Апрельской войны на процесс урегулирования, отметим ряд предшествующих инициатив и событий.

В начале января по инициативе председателя Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Эда Ройса в Комитете было организовано обсуждение за закрытыми дверями по вопросу мирного урегулирования карабахского конфликта. На обсуждении присутствовал сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик.[5] Подытоживая встречу, посол Уорлик сообщил: «Благодарю Комитет и его председателя Эда Ройса за обсуждения по Нагорно-Карабахскому урегулированию. Мы договорились работать вместе над урегулированием конфликта».[6] Ранее Эд Ройс и конгрессмен Эллиот Энгель написали письмо в Госдепартамент, изложив свою позицию по урегулированию карабахского конфликта, которая отвечает интересам мира в регионе. Под письмом подписались 80 конгрессменов.[7]

26 января в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) имело место голосование по двум антиармянским резолюциям. Одна из резолюций, касающаяся водных ресурсов реки Тертер, была принята на основе доклада М. Маркович, а вторая резолюция – «Рост насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана» – была отклонена 70-ю голосами «против», при 66-ти «за».[8] За четыре дня до голосования сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) не делать таких шагов, которые могут навредить мандату МГ ОБСЕ или усложнить продолжающийся переговорный процесс.[9]

Азербайджанские власти связали свой провал с голосованием по второй резолюции в ПАСЕ с призывом сопредседателей МГ ОБСЕ. Президент Азербайджана назвал деятельность международных посредников абсолютно бессмысленной, а действия вокруг проекта резолюции ПАСЕ – провокационной[10]. Главам внешнеполитических ведомств России, США и Франции пожаловался и азербайджанский МИД.[11]

Боевые действия в апреле возымели крайне негативное влияние на процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Апрельские события подтвердили, что азербайджанская сторона является недоговороспособным партнёром по переговорам: Азербайджан, начав новую вооружённую агрессию, не только сорвал переговорный процесс и нарушил взятые на себя международные обязательства, но и попытался денонсировать бессрочные трёхсторонние Соглашения о прекращении огня и Соглашение об укреплении прекращения огня[12], подписанные главами оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Республики Армения в 1994-1995 гг.[13] Ноты о фактической денонсации принятых ранее документов были распространены Постоянным представительством Азербайджана при ОБСЕ 11 апреля 2016 года[14]  и Постоянной миссией Азербайджана при ООН 14 апреля 2016 года. Тем самым власти в Баку попытались отказаться от документов, под которыми наравне с Азербайджаном стоят подписи официальных представителей руководства НКР. В тексте ноты от 14 апреля очевидно стремление азербайджанской стороны заменить подписанные с НКР и РА документы устными договорённостями о восстановлении перемирия от 5 апреля 2016 года, достигнутыми начальниками генеральных штабов ВС Армении и Азербайджана. Следует отметить, что именно благодаря равноправному участию властей НКР в разработке и принятии соглашений 1994-1995 годов удалось в течение последующих 22 лет поддерживать мир в зоне конфликта.

Поддерживать мир в регионе и решать политические проблемы мирными средствами является международным обязательством Азербайджана не только согласно принятым вместе с НКР и РА договорам, но и по обязательствам, взятым на себя официальным Баку при вступлении в ООН, СБСЕ/ОБСЕ, Совет Европы и другие международные межправительственные организации.

Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ оперативно и жёстко отреагировали на действия азербайджанских властей. Странами-посредниками было отмечено, что Соглашение о прекращении огня 1994 года, а также принятое в его развитие Соглашение об укреплении режима прекращения огня в нагорно-карабахском конфликте 1995 года имеют бессрочный характер и по-прежнему составляют основу перемирия в зоне конфликта.[15] В первый день Апрельской войны Генеральный секретарь ООН призвал все вовлечённые стороны в полной мере соблюдать Соглашение о прекращении огня.[16]

Несмотря на заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что документы 1994-1995 гг. остаются основой перемирия, правовая база прекращения огня останется сомнительной, пока официальный Баку не отзовёт свои ноты, либо не будут сделаны официальные заявления на уровне МИД или президента Азербайджана о приверженности ранее принятым соглашениям. Азербайджанские власти попытались оправдаться, заявив, что распространение нот было личной инициативой их дипломатов. Эти оправдания не выдерживают критики, поскольку, например, распространённый 14 апреля 2016 года в Генеральной Ассамблее ООН документ начинается со слов «По поручению моего Правительства…».

Если до Апрельской войны в регионе существовала ситуация «ни мира, ни войны», то фактический выход Азербайджана из режима перемирия означает, что Арцаху и Республике Армения, как сторонам соглашения, объявлена война. Международные посредники должны срочно восстановить правовую базу перемирия, без которой обсуждение политических вопросов урегулирования теряет всякий смысл.

Кроме того, Генеральному секретарю ООН и странам-посредникам (США, РФ и Франция) следовало бы проявить последовательность в вопросе правовой основы перемирия и добиться от Азербайджана восстановления конфигурации линии соприкосновения противостоящих войск по положению на май 1994 года (status quo post bellum), когда было подписано Соглашение о прекращении огня и подтверждена линия прекращения огня[17]. Имплементация данной рекомендации может стать эффективной мерой сдерживания и определённой гарантией невозобновления военных действий.

Апрельские события радикализировали настроения в обществах конфликтующих сторон в отношении мирного урегулирования конфликта. Не воспринимаются какие-либо обсуждения о возможных взаимных уступках. Даже слухи о возможной сдаче части территорий НКР Азербайджану привели к вооружённой внутренней дестабилизации в Ереване. В результате перестрелок были убитые и раненые[18].

Странам-посредникам следует извлечь уроки из событий, имевших место в ереванском квартале Эребуни. В вопросе урегулирования конфликта между НКР и Азербайджаном усилия международных посредников должны быть направлены в высшей степени на закрепление перемирия и исключение военного сценария. Без внедрения постоянного международного механизма контроля за режимом прекращения огня и механизма расследования инцидентов на границе, а также реализации мер доверия, искусственная интенсификация переговоров по политическим вопросам весьма опасна.

Изменившиеся в апреле обстоятельства должны радикально трансформировать «мадридскую» логику переговорного процесса[19]. Очевидно, что продолжение переговоров в прежнем русле ущербно для сохранения мира в регионе. Представленные 28 апреля президентом Армении три условия, необходимые для возобновления переговоров по урегулированию карабахской проблемы, можно расценить как попытку изменения переговорной логики. Этими предварительными условиями являются: формирование мер доверия и внедрение механизмов расследования инцидентов, адресные заявления международного сообщества о ситуации в зоне конфликта и гарантии того, что Азербайджан не пойдёт на новую агрессию и террор против народа Нагорного Карабаха[20].

Судя по заявлениям, опубликованным по итогам двух послеапрельских саммитов – в Вене[21] и Санкт-Петербурге[22], приоритет отдаётся стабилизации обстановки в зоне конфликта и только затем продвижению переговорного процесса. То есть посредники и президенты Армении и Азербайджана, по крайней мере на уровне заявлений, считают, что без надёжного закрепления режима прекращения огня и реализации мер доверия нельзя ожидать достижения согласия по политическим вопросам. В принятом в Санкт-Петербурге Совместном заявлении трёх президентов говорится о согласии сторон на увеличение числа наблюдателей в зоне конфликта. Этот шаг положительный, но он абсолютно недостаточный. Очевидно, что без внедрения постоянного международного механизма контроля за режимом перемирия и механизма расследования инцидентов на границе нельзя ожидать прекращения провокаций с азербайджанской стороны.

После саммита власти Азербайджана заявили о том, что число наблюдателей может быть увеличено всего на 6-8 человек. Ясно, что организовать постоянный мониторинг с таким ограниченным числом сотрудников ОБСЕ невозможно. С одной стороны, Азербайджан пытается выхолостить идею международного контроля за соблюдением перемирия, с другой – продолжаются попытки Баку связать возможное внедрение международных механизмов с ведением субстантивных переговоров, в результате которых Азербайджан вожделеет получить утраченные в войне территории, что разрушит систему безопасности НКР. Тем самым азербайджанская сторона фактически препятствует установлению эффективного механизма контроля за режимом прекращения огня и отказывается обсуждать создание механизма расследований инцидентов на переднем крае. Это означает, что в Баку намерены и впредь безнаказанно продолжать свою военную дипломатию или силовую политику.

Невыполнение Азербайджаном договорённостей создало препятствия для организации новых встреч на уровне президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана. 31 мая сопредседатели МГ ОБСЕ провели встречу с главой МИД Азербайджана в Брюсселе, а 2 июня с министром ИД РА в Париже.[23] Старания посредников организовать в сентябре встречу министров «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН не увенчались успехом. В итоге, сопредседатели провели с министрами отдельные встречи.[24]Сопредседателям удалось провести совместную встречу (по некоторым источникам – неформальный ужин) 8 декабря в Гамбурге, где проходила очередное заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ.[25] В тот же день, министры иностранных дел стран-сопредседателей МГ ОБСЕ приняли Совместное заявление по НК конфликту, в котором вновь отражены «мадридские принципы» и элементы к ним.[26]

Несмотря на то, что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ считают поддержание перемирия приоритетной задачей, они не спешат отказываться от устаревших подходов. Например, это явно проявилось в период обсуждения в правительстве Армении заключения по законопроекту о признании Арцаха. Сопредседатели увидели в этом посягательство на их посредническую «монополию» и призвали Армению отказаться от односторонних действий в вопросе статуса НКР.[27]

В начале 90-х годов прошлого столетия был принят такой подход, при котором политико-правовой статус Нагорного Карабаха должен быть определён на основе переговоров между сторонами при посредничестве МГ ОБСЕ. Но известно, что статус НКР был определён гражданами республики в 1991 году, и в последующие 25 лет независимый статус Арцаха прямо и косвенно подтверждался на различных общереспубликанских голосованиях более десяти раз. Изменившиеся обстоятельства, т.е. две войны, тысячи жертв, этно-территориальное размежевание в регионе и другие события продолжают игнорироваться международными посредниками. В Арцахе возникают резонные вопросы: по какому праву Азербайджан должен участвовать в определении статуса Нагорного Карабаха? Разве граждане НКР участвовали в определении статуса Азербайджана? Как может страна-агрессор, дважды попытавшаяся вооружённым путём уничтожить НКР и её население, участвовать в определении будущего Арцаха?

У армянских сторон карабахского конфликта имеются потенциальные возможности для эффективного сдерживания Азербайджана и изменения переговорной логики. Возможное подписание договора о стратегическом союзе и взаимной безопасности между РА и НКР, юридическое признание НКР со стороны Республики Армения, активная и последовательная работа по международному признанию НКР и другие шаги могут позитивно трансформировать статус-кво в сторону большей региональной стабильности.

Апрельская война ещё раз подтвердила аргумент о том, что признание НКР может стать дополнительным политико-дипломатическим механизмом обеспечения безопасности НКР и предотвращения региональной войны[28]. 6 мая 2016 года первый президент Армении Левон Тер-Петросян предложил армянской дипломатии использовать для обоснования необходимости независимости НКР доктрину «отделение во имя спасения» (remedial secession).[29]

Летом и в начале осени обстановка на переднем крае была относительно спокойной. Азербайджанская сторона применяла в основном стрелковое вооружение. Азербайджанские власти решили не допускать грубых нарушений перемирия, чтобы отпала необходимость внедрения согласованных на послеапрельских саммитах механизмов международного контроля за режимом перемирия и расследования инцидентов на границе. То есть, по принципу «нет нарушений — нет и необходимости в контроле и расследованиях». Азербайджан оказался перед дилеммой: либо продолжать нагнетать обстановку и под давлением извне получить на границах с РА и НКР международные механизмы контроля, тем самым лишить себя рычага давления на армянские стороны, либо выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению перемирия и по мирному решению споров, тем самым заморозить конфликт и укрепить статус-кво.[30]

С конца октября Азербайджан продолжал нарушать режим прекращения огня уже с применением миномётов и гранатомётов. 12-18 ноября азербайджанская сторона провела крупномасштабные учения. Как было заявлено, к учениям было привлечено до 60 тысяч личного состава, более 50 единиц самолётов и вертолётов, более 150 единиц танков и бронетехники, а также до 700 систем ракетных войск и артиллерии.[31]

В МИД Армении назвали эти учения «очередным провокационным проявлением», в которое были вовлечены почти весь состав вооружённых сил и военная техника, что является грубейшим нарушением международных обязательств контроля над вооружением.[32]

Накануне учений, в ночь с 10 на 11 ноября и в течение дня вооружённые силы Азербайджана подвергли обстрелу передовые позиции Армии обороны НКР в районе сёл Талиш и Ярымджа из 60- и 82-мм миномётов. В заявлении МИД НКР от 11 ноября 2016 года было отмечено, что подобное массированное применение миномётов, происходящее впервые после крупномасштабной апрельской агрессии против Нагорного Карабаха, стало продолжением предпринимаемых в последнее время Азербайджаном действий по эскалации напряжённости на линии соприкосновения.[33]

События 2016 года, особенно Апрельская война, ещё более усложнили задачу международных посредников. В 2017-ом сопредседательство МГ ОБСЕ будет иметь обновленный персональный состав. [34]

Некоторые выводы и рекомендации

Апрельская война не была изначально задумана Азербайджаном как ограниченная по продолжительности и масштабам боевая операция;

— Апрельская война поставила под удар переговорный процесс и отдалила перспективу мирного урегулирования конфликта;

— Апрельские события подтвердили, что азербайджанская сторона является недоговороспособным партнером по переговорам;

— Азербайджанская дипломатия поставила под сомнение трёхсторонние и бессрочные соглашения относительно прекращения огня 1994-1995 годов. Международные посредники должны срочно восстановить правовую базу перемирия, без которой обсуждение политических вопросов урегулирования теряет всякий смысл;

— Восстановление при международной поддержке баланса сил, включая линию прекращения огня 1994 года (status quo post bellum), может стать эффективной мерой сдерживания и определённой гарантией недопущения возобновления военных действий;

— Реакция международного сообщества на Апрельскую войну была беспрецедентной. В заявлениях отдельных стран и международных структур подчеркивалась необходимость незамедлительного прекращения боевых действий. Только Турция (член посреднической Минской группы ОБСЕ) и Пакистан поддержали азербайджанскую агрессию;

— Международные центры силы проявили единую позицию и заинтересованность в вопросе поддержания мира в регионе;

— Апрельская война радикализировала общественные настроения в НКР, РА и Азербайджане. Тема возможных уступок и компромиссов стала крайне непопулярной;

— Усилия международного сообщества должны быть сфокусированы на мерах по стабилизации обстановки и превенции войны посредством создания механизмов круглосуточного международного контроля за режимом прекращения огня (гражданские наблюдатели ОБСЕ) и расследования инцидентов на границах;

— Создание Азербайджаном фактических препятствий в разработке и внедрении постоянного международного механизма контроля за режимом прекращения огня означает, что в Баку намерены и впредь безнаказанно продолжать свою военную дипломатию, приведшую к Апрельской войне;

— Изменившиеся в апреле обстоятельства должны радикально трансформировать логику переговорного процесса. Очевидно, что продолжение переговоров в прежнем русле ущербно для сохранения мира в регионе;

— Международное признание независимости НКР может стать дополнительной политико-дипломатической мерой сдерживания Азербайджана и обеспечения стабильности на Южном Кавказе;

— Апрельская война стала стимулом для активной модернизации Армии обороны НКР и системы безопасности Арцаха при всемерной поддержке граждан НКР, Республики Армения и представителей зарубежной армянской диаспоры;

— Потенциал гражданского миротворчества оказался слабым. Возникла необходимость пересмотра стратегии работы международных донорских и миротворческих организаций в НКР, РА и Азербайджане;

Несмотря на постапрельскую интенсификацию международных встреч и обсуждений по Карабаху, решение проблемы остаётся труднодостижимой задачей, но всё ещё не исчерпана возможность мирного сосуществования двух соседних народов.

МАСИС МАИЛЯН, политический аналитик, г. Степанакерт,
специально для «Наша Среда online»

_______________

[1]Объёмная исследовательская статья М.Маиляна «Апрельская война 2016 года. Импликации для НКР» была распространена Аналитическим центром Spectrum среди своих подписчиков. Содержание Policy Paper доступно по ссылке: http://www.spectrum.am/ru/article/policy-papers-%D1%82%D0%BE%D0%BC-6-%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-%E2%84%96-5/(ред.)

[2]М.Маилян, «Нагорно-карабахское урегулирование в 2015-ом году», http://theanalyticon.com/?p=7275&lang=ru

[3] Соглашение было подписано руководителями военных ведомств НКР, Азербайджана и Республики Армения. Полный текст документа доступен по ссылке: http://www.vn.kazimirov.ru/doc10.htm

[4] М.Маилян, Нагорно-карабахское урегулирование в 2015-ом году, http://theanalyticon.com/?p=7275&lang=ru

[5] Эд Ройс: США пытаются снизить напряжённость в зоне карабахского конфликта, https://news.am/rus/news/305836.html

[6]МГ ОБСЕ и Комитет по внешним связям Конгресса США будут вместе работать над урегулированием Карабахского конфликта, http://ru.1in.am/1131205.html

[7] Подробно об инициативе можно узнать по ссылке: http://theanalyticon.com/?p=7275&lang=ru

[8] PACE rejects resolution on the escalation of violence in Nagorno-Karabakh, http://assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-en.asp?newsid=5993&lang=2

[9] Press Release by the Co-Chairs of the OSCE Minsk Group, http://www.osce.org/mg/217732

[10]Ильхам Алиев: «Нынешняя Армения – это историческая азербайджанская земля», http://www.1news.az/chronicle/20160129051919138.html

[11]Баку отругал Минскую группу ОБСЕ, http://contact.az/docs/2016/Politics/020300145676ru.htm#.WEKaCNWLTDd

[12] Текст Соглашения доступен по ссылке: http://www.vn.kazimirov.ru/doc12.htm

[13]Кроме указанных соглашений, 26-27 июля 1994 года главы оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Армении подписали документ, согласно которому они подтвердили свои обязательства по сохранению перемирия вплоть до заключения большого политического соглашения о полном прекращении вооружённого конфликта. Копия документа и история его принятия доступна по ссылке: http://www.mk.ru/politics/2016/04/24/otec-mirnogo-soglasheniya-po-nagornomu-karabakhu-rasskazal-kogda-perestanut-strelyat.html

[14]В. Казимиров, «КАРТ-БЛАНШ. Карабах: из прошлого и нынешнего ради будущего», http://www.ng.ru/cis/2016-04-15/3_kartblansh.html

[15]МИД РФ: соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе бессрочны, http://tass.ru/politika/3230167

[16] Statement attributable to the Spokesman for the Secretary-General on the Nagorno-Karabakh conflict, https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2016-04-02/statement-attributable-spokesman-secretary-general-nagorno-karabakh

[17]16 мая на встрече глав оборонных ведомств НКР, Азербайджана и Армении в Москве, которая прошла при посредничестве министра обороны РФ, линия прекращения огня была подтверждена сторонами. Соответствующие карты имеются у сторон, а также в ГШ ВС РФ. Видеоотчёт о встрече доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=LidA4cxc3LY

[18] В Армении совершено нападение на отдел полиции, взяты заложники, http://www.bbc.com/russian/news-36818499

Ара Папян, Сдача территорий приведёт не к миру, а к возобновлению войны, http://www.panorama.am/ru/news/2016/07/23/%C2%AB%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%82%C2%BB/1617059

[19] М.Маилян, Императив пересмотра переговорной логики, TheAnalyticon #7 (91), июль 2016 года, http://theanalyticon.com/?p=8039&lang=ru#more-8039

[20]Президент Армении озвучил три условия возобновления переговоров по Карабаху, http://newsarmenia.am/news/politics/prezident-armenii-ozvuchil-tri-usloviya-vozobnovleniya-peregovorov-po-karabakhu/?sphrase_id=16998

[21]Joint Statement of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation, Secretary of State of the United States of America and State Secretary for Europe Affairs of France, http://www.osce.org/mg/240316

[22]Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорно-карабахскому урегулированию, http://kremlin.ru/supplement/5093

[23] Statement by Co-Chairs of OSCE Minsk Group, http://www.osce.org/mg/244441

[24]Statement by Co-Chairs of OSCE Minsk Group, NEW YORK 22 September 2016, http://www.osce.org/mg/266881

[25]Эдвард Налбандян прокомментировал встречу с Эльмаром Мамедъяровым, https://news.am/rus/news/361866.html

[26]Joint Statement by the Heads of Delegation of the OSCE Minsk Group Co-Chair Countries,

HAMBURG, 8 December 2016, http://www.osce.org/mg/287531

[27] (На армянском языке)ԱՄՆ-ի կոչը` ԼՂ հակամարտության կողմերին, http://www.amerikayidzayn.com/a/3317397.html

Ереван заверяет, что статус Карабаха не будет определён в одностороннем порядке – Лавров, http://newsarmenia.am/news/nagorno_karabakh/erevan-zaveryaet-chto-status-karabakha-ne-budet-opredelen-v-odnostoronnem-poryadke-lavrov/?sphrase_id=17438

[28] М.Маилян «Признание НКР не самоцель, а возможность обеспечения политико-дипломатическими средствами безопасности народа от возможных внешних угроз», Демо #10, 14 июня 2008 года, https://demonewspaper.com/russian/2008-2/n10-june-2008/

[29]К вопросу о признании независимости Карабаха: статья Левона Тер-Петросяна, http://ru.aravot.am/2016/05/07/209157/

[30] Масис Маилян: Степанакерт даст согласие на ввод “голубых касок” исключительно из стран, признавших к тому времени независимость НКР, http://www.arminfo.info/full_news.php?id=22663&lang=2#sthash.tVUbKa9X.dpuf

[31] Учения с участием 60 тысяч военных начались в Азербайджане, http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/292522/

[32] Армения назвала провокацией запланированные в Азербайджане учения, http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/292097/

[33] Заявление МИД НКР, http://nkr.am/ru/news/2016-11-11/886/

[34]Назначен новый сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции, https://news.am/rus/news/352915.html

Джеймс Уорлик покидает пост сопредседателя Минской группы, https://news.am/rus/news/358446.html