• Ср. Окт 30th, 2024

Малоизвестные факты о Киликийском армянском государстве

Мар 11, 2024

Չքնաղ երկիր մեր Արմենիոյ…
Великолепная страна нашей Армении …

Пожалуй эти строки наиболее точно характеризуют Киликию. Именно такой является расположенный на средиземноморском побережье этот райский уголок исторической Армении, где армяне обосновались ещё в эпоху Тиграна II Великого и попытались в дальнейшем восстановить армянскую государственность. Киликийское армянское государство просуществовало около 300 лет, пережив взлёты и падения, блистая славными деяниями царей своих, пройдя периоды княжества (1080–1198 гг.) и царства (1198–1375 гг.), полные бурными и знаменательными событиями.  

Римский историк Юстин (Marcus Iunianus Iustinus), свидетельствует о том, как в 83 г. д.н.э. Тигран II Великий присоединил к своей империи Равнинную Киликию, где с начала I тысячелетия до нашей эры вместе с греками, ассирийцами, евреями проживали и армяне. Римский историк IV века Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) сообщает, что залив Александрет (ныне тур. Искендерун) назывался Армянским заливом. В X веке численность армян в Киликии настолько увеличилась, что католикос Хачик I Аршаруни для нейтрализации поползновений византийской церкви вынужден был назначить епископов в Антиохии, Тарсоне, Исаврии и других местах.

Благоприятные условия для переселения армян в Киликию сложились после того, как Византия потерпела поражение в битве при Маназкерте в 1071 г. Оказавшись под гнётом кочевников турков-сельджуков, армяне переселялись в более безопасную зону. К XI веку здесь уже сложилось несколько армянских княжеств во главе с Пилартосом Варажнуни, Гох Василем и др. Однако вскоре они пришли в упадок и на этой территории было основано княжество Рубена I (1080-1095), некогда возглавлявшего царскую охрану Гагика II Багратуни. Он и его преемники, ведя неравную борьбу с Византией, сельджуками, крестоносцами, монголами, мамлюками смогли создать мощное государство, которое 6 января 1198 года в присутствии иностранных послов крупных держав того времени в торжественной обстановке было провозглашено царством.

В этом государстве поочерёдно правили три династии: Рубиняны (до 1226 г.), Хетумяны (до 1343 г.) и Лусиняны (до 1375 г.).

Несмотря на богатую трёхсотлетнюю историю Киликийское царство остаётся всё же малоизученным по некоторым объективным и субъективным причинам. Одной из этих причин является скудность исторических сведений и источников. Наиболее полные сведения сохранились у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци (около 1203—1271 гг., «История Армении») и историка Хетума (Хетум Патмич, середина 1240-х — 1310-е гг., «История татар»). Сравнительно недавно были выявлены новые источники — рукописи в Венеции, Иерусалиме, а также надписи на стенах Ламбронской крепости, о которых ещё в 1875 г. упоминал отец Сибирян из конгрегации Венских Мхитарянов. В этой надписи в 30 строк по сведениям Алишана (в его труде «Сисван») отец Хетума — Константин Вавилонский повествовал об истории своего рода. К сожалению, многие источники, оказавшиеся на территории современной Турции уничтожены, дабы убрать армянский след, и о богатейшей истории и культуре этого армянского государства можно судить по крупицам, сохранившимся в западных источниках, посвящённых в основном крестоносцам и крестовым походам.

Другой причиной являлось положение Армении, находившейся под гнётом чужеземцев. Развитие армянской историографии было крайне ограничено и диктовалось волей господствующих государств. Сил и средств для продвижения научных исследований не оказалось и у Первой республики Армении, которая большей частью была вынуждена концентрироваться на решении насущных задач, а в советский период подобного рода исследования, мягко говоря, не поощрялись. Тем не менее были опубликованы работы Г. Микаэляна “История Киликйского армянского государства”, Л. Тер-Петросяна “Крестоносцы и армяне”, К. Мутафяна “На перекрестках Киликийской Армении”, в которых последний пришёл к неожиданным выводам: во-первых Киликийское царство — первый и пожалуй единственный пример и опыт миграции государства. После падения Анийского царства Багратуни, фактически произошла миграция не населения, а государства. В Киликию переселились армянские князья – государственные деятели, которые основали здесь новое армянское государство, оказавшееся в центре раздора между крестоносцами (XII век) и монголами (XIII век). Однако, благодаря умелой дипломатии армянских князей, это государство просуществовало продолжительное время, создав уникальную самобытную культуру. Киликийские цари носили титул «Царь Армении» или «Царь всея Армении», что подразумевает их власть не только в Киликии.

Примечательно, что в тот же период наряду с Киликийским армянским государством было сформировано ещё одно Княжество Закарянов под эгидой Грузии (XII-XIII вв.).

Киликийская Армения была типичным средневековым государством, с развитой торговлей, благодаря морскому сообщению. Особого расцвета достигла при Левоне I, Хетуме I, Левоне II. Вела осторожную политику сближения с магометанами при царе Млехе, с успехом отражала натиски крестоносцев и противостояла давлению Папы Римского. Однако пала в конце XIV века в силу ряда внешних и внутренних причин. Царь Хетум II попал под влияние католиков, присоединился к францисканцам и поощрял прокатолическую направленность католикоса Григора Анаварзеци, что вызвало недовольство и даже противостояние армянской знати.

Движение сопротивления сложилось и на родине – здесь выступили против Есаи Нчеци, Степанос Орбели и другие, что вызвало раскол, особенно после решений Сисского собора 1307 года в пользу католичества. Это противоборство в исторической литературе упоминается под названием «униаты и контруниаты». Обусловлено было это движение тем, что периодически Киликийское царство, окружённое врагами, обращалось к Папе Римскому за помощью. Однако папская курия всякий раз выдвигала требования лояльности и повиновения, и даже подчинения. Некоторых армянских священников даже удалось склонить на сторону Папы и им было заказано написать об «армянских ошибках», среди которых упоминалось также наличие 3-х католикосов в Сисе, Ахтамаре, Ахванке, тогда как должен был быть один.

В 1360-х годах, когда государство было на грани упадка, был заключён союз с Кипрским царством, в результате чего после убийства царя Петроса, титул перешёл к кипрским царям из династии Лусинян. Они впоследствии стали именовать себя царями «Иерусалимским, Кипрским и Армянским» до 1485 г. Последний царь из династии Лусинян вследствие смерти сына имел две наследницы: его жена Катарина Корнаро и дочь Шарлот Лусинян. Сначала титул перешёл к Катарине, которая принесла его в дар Венеции в 1489 г., а потом, после падения Иерусалима и Киликии, титул перешёл к Шарлот, а через неё – герцогам Савойским, ставшим потом королями Пьемонта, а позже с 1862 г. — королями Италии.

Исследователь Гарегин Басмаджян пытался выяснить судьбу титула «Царя Армении», отправив записку королю Виктору-Эммануилу в 1906 г. Однако пришёл к выводу, что последний ограничился титулом «Король Италии», хотя формально сохранял его до упразднения королевства Италии.

Большой интерес представляли взаимоотношения Киликийского государства с Иерусалимом: жёнами его первых царей  Бахдинa I и Бахдинa II были армянки. Эдесские графы тоже были женаты на армянских княжнах, которые сыграли ключевую роль в развитии культурной жизни Эдессы на протяжении полувека.

Примечателен факт визита Киликийского царя Левона VI в Кастилию, где ему был оказал пышный приём королём Хуаном I, который принёс в дар армянскому царю Мадрид. Испанские хронисты подчёркивают манерность, благочестивость Левона VI, его снисходительное отношение к подданным и созидательную строительную деятельность – именно он восстановил замок Алкасар в Мадриде. Однако после смерти Хуана I он переехал во Францию с мыслями об освобождении родины, где и скончался в 1393 году и был похоронен с царскими почестями. Позже русский историк Н.М.Карамзин в  «Письмах русского путешественника» напишет: ««В церкви целестинов… много картин и памятников, между прочими — монумент Леона, царя армянского, который, будучи, выгнан из земли своей турками, умер в Париже в 1393 году. Фруасар, современный историк, говорит об нём следующее: “Лишённый трона, сохранил он царские добродетели и ещё прибавил к ним новую: великодушное терпение; с благодетелем своим Карлом VI обходился как с другом, не забывая собственного царского сана, а смерть Леонова была достойна жизни его».

Лилит Асоян,
кандидат исторических наук, доцент

Материал составлен на основе лекций Клода Мутафяна, материалах сайта «Армянский музей Москвы и культуры наций» (https://www.armmuseum.ru/news-blog/nikolay-karamzins-history-and-armenia) и других открытых источников.