c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Манушак Абраамян. Наши дети должны знать правду

Мар 7, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna1

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

НАШИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРАВДУ

Манушак АБРААМЯН,
социальный работник, 65 лет

Быть армянином, а главное, армянином не на своей земле – трудно. Правда, в отличие от своих предков из Западной Армении, которые жили на своей земле, но под османским игом, наша жизнь – рай. Мы хоть знаем, что наша крохотная родина, одна десятая частичка, оставшаяся от всей Армении, независима и свободна, как свободны и её граждане во всём мире. У нас, армян, живущих на чужбине, проблема, на мой взгляд, вот в чём: мы со своими патриархально-традиционными понятиями о воспитании, браке, семье, обществе принадлежим сразу к двум нациям, к двум цивилизациям – к той, в которой живём, и к той, которой являемся. Старшее поколение, уважая народ, среди которого живёт, без особых усилий опирается во всех понятиях на армянские корни, традиции и обычаи, чего уже не скажешь о молодых: они свободнее и проще относятся к жизни, считая традиции и обычаи вчерашним днём. Порой эта свобода переходит границы, и тогда невольно задаёшься вопросом: а как смогли обойти эти проблемы наши предки в Западной Армении, находясь в окружении людей другой культуры и вероисповедания? Приходится согласиться, что в истории армянского народа существует интересный феномен: несмотря на то что Армения несколько веков находилась под игом, армяне сохранили свою веру, семейные традиции, национальные обычаи, я уж не говорю о том, что, несмотря ни на что, они не сломились духовно. При каждом новом ударе и гнёте со стороны завоевателей наши умные предки, не нарушая законодательства чужого государства, направляли весь свой жизненный потенциал на развитие более выгодных путей для сохранения нации: торговлю, коммерцию, строительство, образование и обучение ремеслам. Но при всём этом они оставались истинными армянами, храня веру, культуру, язык, традиции – что трудно сказать о многих из нас. При малейших недостатках в воспитании своих детей мы всё сваливаем на нехватку времени, на жизненные трудности, на перегруженность работой, на улицу, откуда дети впитывают дурные привычки и так далее. Всё это, простите, отговорки.

Мой дед, выходец из Тарона, всю свою жизнь вспоминал родину, погибших родных, рассказывал нам о своих краях, об истории, о Геноциде и депортации исконного населения из исторических районов Западной Армении, где армяне жили около трёх тысяч лет. Он очень пострадал от последствий Геноцида, его сознание было отравлено перенесёнными ужасами, но он старался жить нормальной жизнью и никогда не руководствовался фанатизмом. Он нас не воспитывал, не учил, не делал замечаний и назиданий – он рассказывал, делился болью и любовью ко всему армянскому, что в конце концов стало нашей болью, нашей любовью, частью нашей памяти. А что делаем мы?! Мы, боясь причинить боль своим детям и внукам, предаём всё забвению, а потом жалуемся, что наши дети не патриоты. Мы почти не говорим со своими дочерями о скромности и невинности – потому что это уже немодно, а потом удивляемся их поведению. Я не призываю армян воспитывать детей в духе ненависти и мщения, в духе старомодных традиций и обычаев. Нет. Но наши дети должны знать о достоинстве и чести армянских девушек, которые выбирали смерть, но не поругание чести, они должны знать правду о своих предках, своём народе, правильно судить историю. Они не должны жить с чувствами ущербности и незащищённости, с чувством отсталости и старомодности, они должны ходить с высоко поднятой головой, с чувством гордости за свою нацию. У меня семеро внуков. Старшему двадцать, младшему пять лет. Каждому я рассказываю нашу историю в соответствии с их возрастом. И вот недавно мой старший внук сразил меня, сказав, что прочитал в Интернете речь премьер-министра Турции Эрдогана о «событиях 1915 года», мол, в Первой мировой войне погибли не только армяне, но и миллион турок. Да как ему не стыдно за такое сравнение! Если столько турок и погибло в той войне, они погибли как солдаты, защищавшие свою Османскую империю. Не сумев победить в мировой войне, турки всё зло направили на армян, объявили джихад против армянского мирного населения, сочинив, что все беды от армян. Неужели беззащитные, беременные армянские женщины, девушки, невооружённые мужчины и старики, подростки и младенцы были воинами, погибшими на поле брани? Мировая история не знает столь ужасной смерти целой нации. Турки не заботились о прикрытии своих действий. Армяне подвергались не только насильственной депортации. В Трапезунде женщин и детей топили в Чёрном море, в Муше орда курдов, переходя от дома к дому, убивала целые армянские семьи топорами… Нет сил описывать все зверства турок Османской империи. Просто оторопь берёт, что после ста лет постоянных доказательств Геноцида человек, представляющий государственную власть в Турции, может пороть такую чушь! Армяне – наивный и доверчивый народ, но не настолько, чтобы позволить кому-либо вешать такую лапшу нашей молодёжи на уши. И поэтому я хочу обратиться ко всем армянам: пришло время не только осуждать Турцию, но и требовать, чтобы турки сами признали правду, которая им нужнее, чем нам.

Есть такое мудрое изречение: «Если в прошлое стрелять из ружья, оно может выстрелить в ответ из пушки». Это изречение очень актуально в отношении наших «мудрых» соседей.

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ