c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 30th, 2024

Майкопский скульптор Антон Шекоян

Сен 17, 2024

«Наша Среда online» — Антон Арамаисович Шекоян родился 28 декабря 1930 года в селе Туманян (бывш. Дсех) Алавердского района Республики Армении. Название своё село получило от имени своего известного уроженца, армянского поэта Ованеса Туманяна. Родители будущего художника были простыми сельскими жителями.

Детство прошло в непростое для всего народа время. Это был период коллективизации, раскулачивания и сталинских зачисток, после которых пришлось пережить Великую отечественную войну. В это время, с самого детства и складывалась любовь к искусству. В 1949 году Шекоян А.А. поступил в Ереванское художественное училище.

В 1954 ему была присвоена квалификация скульптора. В годы учёбы материальное положение было очень трудным, по рассказам сына Артута Антоновича Шекояна отцу приходилось голодать, а иногда искать в отходах заплесневевшие куски чёрного хлеба.

В период 1954-1958 гг. работал в Ереване и Баку. По приезде в родное село женился на Белле Смбатовне Кочарян. После чего решил попробовать себя в России, побывал сначала на Урале и в Москве, где ему предлагали работу, но по каким-то неизвестным причинам вынужден был отказаться. После чего переехал в столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик. Заработал на кооперативную квартиру и перевёз семью. В Нальчике, по словам художника, были созданы его лучшие работы: «Жажда», «Джейран» и «Думы», они выставлялись в Москве, в Третьяковской галерее, и им также была посвящена статья в журнале «Искусство». На сегодня судьба этих работ неизвестна.

В 1961 году молодой скульптор создал памятник воину-освободителю, впоследствии установленный в с. Плановском Терского района. Монумент вырублен из цельной глыбы гранита, который довольно редко используется в республике из-за сложности его обработки. 

Период работы в Кабардино-Балкарии был временем регулярного участия в различных выставках. Персональная выставка состоялась в г. Нальчике в 1967 году. На одной из выставок зоны «Юг» в 1968 году его заметили руководители Адыгейской автономной области Краснодарского края и пригласили на постоянную работу. Среди представителей Адыгейской автономной области был первый секретарь обкома КПСС Берзегов Нух Асланчериевич.

После этой встречи до самой пенсии 1993 года трудился в Адыгейских художественных производственных мастерских. В этот период и в дальнейшем вся его деятельность была связана с заказами, предоставляемыми различными организациями или частными лицами и официальными органами Республики Адыгея.

В Республике Адыгея Шекояну Антону Арамаисовичу местными властями была организована поддержка, в частности от первого секретаря обкома Берзегова Нуха Асланчериевича и Хагурова Азнаура Хасановича. Ещё во время встречи на выставке «Юг» ими было обещано при переезде в Адыгею квартира и машина, что и было впоследствии выполнено. Была выделена территория, на которой усилиями художника была построена мастерская.

Сегодня в Республике Адыгея можно встретить такие работы Шекояна А.А. как бюст кабардинского общественного деятеля Шоры Ногмова, революционера и первого большевика адыга Шовгенова Моса Хакаровича, Михаила Васильевича Фрунзе около завода им. Фрунзе, памятник «Павшим за Советскую власть», памятник «Бзиюкская битва» – военное сражение между крестьянами шапсугских племён против установления над ними крепостного права. Памятник находится недалеко от нынешней станицы Новодмитриевская на поляне Нэджыд (Негид).

Многие работы автора находятся в Краснодарском краевом художественном музее им. М.А. Коваленко, куда после смерти А.А. Шекояна были переданы его работы. Также с работами можно ознакомится в майкопском выставочном зале, очень много работ осталось на родине в Армении и в Кабардино-Балкарии. В Адыгее в разных уголках находятся бюсты, и другие памятники автора.

— Отец мало рассказывал нам о своей судьбе. Он не считал, что она достойна внимания. Главное, что его волновало, — след, который он оставляет после себя на Земле. Но при этом он был очень скромным и не тщеславным. Спустя много лет мог критиковать свои же ранние работы, замечал недосказанность, отсутствие глубины. У него даже было два дня рождения. По паспорту — 30 ноября, но отец отмечал его 30 декабря, — рассказывает сын скульптора, майкопский физик Артут Шекоян.

Геворг Григорян

Фото из личного архива автора