c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

«ЛЕЙЛИ»

Дек 5, 2013

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

История жизни народной артистки Армении ЛЕЙЛИ ХАЧАТУРЯН

Продолжаем публикацию глав из книги «Лейли», вышедшей в издательстве «Антарес» в 2010 году по госзаказу Министерства культуры Республики Армения.

Эта книга – история жизни ведущей актрисы Ереванского ордена Дружбы Народов Государственного русского драматического театра им. К.С.Станиславского, народной артистки Армении Лейли Хачатурян, представительницы легендарного армянского рода Хачатурянов, записанная с ее же слов. Вместе с тем, это история жизни армянской интеллигенции, рассказ о трудном, но замечательном времени расцвета искусства в Армении.

Текст публикуется с согласия автора литературной записи книги Армена Арнаутова-Саркисяна.

Продолжение. 1 | 2 | 4 5 6 7 8  9 10 | 11 | 12 | 13 14 | 15 16 17 18 19 | 20 | 21 | 22 | 23 

"Горе от ума" (Хлестова)
«Горе от ума» (Хлестова)

Работники театра

Театр — огромный, сложный организм, жизнь которого за­висит от мастерства и человеческих качеств каждого из работ­ников. Нет ни одной театральной профессии, которая была бы маловажной или второстепенной.

С большим удовольствием и великим уважением хочу вспомнить о наших дорогих и любимых работниках театра. Это многочисленная армия людей, всем сердцем помогающих арти­стам достойно существовать на сцене, а режиссерам создавать хорошие спектакли… Наши педагоги нас учили ценить труд те­атральных работников, ведь от них зависит наш успех, качество нашей сценической жизни. Вагарш Богданович Вагаршян гово­рил: «Обижать работников театра грех!».

Я сейчас должна перечислить фамилии, которые прошли вместе со мной по жизни. Некоторых давно уже нет, некоторые до сих пор работают — все они бесконечно дорогие, близкие мне люди, посвятившие жизнь театру. Они ведь всегда остаются в тени, честно выполняют свою работу, и их тяжелый труд можем оценить только мы — артисты…

Начну с костюмерного цеха. Костюмеры, одевальщицы, они приносят костюм в полном порядке, выглаженный, краси­вый, помогают одеться и делают все это с большой любовью. Русова Минадора, моя дорогая тетя Нина, я ее так называла, гречанка по национальности, крупная, полная женщина, которая без устали бегала по лестницам вверх и вниз, была в высшей сте­пени исполнительная и добрая. Ее давно нет в театре, но я вспо­минаю о ней часто и всегда с большой теплотой… Люсинька наша, Погосян Люся добрейшей души человек, внимательная, ласковая… Нелли Нудни яркая, колоритная… Их тоже уже нет в театре. Алиса Григорян сравнительно недавно пришла к нам, но уже преуспела в своей работе… Ну и, конечно же, моя дорогая, никем незаменимая Валя Назарян, старый наш работник. У Вали феноменальная память, она настоящий мастер своего дела! Если ее попросить: «Валя, мне нужно к следующему спектаклю…»,  — я сама могу об этом забыть, но Валя помнит все! Валя все сде­лает, починит, постирает, выгладит и принесет… В те страшные времена, да и сегодня, когда спектакли одеваются на подбор из старых костюмов, память Вали всегда приходит на помощь. Валя идеально знает гардероб! Ей можно абстрактно объяснить что нужно, и она неизвестно откуда достанет именно то, абсолютно верное по эпохе и стилю, постирает, отдаст в портняжный цех, и получится совершенно новый потрясающий костюм…

Этих бесконечно дорогих мне женщин объединяют одни и те же понятия — быть нужными, полезными, ласковыми, вни­мательными, любыми способами сохранить настроение актера перед выходом на сцену… Поверьте, это необходимые качества, может быть, чисто профессиональные. Труд их ужасно тяжелый, кропотливый, но мне кажется без любви к артистам, к театру, все-таки невозможно столько лет выдерживать подобные на­грузки. Я глубоко чту память тех, кого нет, и преклоняюсь перед теми, кто сегодня работает со мной…

Особая статья для меня — портняжный цех. В женском и в мужском цеху работают две замечательные портнихи Паспандян Сусанна и Агеева Лена. Обе чудесные! С Сусанной я работаю много лет, она шьет мне потрясающие костюмы, платья, которые всегда вызывают восторг. Она прикладывает массу вкуса, жела­ния, фантазии, дает нужные советы, предлагает множество ва­риантов, сочетаний цветов, прекрасно чувствует материал… Большущий мастер своего дела! Мои наряды Турусиной в «Муд­реце», Хлестовой в «Горе от ума», Александрины Дмитриевны в «При чужих свечах», Лидии Васильевны в «Старомодной ко­медии», во многих других спектаклях — яркие, роскошные ко­стюмы, и все это золотые руки нашей Сусанны…

Далее идут гримеры. Что мне сказать — наиважнейший цех! У нас работали гримерши Григорян Ася и Шагоян Эмма, была еще Сусанна Налчадян. Ася давно живет в Чехии, Эмма ушла из театра, Сусанна тоже уже не работает, но добрая память о них, мне кажется, сохранилась у всех, кто соприкоснулся с ними в творчестве. Тоже удивительные женщины, терпеливо шедшие навстречу желаниям и капризам артистов. Прическа ведь страшная вещь, особенно для актрисы, сколько капризов, нервов… Был курьезный случай на гастролях, Ася мне совер­шенно не в тот цвет покрасила локоны Турусиной. Она, ничего не подозревая, перед тем как прицепить их к моей голове, оча­ровательно хвастливо заявила, что выкрасила их «в темно-баклажановый цвет». Я чуть не упала в обморок, они должны были быть гораздо светлее! Мне стало плохо, вошел Григорян, меня успокаивали все, но когда он увидел со сцены цвет моих волос, бедная Ася получила хорошую взбучку, а мне еще пришлось ее защищать… Курьезов было множество, и смешных, и печальных, но, тем не менее, старание этих людей и их мастерство безза­ветно служили театру на самом высоком уровне… Работал у нас Алик Акопян, хороший мастер, очень шустрый, нужный всегда, галантный и с большим чувством юмора. Он, к сожалению, пе­реехал в другой город. Вот он был настоящим мастером по при­ческам, ему даже из заграницы заказывали всевозможные парики и накладки… Всех их я вспоминаю с большой теплотой и любо­вью, а те, которые работают сегодня, бесконечно дороги и близки мне. Уже много лет в театре отличный мастер театрального грима Мовсесян Эмма. Удивительно чуткая, тактичная, прекрасно знающая свое дело, очаровательная женщина. Она превосходно разбирается и в киношном гриме. Эмма удивительно востребо­вана, просто нарасхват, ее ценят и любят на телевидении, на любой съемочной площадке, везде. Она спокойно могла бы не работать в театре, но Эмма любит нас и считает основой всех основ именно театральное живое искусство. Вместе с ней в этом цеху трудится Ханзарян Надя, она стремительно осваивает нюансы этой сложнейшей профессии и постепенно становится хорошим гримером…

Прежде, чем перейти к цехам в непосредственной близо­сти со сценой, я должна отметить бухгалтерию, комендатуру, администрацию и многих других работников…

Алексанян Анжела — наш главный бухгалтер с большим стажем, всегда старается помочь актерам. Если хотя бы на день раньше возможно выдать зарплату, она обязательно это сделает. Если есть возможность выдать артисту премию, она выхлопочет ее у руководства. Анжела добра, крайне внимательна, понимает и уважает тяжелый актерский труд, безумно любит театр. Так же воспитаны и ее помощницы Саакян Гаяне и Зельнарян Аида. Наш кассир Григорян Искуи, она продает билеты в кассе театра, тоже крайне внимательная, ласковая и улыбчивая…

Заведующая отделом кадров Света Сергеева работает в те­атре со времен Иосифа Исааковича Козлинера, сколько мы пере­жили с ней вместе, сегодня она одна из самых необходимых руководству работников…

Комендант Саакян Женя прелестная женщина, старается, чтоб было уютно и удобно артистам, чтоб было хорошее мыло, всегда свежее полотенце, чистота в гримерных комнатах, да и во всем театре, на сцене и в зрительном зале… Множество функций входит в ее компетенцию, и она чудесно с этим справляется…

Нерсесян Степа — милый, интеллигентный, прелестный человек, он занимается внутренней телефонной связью. Наш ста­рый работник, родной человек, с которым всегда приятно выпить чашечку кофе…

Саркисян Шушик — театральный бутафор, скромная жен­щина, много-много лет трудится в бутафорском цеху, тоже близ­кий родной человек…

Особое слово мне хочется сказать о нашей билетерше Галстян Риме. С давних пор она работает в театре, первая встречает зрителей у входа. Время не властно над ней, в те тяжелые годы и до сих пор Рима выглядела и выглядит замечательно, красивая женщина с великолепной прической, всегда с большим вкусом одета, всегда подтянута, с очаровательной улыбкой. Наверное, все это немаловажно. Она любезна, улыбчива и добра, безумно любит актеров, радуется, когда мы получаем цветы, с большим сердцем умеет поздравить, всегда стремится сказать теплые слова. Это очень важно в нашей жизни, даже необходимо, осо­бенно за кулисами…

Администраторы — важная статья в жизни театра. У нас долгое время главным администратором работал Габриелян Аль­берт. К сожалению, он неожиданно скончался, и это потрясло всех. Он не отличался особым рвением в своей работе, был чрез­вычайно спокойный, несколько инертный, но очень любил акте­ров, любил театр и в меру своих сил, конечно, старался привлечь зрителя. Это был интеллигентный человек, в далеком прошлом сам актер. Его не стало, и очень многим, в том числе и мне, его не хватает, мы часто вспоминаем нашего Альберта добрым сло­вом… С ним вместе работала администратор Шогерян Анжела, скромная, интеллигентная женщина, она работает до сих пор и с большой отдачей выполняет свою работу… Сегодняшний глав­ный администратор Орбелян Костя — полная противоположность Альберту, энергичный, хваткий, хорошо знающий свое дело. Зри­тельный зал почти всегда полный, но и время, согласитесь, дру­гое. Он любит артистов, всегда к началу представления стоит в фойе, смотрит все спектакли и очень старается в своей работе оправдать ожидания зрителей…

Я перехожу к цехам, непосредственно обслуживающим спектакль.

Осветители и радисты… Свет и звук в спектакле играют грандиозную роль! Ставят свет и освещают сцену уже много лет Казарян Вачик и Хачатрян Карине, настоящие профессионалы! Учится этому сложному делу и уже с успехом работает на малой сцене очаровательная дочь Карины Рози, она мечтает стать актрисой… Радисты наши, если тем более это связано с пением или танцами, как важно, чтоб они правильно почувствовали, вовремя продолжили настроение сцены, настроение артиста. У нас превосходные работники, и были, и сейчас тоже есть — это Акопян Гоша, Джалалян Кара, Мушегян Ася, внимательные, ласковые и отлично знающие свое дело мастера…

Машинисты, рабочие сцены — тяжелый труд, дело настоя­щих сильных мужчин. Артисты сильно зависят от этого цеха, ведь неправильно поставленная или плохо закрепленная декора­ция может стоить нам жизни! «Сценический травматизм» — страшное слово… У нас работал Назарян Вачаган, великолепно руководил цехом, ответственный человек, сильная личность…

После него был Вардапетян Боря, который с юношеских лет попал в театр вообще. В нашем театре он проработал долго, фе­номенально знал и помнил все спектакли, очень ценный был ра­ботник… Сейчас этот довольно сложный цех возглавляет Карагян Араик, на редкость образованный, интеллигентный и добрый че­ловек. Все, кто под его руководством, крайне дисциплинирован­ные и ответственные люди…

Реквизит — особый цех в нашем театре! Испокон веков в нем работают наши дорогие Григорян Лида и Акопджанян Марета. Две женщины — две яркие, колоритные индивидуальности. Они все время вместе, дополняют друг друга и стоят друг за друга горой. Лида суровая и сосредоточенная, Марета более спо­койная, мудрая, обе чрезвычайно яркие женщины, создающие определенную сильную атмосферу, старожилы театра в полном смысле слова… Тепло и уютно мне всегда в этом цеху. Я желаю им долгих лет, и пускай они будут в нашем театре всегда…

Один из самых старейших работников бывший заведую­щий постановочной частью Николай Степанович Иорданиди, муж покойной Раисы Петровны Гриценко, нашей актрисы. В свое время он был одним из лучших работников театра, гроза всех рабочих сцены! Раиса Петровна и Николай Степанович про­жили вместе около шестидесяти лет, оба беззаветно преданные театру люди. У них был свой семейный номер — песенка «Пили, пили моя скрипка, бум, бум, бум мой барабан…». Безумно смеш­ной номер, они его всегда вдвоем исполняли и поднимали нам настроение… Николаю Степановичу сейчас за 90, он почти не ра­ботает, но он в театре, приходит на работу, и мы все его с ра­достью встречаем, он интересуется всем, что происходит на сцене, а главное чувствует себя нужным. Отношение коллектива и руководства к нему в высшей степени уважительное… Сегодня зав. постановочной частью Сакоян Ваган, отзывчивый, внима­тельный, ответственный работник…

Одна из важнейших позиций — помощник режиссера…

В каждом театре, наверное, есть свои легенды. В нашем театре работала изумительная женщина, изумительный помощ­ник режиссера Нина Валерьяновна Кримян. Это действительно женщина — легенда! В молодости она была безумно красива, и я помню, как она появлялась на всех премьерах в нашем Оперном театре, в мехах и бриллиантах в сопровождении молодых кава­леров. В нее влюблялись мужчины с первого взгляда! Было время, она входила в театр, и люди вставали со своих мест, стоя приветствовали ее. Это уникальная личность! Человек глубочай­шей эрудиции, высочайшей аристократической культуры, безгра­ничной доброты и трагической судьбы! Театр стал ее домом в полном смысле слова, а мы все — ее семьей… Недавно мы празд­новали семидесятилетие нашего театра, почти шестьдесят лет в нем проработала Нина Валерьяновна Кримян. Она не дожила до этого дня, ей было 90 лет, когда она перестала работать, через два года ее не стало, совсем недавно… Нина Валерьяновна свое­образный символ нашего старого доброго времени. Я до сих пор помню ее чудесный голос: «Добрый вечер, дамы и господа. Был первый звонок. Просьба приготовиться к началу спектакля…». Профессионал в самом высоком понимании этого слова! Пред­ставьте себе, совсем еще молодой артист стоит за кулисами и ждет свою реплику, чтобы выйти на сцену. Нина Валериановна, взрослая больная женщина, тащит через всю сцену за кулисами для него стул. «Что вы делаете, Нина Валерьяновна, дорогая, зачем?» «Деточка, как же можно, чтоб артист за кулисами стоял!». Ее безумно любили, именно любили и стар и млад, ар­тисты и режиссеры, все работники театра без исключения! Она в свою очередь высоко ценила актеров, и когда восхищалась кем-нибудь, границ восторгам не существовало, но если ей не нрави­лось что-то, она не молчала… Ее улыбка, безмерная доброта и забота, высочайшая культура общения, такт, ее доброе слово перед выходом на сцену имели огромное для всех нас значение… Вечная ей память… Я счастлива, что прожила целую жизнь рядом с этой удивительной, уникальной женщиной! Когда она сконча­лась, для всех нас случилось настоящее горе. Из моей жизни ушел очень близкий и очень родной мне человек, а из жизни те­атра — еще одна громадная эпоха… Моя дорогая, Ниночка Валерьяночка, как же нам всем Вас не хватает…

Сегодня, так же как и всегда, помощники режиссера — один из самых благополучных цехов. Погосян Лиана Борисовна мастер высшего класса! Лиана прекрасно знает свое дело, она многому научилось у Нины Валерьяновны, отзывчивая, импуль­сивная, не может быть равнодушной, безразличной… При своей грандиозной занятости во время спектакля она терпеливо стоит со мной на выходе, держит меня за руку, внимательно следит, чтоб вовремя выпустить на сцену, помогает взять нужный рек­визит, отлично владеет суфлерской техникой, всей душой болеет за спектакли, за актеров, и всегда нужна и полезна. Такие люди в театре на вес золота! Ее сын Ерванд Енгибарян сегодня с успе­хом работает в театре, один из наших молодых артистов… Еще одна помреж Карина Налбандян, тоже хороший помреж, актив­ная, ответственная, всегда старается на высоком уровне провести спектакль. И ее сын Лева Налбандян тоже вырос за кулисами, мой студент, сейчас учится в Театральном институте на артиста…

Милые, до боли дорогие работники театра! Я могу перечислять этих людей бесконечно, благодарить, рассказывать о них и, конечно же, признаваться им в любви…

Контролеры, работники ПСО, пожарники, кочегары, плотники, сантехники, уборщицы, все, все, все… Родные, любимые, я не знаю ваших имен, но ценю и глубоко уважаю ваш труд. Про­стите, если я кого-то забыла упомянуть, моя память уже не так гибка, я всех вас очень и очень люблю! Всем великое спасибо за то, что вы были и есть в нашем театре и в моей жизни!..

Театроведы

Есть еще одна наиважнейшая профессия, благодаря кото­рой продлевается память о самом творчестве, ведь время неумо­лимо, особенно по отношению к нам — артистам театра… Люди, занимающиеся театроведением, не являются работниками те­атра, но живут и работают во имя его… В жизни любого теат­рального коллектива далеко не последнее место занимает дружба, если можно так выразиться, с театроведами. В этом плане у нас всегда довольно благополучно обстояли дела, у те­атра были и есть замечательные друзья — известные, крупные те­атроведы, которые многие-многие годы интересно освещали нашу творческую деятельность.

Всю жизнь все, что касалось моего творчества, я теряла бесконечно, никогда ничего о себе не собирала и всегда была к таким вещам равнодушна. Сейчас корю себя за это, к моему ве­ликому сожалению не сохранилось множества рецензий к спек­таклям, фотографий, книг и нот с посвящениями… Я бы могла позвонить в Москву и попросить известных театральных крити­ков Элеонору Макарову, Веру Максимову, Наталью Старосель­скую и многих-многих других написать обо мне, но никак не могу себя заставить. Безумно неудобно, вы знаете. Эти люди зна­комы со мной много лет, знают мое творчество, не раз обо мне писали, но я не могу себе этого позволить… В конце книги есть замечательные рецензии наших ереванских театроведов, слу­чайно найденные в моей квартире. Они сами дарили мне жур­налы и газеты со своими статьями. Мы прожили рядом несколько десятков лет, и даже им, родным до боли до ужаса, я не смогла позвонить… Но не вспомнить о них я не могу…

Прежде всего, мне хочется сказать о Маргарите Яхонто­вой. Будучи эрудированным, интеллигентным, прекрасно знаю­щим свое дело человеком, она посвятила немало времени и сил, чтобы по достоинству оценить пройденный нашим театром гро­мадный творческий путь. Проработав многие годы заведующей литературной частью, она стала нашим большим другом, бди­тельно следившим и болеющим за каждый спектакль, за каждую актерскую работу. На сегодняшний день мы имеем ее замечатель­ные аналитические статьи, очень верно отражающие тот или иной период жизни театра, и две замечательные книги. Первая — «Александр Самсонович Григорян» — о жизни и творчестве на­шего режиссера, а стало быть, опять же о нашей жизни; и вторая, написанная в соавторстве с ним же, — «Театр нашей жизни» — к 70-летнему юбилею Русского театра в Ереване. Должна сказать, обе книги — чрезвычайно ценный труд, особенно для будущих поколений, ведь это уже история, а история написанная таким чудесным, великолепным языком, красиво, интеллигентно, и самое главное, по возможности объективно — большое достиже­ние! Спасибо Маргарите Викторовне за такую замечательную творческую работу…

Мне бы хотелось упомянуть еще нескольких театроведов, многие годы писавших о нас…

Наталия Гомцян — уважаемый критик, к мнению которой очень прислушиваются. Она тоже всегда была внимательна к те­атру, ею освещены многие постановки, написаны многочислен­ные статьи об актерах, в том числе и обо мне. Я безумно благодарна ей за это, мне самой интересно читать эти статьи, со­держащие, прежде всего, много необходимой информации, пред­ставленной профессиональным красивым языком…

С Виктором Ананьиным в спектакле "Ох эти французские штучки"
С Виктором Ананьиным в спектакле «Ох эти французские штучки»

Сона Мелоян — известный театровед, обладающий острым умом и невероятно острым языком. Впервые я прочла ее рецен­зию к спектаклю «Ох, эти французские штучки», где необычно интересно она вдруг коснулась моей игры. Это было так ориги­нально, верно, но прежде всего оригинально, как-то красиво, со­временно  и  вместе  с  тем  изысканно.   Всего несколько предложений, но этого было достаточно. Она крепкий театровед, не всегда может быть коммуникабельный, иногда даже резкий и категоричный, но, тем не менее, все, что она пишет, заслуживает особого внимания…

Особенно мне хочется сказать о Светлане Добровольской, для нее наш театр — вся ее жизнь. Малейшие новшества, изме­нения моментально вызывают отклик в ее душе и широко осве­щаются ею в прессе. Любовь к Русскому театру — это ее детство, юность и молодость, ведь она дочь легендарного Владимира Добровольского. Всегда так точно, вовремя и часто она пишет о нас, и не оценить это невозможно. Я лично ей безмерно благо­дарна за интересные статьи и интервью со мной. Она много пишет об актерах, и это прекрасно. Что бы там ни говорили, любой Театр — это в первую очередь любимые актеры…

Продолжение