КУЛЬТУРНЫЙ КОД
История жизни народной артистки Армении ЛЕЙЛИ ХАЧАТУРЯН
Продолжаем публикацию глав из книги «Лейли», вышедшей в издательстве «Антарес» в 2010 году по госзаказу Министерства культуры Республики Армения.
Эта книга – история жизни ведущей актрисы Ереванского ордена Дружбы Народов Государственного русского драматического театра им. К.С.Станиславского, народной артистки Армении Лейли Хачатурян, представительницы легендарного армянского рода Хачатурянов, записанная с ее же слов. Вместе с тем, это история жизни армянской интеллигенции, рассказ о трудном, но замечательном времени расцвета искусства в Армении.
Текст публикуется с согласия автора литературной записи книги Армена Арнаутова-Саркисяна.
Продолжение. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Зара Долуханова
Зара Александровна Долуханова все время просила Арама Ильича написать для нее романс, специально для нее. Дядя с вокалом, в общем-то, не очень дружил. Я знаю, что и Елена Образцова к нему обращалась, он что-то написал для нее. Я, правда, не слышала этих романсов, но он очень ценил и любил эту певицу, и что-то для нее написал…
Однажды, мы с дядей сидели и чаевничали. Стук в дверь, открываю — Зара Долуханова! Она пришла в гости совершенно с определенной мыслью уговорить Арама Ильича написать для себя какой-нибудь романс. Я пошла на кухню заваривать чай…
Очаровательная красивая женщина, с которой дядя знаком был уже много-много лет еще по Еревану, когда она работала певицей в нашем Оперном театре. Она была женой композитора и пианиста Александра Долуханяна, одним словом, знакомство с нашей семьей довольно старое, прочное и очень дружеское…
Мы пьем чай, и вдруг она говорит: «Откройте мне секрет, Лелечка, что это за волшебный чай, и как вы его заварили?». Я так растерялась, говорю: «Вам действительно нравится или вы шутите?». «Нет, что вы, это потрясающий чай!». Дядя молчал, потом иронично улыбнулся и сказал: «Ну скажи ей, что ты заварила пол пачки…». Я говорю: «Правильно, не пол пачки, но, во всяком случае, достаточное количество…». Мы рассмеялись, и тема была исчерпана. «Изумительно!», — сказала Долуханова. Мы много смеялись в этот вечер, вспоминали общих знакомых и много-много говорили о Ереване…
Сурен Кочарян
Сурен Кочарян — чтец, мастер художественного слова, обаятельнейший, интеллигентнейший человек…
Как он читал! Какой он был красивый на сцене. Он очень часто приезжал в Ереван и обязательно приходил к нам в гости. Каждый вечер, проведенный с ним, это был вечер мягкого юмора, именно мягкого интеллигентного изысканного юмора, когда не хочется очень громко смеяться, но и невозможно не смеяться. А на сцене он творил просто чудеса. Он читал множество известных поэтов и писателей. Туманяна он читал бесподобно! Конечно и советскую литературу, русских поэтов того времени, особенно времен войны…
Я его принимала уже как своего, как родного. Он даже без дядиного приезда появлялся в нашем доме и всегда был любим, мы его принимали с радостью, всегда ждали и, конечно, целым табуном ходили на его концерты. Это, действительно, был исключительно творческий, исключительно тонкий человек, знающий и прекрасно владеющий тем, чем он занимался, что далеко не всегда можно встретить сегодня…
Наверное, я слишком часто употребляю эпитеты: «мягкий», «добрый», «интеллигентный», «в высшей степени культурный», «образованный»… Просто сегодня, даже среди людей искусства, к огромному моему сожалению, эти качества встречаются весьма редко. Простите мне, эту ностальгию…
Армен Вартанян
Яша Вартанян, замечательный талантливый молодой скрипач, наш большой друг однажды пришел к нам домой и сказал, что встретил удивительную женщину. Он считал, что ее уже нет в живых. И вдруг! Это такое счастье! Он встретил ее, а женщина эта была очень близкой подругой всех братьев Хачатурянов еще по Тбилиси. У нее был сын художник-монументалист Армен Вартанян. Между нами, благодаря их встрече, восстановилась связь. Армен в то время жил и работал в Москве. Она рассказала Яше о том, что это очень одаренный человек, единственный ее сын, она его боготворит и очень скучает. Она говорила, что Армен часто приезжает в Ереван, и если ему создадут условия для работы, он с удовольствием переедет и будет жить с ней.
Папа был очень рад, тем более, что со слов Яши Армен должен был в скором времени приехать в Ереван. Папа их пригласил: «Обязательно передай, что я очень хочу видеть Армена…». И действительно, прошло какое-то время, и к нам в дом пришла удивительно красивая женщина. С ней был молодой человек со значительным лицом, молчаливый какой-то, вдумчивый, очень серьезный. Так мы познакомились в нашем доме с Арменом Вартаняном.
Он оказался замечательным художником, действительно монументалист, у него были громадные полотна о войне, об Армении, и многое другое. Он замечательно говорил по-русски, с каким-то особенно приятным выговором. Какая-то была у него изумительная русская речь, хотя он чистокровный армянин. Жизнь в Москве, очевидно, наложила благородную печать на его речь, его было очень приятно слушать. Он много рассказывал о художниках, о музыкантах, о концертах в Москве, безумно интересно. Мы подружились и начали встречаться. Он очень часто к нам приходил, и я бывала у них, в их скромной двухкомнатной квартире в доме напротив нашего Медицинского института. Он стал приглашать меня, то в кино, то на какой-нибудь спектакль в театр, мы много ходили на концерты, на оперные спектакли. В общем, завязалась очень нежная и красивая дружба.
Он стал посвящать мне стихи, подарил в открытках изданную его живопись, много говорил об этом, и, вместе с тем, я понимала, что…
Ну, в общем, дружить с ним было очень приятно, но я никогда бы не смогла пойти на какие-то более лирические отношения с этим человеком. Мне казалось, что я просто не доросла до него. Невероятная его эрудиция, меня, как-то даже, подавляла немножко. Но это не мешало нашей прекрасной дружбе. Мы очень интересно проводили время, мы все время что-то обсуждали, фильмы, музыку, концертные исполнения… Вот, например, только вышедший на экраны фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым и Ноной Мордюковой. Мы часами могли говорить об этой картине, и об Ульянове, и о Ноне Викторовне. Я тогда не могла бы даже предположить, что когда-нибудь жизнь подарит мне встречу с великим артистом Михаилом Ульяновым, и он будет разговаривать со мной как с большой актрисой, как он выразился «достоянием Республики», чем окончательно смутил меня. Но об этом потом…
Нам было очень приятно и интересно вместе с Арменом. В это время в Ереван приезжало неимоверное количество гастролеров, много интересных певцов, интересных музыкантов. Мы ходили на все эти концерты вместе.
Армен в моей жизни — страница, наверное, самых возвышенных воспоминаний, если можно так сказать. Впоследствии мы расстались, и он, по-моему, опять переехал в Москву.
Сейчас, к сожалению, его уже нет в живых, я об этом узнала недавно, но память об Армене, о его искусстве, о его личности очень дорога мне…
Левон Бадалян
Левон Бадалян — известный врач-невропатолог, он был моим очень близким другом, с которым прошла моя юность, особенно в плане посещения Оперного театра. Мы с ним до безумия были влюблены в оперу. Нашей любимой оперой была «Аида», которую мы, наверное, раз двести слушали вместе. Мы слушали всех гастролеров и наших певцов в том числе, знали каждую ноту наизусть, мы могли идти по улице, остановится и чего-то друг другу вдруг напеть из оперы «Аида». Мы обожали оперу и всегда ходили на спектакли вместе. Леву очень любили в нашем доме. Папа и мама ему особенно доверяли, и если я говорила, что иду куда-то с Левой, то никаких вопросов не возникало. Лева рядом, значит все в порядке!
В это время я была знакома с замечательными боксерами Армении — с Грантом Саркисяном, чемпионом Армении, по-моему, в легком весе, и Эдиком Аристакесяном, потрясающим совершенно человеком и боксером. Это были какие-то виртуозные мастера бокса. Они мне много рассказывали о своем боксе, о каких-то выступлениях, бесконечных выездах на соревнования заграницу, в Москву, и вообще везде, везде, везде. Грант говорил: «Ну как это возможно не любить бокс!? Что такое футбол в сравнении с боксом? Двадцать два громадных мужика гоняются за одним маленьким мячом!? Ни стратегии, ничего… Вот бокс — это искусство…», — он был бесконечно влюблен в свой бокс.
И вот, однажды, Эдик Аристакесян приглашает меня на какое-то международное, высшее какое-то состязание, которое должно было проходить в здании нашего Цирка. Я была растеряна, я не представляла, как прозвучит мое сообщение дома, что я иду на бокс, да еще в Цирк, да еще поздно вечером. Я не знала что делать, но пообещала Эдику, что приду, он был так увлечен, одержим просто, для него в тот момент это было очень важно…
Я подумала, к кому обратиться за помощью. К кому же еще, конечно, к моему Леве Бадаляну. Лева преуспевающий уже молодой врач, невропатолог… Он мне всегда говорил: «Я в твоей жизни самый необходимый человек! Я твоя палочка-выручалочка…». «Лева, выручай!», — сказала я, и он как всегда согласился на мою очередную авантюру. Конечно же, мы не сказали родителям, что идем в Цирк на бокс, что-то было придумано, и мы с Левой пошли на это зрелище.
Зритель был уникальный, я и предположить не могла, что такое может иметь место! Если бы мои родители увидели среди кого я восседаю, наверное, им стало бы дурно. Свист, ор, скандирование, я уже не говорю о лексике… Представьте мое потрясение после симфонических концертов и оперных спектаклей…
Масса мастеров понаехало со всего Союза, все самые громкие фамилии в спорте, в зале творилось что-то невероятное, и я с Левой, как всегда, в гуще событий…
Началось выступление боксеров. Прекрасно выступил Грант Саркисян, а в самом конце Эдик Аристакесян. После того, как я посмотрела, как себя вел на арене Эдик, я влюбилась в бокс! Окончательно и бесповоротно! Удивительно, чтоб я, совершенно далекая от спорта вообще и в частности от бокса, вдруг так сильно увлеклась, невероятно! Как это было красиво, настоящее высокохудожественное зрелище, артистическое выступление! Грант был прав, это действительно настоящее искусство! Как они работали, как они себя вели на ринге, я думала, что это, наверное, высшее возможное достижение…
Мы с Левой были в принципе очень далеки от всего этого. Лева посмотрел вокруг себя, потом посмотрел на меня и говорит: «Да, интересно, чтобы ты делала здесь без меня. Представляю тебя одну, сидящую в этом зале…», — мы оба расхохотались. Публика оказалась ну очень своеобразная, уникальная, абсолютно непосредственно выражающая все свои эмоции…
Я, тем не менее, получила грандиозное удовольствие, мне даже захотелось пойти за кулисы, поздравить Эдика и Гранта, но Лева меня вовремя остановил: «Знаешь, лучше по телефону, не надо испытывать судьбу…». Я послушалась и, придя домой, нашла момент, позвонила, поблагодарила, и сказала, что я влюбилась в бокс. Мальчики были счастливы, что смогли оставить на меня такое впечатление. До сегодняшнего дня, когда показывают по телевидению бокс, я с удовольствием смотрю и вспоминаю тот фантастический вечер в Цирке…
Лева Бадалян, с ним связаны ценные для меня воспоминания. Все, что касалось музыки, оперы конкретно, мы с Левой были неразлучны. Дружба у нас была замечательная вплоть до его отъезда в Москву, где буквально через несколько месяцев он стал профессором. Лева учился в Ереванском медицинском институте, окончил его великолепно, на «отлично». Он был потрясающим студентом, знающим, чутким, в общем, прирожденным врачом, и, видимо, в Москве сумели его сразу оценить. А через год он стал главным невропатологом столицы. Конечно, он поддерживал отношения со всеми армянскими друзьями и родственниками, все у него лечились, всегда он был внимателен…
У Левы, когда он еще учился в институте, в больнице бывали дни дежурств. Я иногда приходила к нему, в основном из-за конспектов по марксизму. Он потрясающе знал марксизм, был такой предмет в институте, который мучил всех нас безумно, а меня в первую очередь. Педагог по марксизму, диамату, истмату, истории КПСС, научному коммунизму — это был один и тот же педагог. Он считал, что его предмет самое главное, что может быть в жизни каждого человека, каждого студента и особенно почему-то артиста. Он был безумно строг, требовал конспектов каких-то невероятных и обязательно аналитических. Я ничего не соображала в этих предметах, а об анализе и речи быть не могло! Мне разрешено было все предметы сдавать по-русски, поэтому я все писала на русском языке, все конспекты. «Я писала!» — это слишком громко сказано, я приходила к Леве, и он за вечер сочинял мне потрясающие конспекты, именно аналитические, причем настолько, что когда мой педагог читал, он говорил: «Кто это писал? Кто?». Я важно отвечала: «Это я писала! Я по-армянски, вы знаете, хорошо писать еще, к сожалению, не могу, но я…». Он говорил: «Это же замечательно написано, прямо как диссертация!». «Ну вот, видите как я «люблю» Ваш предмет!», — говорила я, а сама думала, как бы себя не выдать. Он буквально расплывался в улыбке, удивительный был фанат всех этих никому ненужных «измов». А Лева играючи это делал, был удивительно умный, эрудированный. Он беспокоился за меня страшно, говорил мне: «Лейли, ты хоть прочти, хотя бы один раз, а вдруг он спросит тебя…». Я знаю, что с подобными просьбами к Леве обращались многие наши товарищи, очень многие, и в дальнейшем уже с диссертациями, с научными статьями… Лева всегда помогал, мой дорогой друг, моя «палочка-выручалочка»…
Каждый год, даже иногда дважды, я бывала в Москве, и мы с ним ходили в театры, в кино, в наш любимый ресторан «Центральный» на Тверской, там была прекрасная русская кухня. Лева жил напротив, снимал комнату, и когда я приезжала, мы сразу шли в этот ресторан. Начиналась задушевная беседа обо всем и, конечно, прежде всего, о музыке, о театре, об опере. В Большом театре мы с ним смотрели «Спартака» и «Руслана и Людмилу». Я его водила за собой по всем драматическим театрам, он даже говорил: «Слушай, я и не знал, что в Москве существует столько театров. Спасибо тебе великое, Лейли, за это удовольствие…».
Очень жаль, что в связи с тяжелой болезнью он вынужден был так рано уйти от нас. Я страшно переживала… Конечно, такую дружбу и такую личность забыть невозможно. Лева Бадалян — это музыка в медицине и в моей жизни…
Великолепная пятерка
В Армянском переулке в Москве открыли Дом культуры Армении. Мы много слышали об этом Доме, и я знаю, что Арам Ильич встречался там с нашими молодыми композиторами Арно Бабаджаняном, Александром Арутюняном, Эдвардом Мирзояном, Адамом Худояном и Лазарем Сарьяном. В 1946 году все они отправились в Москву, где в студии при Доме культуры Армении им предстояло пройти курс углубленного обучения. Занятия вели замечательные педагоги — Г.Литинский, В.Цуккерман, Д.Рогаль-Левицкий, А.Веприк… Арам Ильич часто захаживал в эту студию послушать произведения своих молодых соотечественников. Они в свою очередь знали каждую ноту, написанную Хачатуряном.
Их связала на всю жизнь крепкая и прекрасная дружба, что само по себе большая редкость в мире искусства. Они очень трепетно относились друг к другу и всегда были вместе. Я общалась с ними, они часто бывали в нашем доме, и всегда это был праздник… Дядя с большим наслаждением занимался с этой потрясающе талантливой молодежью, из которой, конечно, особенно выделялся молодой чудесный музыкант, великолепный пианист и композитор Арно Бабаджанян, который стал другом нашей семьи, и в горе, и в радости. Много-много интересных и хороших дней провели мы вместе в Москве и в Ереване.
Я сама прекрасно знаю Дом культуры Армении в Москве. В этом доме я готовилась к экзаменам для поступления в Гнесинский институт, а потом уже в Щукинское училище. Мне нужно было помещение для занятий, а у дяди всегда переполненная квартира людей, и он устроил мне комнату в этом Доме. Конечно, тогда уже ребят этих не было, они уже были людьми с определенными именами в мире музыки, но мне показали комнату и зал, где они работали. Это очень хороший дом, и я считаю, молодцы наши дорогие армяне, которые сумели в Москве, в самом центре города организовать такое потрясающее творческое гнездышко, где, в общем-то, базировались все наши талантливые музыканты.
Это великолепная, легендарная в истории армянской музыки пятерка! Все они стали выдающимися композиторами, крупными музыкантами и педагогами.
Александр Григорьевич Арутюнян народный артист СССР, около полувека был художественным руководителем Армянской филармонии, профессор класса композиции Ереванской консерватории, был членом Союза композиторов СССР, Союза кинематографистов Армении, выдающийся композитор.
Эдвард Михайлович Мирзоян народный артист СССР, многие годы возглавлял Союз композиторов Армении, профессор Ереванской консерватории. Именно благодаря ему был построен Дом творчества композиторов в Дилижане. Все его ученики — гордость армянской музыки: Авет Тертерян, Мартин Вартазарян, Роберт Амирханян… Эдику много лет, но он сумел сохранить удивительную ясность ума, потрясающий юмор и огромное обаяние. Я всегда с удовольствием с ним общаюсь…
Адам Гегамович Худоян известный армянский композитор, заслуженный деятель искусств РА, в разные годы был художественным руководителем и директором Дома композиторов, а так же ответственным секретарем Союза композиторов…
Лазарь Мартиросович Сарьян младший сын народного художника СССР великого Мартироса Сарьяна, сам народный артист СССР, участник Великой Отечественной войны. Около тридцати лет он проработал ректором Ереванской консерватории. Прекрасный педагог, преподавал композицию и оркестровку, воспитал целый ряд известных армянских композиторов, среди которых один из самых известных сегодня — Тигран Мансурян. Лазарь Мартиросович возглавил строительство музея своего отца…
Наша семья была близка с Мартиросом Сергеевичем Сарьяном, он очень дружил с Арамом Ильичом. Великий художник, фантастическая личность! У обоих было гипертрофированное чувство юмора…
Дядя рассказывал, как они вдвоем подтрунивали над съемочной группой, которая снимала передачу о Сарьяне у него дома. Дядя должен был стоять в гостиной, а Сарьян — выйти из своего кабинета и сказать: «Арам джан, как хорошо, что ты пришел ко мне!». Когда дядя рассказывал и показывал, мы хохотали невероятно. «Мотор!» — дядя стоит, открывается дверь, выходит Сарьян с распростертыми объятиями и восклицает: «О!!! Арам джан, ты пришел ко мне! Как хорошо! Как я рад!». Режиссер кричит: «Стоп! Мартирос Сергеевич, еще раз, пожалуйста…». Мартирос Сергеевич уходит в кабинет и выходит снова: «О!!! Арам джан, ты пришел ко мне! Как хорошо! Как я рад!», — режиссер кричит: «Стоп! Мартирос Сергеевич, еще раз, пожалуйста…». Еще раз Мартирос Сергеевич уходит и выходит… и так несколько раз. Каждый раз Сарьян менял интонацию этой фразы, а дядя в ответ менял выражение своего лица. Под конец Сарьян вышел и крайне раздраженно выговорил эту фразу, а дядя в ответ агрессивно посмотрел на него и резко отвернулся, после чего оба расхохотались…
Это было безумно смешно, когда дядя рассказывал нам в лицах, меняя выражение своего лица и произнося эту фразу в восторженных, затем постепенно затухающих, а под конец раздраженных интонациях Сарьяна…
Они чудесно дружили, были очень близки, и в итоге сын Арама Ильича — Карен Хачатурян стал искусствоведом, его дипломной работой стала книга «Сарьян в театре», а сын Мартироса Сергеевича — Лазарь Сарьян окончил Московскую консерваторию и стал композитором…
Я хочу особенно отметить, что самым близким человеком нашей семье из композиторов этой великолепной пятерки был Арно, Арно Арутюнович Бабаджанян. Удивительно теплый, удивительно эмоциональный, невероятно талантливый и очень добрый человек!
Арно был блестящим пианистом и занимал достойное место среди таких имен, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер… Его педагог знаменитый профессор Московской консерватории Константин Игумнов говорил: «Помимо композиторского дара он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными…». Он обладал культурой высочайшего пианизма! «Бабаджанян — выдающийся музыкант, наделенный большим композиторским даром, а как пианист он заслуживает самого большого восторга…» — слова Дмитрия Шостаковича…
Свою знаменитую «Элегию» Арно посвятил Араму Ильичу. Он очень любил рассказывать о первой встрече с дядей в детском саду: «Однажды к нам пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять — у кого есть слух. Я тоже спел, при этом — хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что его звали Арам Ильич Хачатурян!». Везде об этом пишут и рассказывают, но я это слышала собственными ушами у нас в саду…
Меня с Арно лично связывали теплые дружеские взаимоотношения. Я приезжала в Москву, и мы ходили вместе на концерты в Колонный зал Дома Союзов, ходили в Большой зал консерватории, много слушали, беседовали, разговаривали…
Я очень хорошо помню, когда умерла моя бабушка, все беспокоились за папу, как он это переживет. Он воспринял потерю матери как совершенное крушение в жизни… Дядя не мог приехать, у него были как всегда заграничные гастроли, и весь груз горя свалился на папины плечи, а Арно был рядом. Удивительно, я так хорошо это помню, даже гостей на поминках встречал Арно. Он всех рассаживал, что-то говорил, успокаивал, поддерживал, вспоминал какие-то вещи… Я сидела и молчала, я смотрела на Арно. Какой же он теплый, какой он добрый, лучезарный человек. Он весь светился в этот день, пытался своим светом согреть всех нас, поддержать и успокоить…
Арно — он гений, и как композитор, и как пианист, и как человек! …
Николай Никогосян
Николай Никогосян — наш армянский знаменитый скульптор. Он приезжал в Ереван довольно часто, по-моему, у него здесь семья была или близкие родственники, я не помню, но он жил в Москве. Он был близок нам еще и потому, что сделал прекрасную скульптуру дяди. Она небольшая, но очень выразительная. И потом он был дружен с Католикосом Вазгеном I, у которого я бывала несколько раз в гостях с дядей…
Об этой личности, о Католикосе всех армян, можно написать отдельную книгу, настолько это был интересный, значительный человек, настолько глубоко он умел проникать до самых недр твоей души, твоего сердца и вызывать самые светлые и возвышенные чувства. Он знал множество языков, у него была грандиозная библиотека, его глаза излучали свет, доброту, великую мудрость человеческую. Он был одной из самых грандиозных и значительных фигур того времени, наверное, даже в мировом масштабе для нашего народа.
Мы бывали с дядей на обеде у него в гостях. Мама Католикоса была замечательная, такая гостеприимная добрая женщина, они жили в очень скромных апартаментах. Он усиленно приглашал Арама Ильича остановиться у него как-нибудь, чтобы чаще и больше общаться. Дядя благодарил, конечно, но не пользовался вниманием такого человека, чтобы не стеснять его…
С Николаем Никогосяном я тоже бывала у него. Католикос очень внимательно относился к этому скульптору, всегда подробно выслушивал все его будущие планы, которые взахлеб рассказывал этот необычный и неординарный человек.
К сожалению, не все гладко проходило в его творчестве, задумок у него было много и очень интересных. Он всегда рассказывал об этом с большим воодушевлением. Он мечтал о большом памятнике Араму Ильичу, мечтал о каких-то еще более монументальных работах. Я не могу подтвердить тот факт, что в Ереване где-то стоят работы Николая Никогосяна, а ведь очень жаль… Кажется, что подобное искусство оскопило себя тем, что так мало возможностей для творчества было предоставлено этому замечательному скульптору на его родной земле…