• Сб. Окт 5th, 2024

Легитимность права на самоопределение народа НКР

Мар 12, 2014

АРЦАХ НЕПОКОРЁННЫЙ

Нагорно-Карабахская Республика как будущий полноправный субъект международного права, будучи непризнанной международным сообществом, продолжает жить своей нормальной жизнью, которая регулируется не только Конституцией и внутригосударственным законодательством, но и нормами международного права. Несмотря на то обстоятельство, что непризнанность Арцаха не позволяет многим воочию ознакомиться с происходящими в республике правовыми процессами, поскольку существует риск оказаться в »черных списках» Азербайджана, мы попытаемся представить легитимность самоопределения народа НКР. Из нижеследующего материала станет ясно, что самоопределение НКР абсолютно соответствует международному праву и действовавшему на то время законодательству СССР. Необходимость представления данного материала обусловлена тем, что в процессе урегулирования карабахского конфликта не уделяется надлежащего внимания его правовой стороне, которая, понятно, не выгодна Азербайджану, поскольку против веских правовых доводов карабахской стороны он не может предъявить соответствующих аргументов. Кроме того, давно уже пора, чтобы карабахский конфликт был детально изучен и представлен всему миру с правовой точки зрения.

Зарождение и утверждение принципа самоопределения наций и народов в международном праве обычно связывается с периодом Первой мировой войны, однако, есть основания полагать, что идеология и практика национального самоопределения имеет более глубокие и давние корни. Еще в эпоху Европейского просвещения такие мыслители, как Локк, Гроций, де Ваттель, Руссо, своими трудами создали предпосылки для теоретического обоснования идеи национального самоопределения. Выдвижение концепции «народного суверенитета» в ходе Великой французской революции также заложило солидную основу для формулирования принципа национального самоопределения[1].

Утверждение принципа самоопределения – величайшее достижение человеческой цивилизации. Он оказывает определяющее воздействие на сам ход истории. Подавляющее большинство государств современного мира возникло на юридической основе принципа самоопределения. Он стал основой освобождения более сотни стран от колониализма и иностранной зависимости. То же самое можно сказать в отношении государств, возникших на месте СССР[2].

Право на самоопределение народов и наций как международный принцип получило своё закрепление во многих международных документах, в частности, в Уставе ООН, в 55-ой статье, где написано, что »с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов… ». А это означает, что право на самоопределение ООН видит в качестве основы дружеских отношений между народами, а полное признание этого принципа – как предпосылку сохранения международного мира и безопасности. Следовательно, отвергая право на самоопределение армян Арцаха, Азербайджан сегодня откровенно препятствует установлению всеобщего мира на кавказском регионе.

Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение и в других документах ООН, в частности, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой, однако в связи с распадом колониальной системы вопрос о самоопределении наций по большому счету решился[3].

В Резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН прямо указала, что «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире». В иных документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Согласно статье 1 международного пакта о гражданских и политических правах, »все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба, без каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Подобная статья получила свое закрепление в международной Декларации об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966).

Еще в 1952г. Конгресс ООН объявил, что право на самоопределение народов и наций является предпосылкой для насаждения всех фундаментальных прав человека. Конгресс также наставлял, что »страны ООН должны содействовать принципу самоопределения народов и наций».

14 декабря 1960 г. ООН приняла Декларацию »О предоставлении независимости колониальным странам и народам». Статья 2 указывает на то, что »все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Это факт, который утверждает, что освобождение Карабаха от колониального ярма 1988-1991гг. и признание независимости НКР имеют прочную правовую основу. НКР тоже освободилась от колониального ярма, которое было наложено на нее решением от 5 июля 1921 г. Кавбюро ЦК РКП (б).

В Декларации тысячелетия ООН 2000г. говорится о праве «на самоопределение народов, которые остаются под колониальным господством и иностранной оккупацией»[4].

Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, а не любая социальная, этническая или религиозная общность. Касаясь этого вопроса, Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали говорил: «Нация не является племенем: в реальности одно противоположно другому. Нация — это обязательно выход за рамки базовых обществ, это объединение нескольких из них… Задача нации как раз и заключается в том, чтобы преобразовать примитивные антагонизмы и создать пространство солидарности, благодаря чему она и является очень современным понятием, которое мы находим в Уставе Организации Объединенных Наций»[5].

Так, один из разработчиков Устава ООН – профессор Б. С. Крылов утверждает, что «ООН ставит своей целью развитие дружественных отношений не только между своими членами-государствами («nations»), но и между народами («peoples»), входящими в состав суверенных государств и не имеющими своего государственного бытия»[6]. Советский ученый Д. Б. Левин настаивал на том, что нация как таковая не может быть единственным участником международно-правового регулирования. И. А. Умнова подчеркивает, что правильнее считать субъектом права на самоопределение народ, а не нацию. Такую же позицию отстаивает и Л. Ф.Болтенкова[7]. В полном согласии с этой логикой Ю. Г. Барсегов определяет, что сторонами правоотношений, связанных с самоопределением, являются народ, стремящийся воспользоваться своим неотъемлемым правом, и государство, в границах которого пребывает этот народ[8].

С.В.Черниченко считает, что принцип самоопределения народов включает в себя следующие элементы:

  • все народы и нации имеют право на самоопределение;
  • все участники международного общения обязаны уважать это право;
  • оно реализуется путем свободного волеизъявления данного народа или нации;
  • его реализация исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне;
  • оно означает возможность выбора между государственным отделением данного народа или нации и вхождением его (её) на тех или иных условиях в другое государство, то есть свободный выбор политического статуса;
  • оно означает также возможность выбора формы государства (т.е. формы правления, государственного устройства, политического режима);
  • оно, наконец, означает возможность выбора социально-экономического строя и путей своего развития[9].

Стоит привести некоторые статистические данные, которые свидетельствуют о том, что в Нагорном Карабахе жили и живут армяне. Вот эти данные: в 1823 году население Нагорного Карабаха составляло  36500 человек, из них армяне – 84,6 %[10], 1832-33гг. – население – 26100, армяне – 84%[11], 1850-ые гг. – население – 43500, армяне – 83 %[12], 1886г. – население 116800, армяне – 84,8 %, а население города Шуши – 26800, армяне – 56,6 %[13], 1897г. – население 128600, армяне – 82,7 %[14], 1921г. – 131500, армяне – 94,4 %[15], 1926г. НКАО – 125300, армяне – 89,1 %[16]

«Независимо от того, каким образом был поставлен данный народ под власть государства — насилием или добровольно, он продолжает оставаться субъектом самоопределения, — пишет Ю.Г. Барсегов. — Неотъемлемость и непогашаемость права народа на самоопределение связаны с самой сутью этого права, с его характером, содержанием и правовой природой. Субъектом и дестинатором этого права является народ (курсив наш-А.А.). Оно существует вместе с народом и, следовательно, независимо от существования того или иного государства. Последнее может появиться и исчезнуть, но народ всегда будет носителем права на самоопределение»[17].

Право на самоопределение народа НКР неуязвимо, ибо организованные, начиная с 1988 года, демонстрации и митинги, затем факт провозглашения НКР, становление государственных институтов дают основание заключить, что все процессы, которые происходили до и после провозглашения, соответствуют букве и духу международного права, действовавшему законодательству СССР, внутригосударственным правовым актам, принятым на их основе. Это факт, который невозможно ни оспаривать, ни опровергать.

2 сентября 1991г. Нагорно-Карабахская Республика приняла Декларацию »О провозглашении НКР», которой юридически реализовала свое право на самоопределение, затем логически последовало юридическое закрепление независимости 10 декабря 1991г. путем всенародного референдума. В референдуме приняли участие 108736 человек, и подавляющее большинство – 99,89 % – высказалось за независимость НКР. В упомянутом документе закреплено “основываясь на действующей Конституции и законах Союза ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР”.

Таким образом, во время принятия Декларации народ НКР реализовал положения Закона СССР от 3 апреля 1990г. »О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», статья 2 которого гласит, что »решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)».

Право на самоопределение – одно из тех естественных прав, которое не может быть ограничено какими-либо международными правовыми нормами, договорами или Конституцией страны. НКР реализовала свое право на самоопределение, основываясь на международных документах и путем последовательного выполнения процедур, принятых в международной практике.‏

Принцип территориальной целостности отражает то, на что имеют право государства. Принцип права на самоопределение фиксирует то, на что имеют право народы. Для либерализма, социал-демократии и коммунизма государство существует для народа, права народа первичны и первично право на его самоопределение[18].

Вместе с урегулированием карабахского конфликта в политических кругах стали обсуждаться два международных принципа, которые, по мнению некоторых авторов, противоречат друг другу. Речь идёт о принципах народов и наций на самоопределение и территориальной целостности. Нарушение принципа территориальной целостности однозначно связано с захватом территории суверенного государства другим государством, а не с самоопределением народа, живущего на территории государства и основанием нового государства. Право на самоопределение связано не только с территориальной целостностью, но и с другими принципами международного права, в первую очередь, с уважением прав человека.

Упрёки Азербайджана в том, что право на самоопределение народа НКР нарушило территориальную целостность страны, также лишены каких-либо правовых основ, поскольку НКР появилась в »составе» Азербайджана по решению Кавбюро РКП(б), которое таким правом не обладало.

Бывший сопредседатель Минской группы с проазербайджанской позицией Брайза часто любил повторять: »Есть правовой принцип территориальной целостности государств и есть политический принцип народов на самоопределение». Однако в действительности существует противоположное явление. Упоминание этих правовых документов отнюдь не самоцель. Как принцип международного права, право на самоопределение, безусловно, отражает справедливое требование армян Арцаха. Отклонение от этого является попранием прав человека. Между тем, ситуация иная в случае принципа “территориальной целостности”, на который делает упор Азербайджан. В данном случае не существует принципа “территориальной целостности”: власти Азербайджана отлично осознают, что с точки зрения международного права их основы обветшалые, что не существует какого-либо правового документа, которым современная Азербайджанская Республика могла бы обосновать свои претензии в отношении Республики Арцах. Баку также не имеет какого-либо правового довода в пользу того, что Нагорный Карабах когда-то был частью географической территории или суверенного государства под названием “Азербайджан”.

Человечество не должно забывать, что название “Азербайджан” появилась только 1930-х гг., а новое государственное образование было создано искусственно. Следует помнить, что народ или нация под названием “азербайджанцы” не существовали, их предками были кавказские татары.

В одно время азербайджанская сторона постоянно спекулировала той мыслью, что право на самоопределение лишено правового содержания и что в случае Карабаха речь вовсе не идёт о самоопределении, поскольку Карабах, якобы, является исконной азербайджанской территорией. В противовес этому можно привести следующий довод, который в последнее время стал объектом интереса не только армянских, но и зарубежных исследователей: в ходе раскопок ещё раз было подтверждено, что на территории Арцаха существовал город под названием Тигранакерт и не только. Многие культурные монументы и памятники являются выразительными свидетельствами того, что Арцах является армянской землей. Уж не говорим о свидетельствах армянских и зарубежных историографов. Цель приведения данных доводов в том, что в урегулировании карабахского конфликта вообще не может идти речь о территориальной целостности, о чем привыкли говорить азербайджанцы. Отсюда вытекает ясный вывод: человек (или государство) не могут требовать того, что раньше им не принадлежало. И как утверждает Александр Тарасов, “армяне Арцаха (Нагорного Карабаха) имели не только национально-культурную, но и национально-территориальную автономию (хотя и редуцированную почти до национально-культурной), но это их не удовлетворило”[19].

Знатоки международного права по разным поводам констатировали следующее: “В рамках действующего международного права право на самоопределение высший в отношении территориальной целостности” или “принцип территориальной целостности нельзя противопоставить принципу наций на самоопределение и препятствовать его реализации”.

Если раньше разными органами и должностными лицами было выражено мнение о том, что между принципами самоопределения и территориальной целостности существует  противоречие, то сейчас ответ на этот вопрос дал Международный суд ООН в Гааге, который не является новизной в международном праве, а лишь констатирует уже существующее.

Стоит процитировать слова Председателя международного суда ООН Хисаши Овада: “Международное право не содержит препятствия для провозглашения независимости”. А по мнению американского официального представителя, “международное право не запрещает провозглашения независимости и не требует для этого разрешения”.

В доктрине и практике принцип самоопределения зачастую понимается как принцип  одноразового действия, как право избрать форму своего государственного существования. Однако из содержания принципа следует, что речь идет о постоянно действующем праве народа свободно определять свой политический статус. Главная цель права на самоопределение состоит в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики[20].

Сказанное нашло отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. В нем говорится о принципе равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. В соответствии с этим принципом «все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие». Таково современное понимание принципа самоопределения во взаимоотношениях демократических государств[21].

Таким образом, в обобщенном виде можно сказать:

  • та территория, на которой жил и живет народ Арцаха, с древних времен принадлежит ему, и на небольшой части этой территории два десятилетия тому назад было образовано легитимное государство;
  • все шаги, которые предпринял Арцах в ходе реализации права на самоопределение, соответствуют международному праву, действовавшему законодательству СССР и т.д.;
  • несмотря на то, что в международном праве используется право на самоопределение народов и право на самоопределение нации, и они равнозначны, в случае Арцаха можно использовать право на самоопределение нации, поскольку на нашей территории живет нация, а не представители разных наций;
  • поскольку Азербайджан является членом ООН и присоединился к ряду международных документов, то, не уважая право на самоопределение народа Арцаха, одновременно демонстрирует неуважительное отношение к ООН и принятым ею документам, то есть к международному праву.

Аветик Арутюнян


[1]В.Кочарян. Зарождение, развитие и современное содержание принципа самоопределения народов в международном праве // Принцип самоопределения народов и проблемы его реализации в современном международном праве. Сборник научных статей. Ереван, Изд. ЕГУ. 2009. стр. 5.

[2] Ю.Г. Барсегов, Обязательная сила права народов на самоопределение и средства его обеспечения, Серия «Нагорный Карабах», Выпуск № 1, 1993, стр. 7.

[3] Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006– www.alleng.ru — 27.12.2010.

[4] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005 – www.alleng.ru — 27.12.2010.

[5] Гали Бутрос Б. Речь в Институте государства и права Российской академии наук по случаю присуждения звания почетного доктора права. Москва, 7 сент. 1992 г.

[6] Крылов Б. С. Материалы к истории Организации Объединенных Наций. Вып. 1. М., Л., Изд. АН СССР, 1949, стр. 106–107

[7] Левин Д. Б. Принцип самоопределения народов в международном праве. «Советский ежегодник международного права», 1962. М., 1963, стр. 32. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998, стр. 154. Болтенкова Л. Ф. Российская государственность: состояние и перспективы. М., 1995, стр. 62

[8] Барсегов Ю. Г. Право на самоопределение – основа демократического решения межнациональных проблем. Ереван, 1989, стр. 29

[9] Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация), Московский журнал международного права, N 4, 1996, ст.5.

[10] Национальный Архив Армении, ф. 93, оп.1, д. 163, Камеральное описание Карабахской провинции 1823г. действительным стацким советником Могилевским и полковником Ермоловом Вторым, 1866, Тифлис.

[11] НАА, ф. 93, оп. 1, дд. 49, 50, 51, Камеральное описание Карабахской провинции на 1832-33гг.

[12] Кавказский календарь на 1852г., Тифлис, 1851, сс. 430-433, Кавказский календарь на 1856г. Тифлис. 1855. сс.358-359, 376, 441

[13] Свод статистических данных о населении закавказского края извлеченных из посемейных списков 1886г. Елисаветпольская губерния, Тифлис 1893г. сс. 438-463, 510-527.

[14] Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897г. Елисаветпольская губерния, книга 63, СПб 1904. , Исторический архив России, ф. 1290, оп. 11, дд. 636, 638, 695.

[15] Нагорный Карабах за годы Советские власти, Степанакерт. 1968. стр. 7.

[16] В.Е.Ходжабекян, Воспроизводство и перемещения населения Армении в 19-20 гг, на пороге 21-ого века, Ереван, 2002, стр. 286. (на арм. Яз.)

[17] Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 70-71.

[18] Сергей Черняховский, Территориальная целостность и право на самоопределение. В международном праве эти принципы не равнозначны — http://www.novopol.ru/-territorialnaya-tselostnost-i-pravo-na-samoopredeleni-text51183.html – 27.12.2010.

[19]Александр Тарасов, Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип,  http://saint-juste.narod.ru/natio.htm — 27.12.2010

[20] Международное право: Учебник / Отв.ред. Е.Т.Усенко, Г.Г.Шинкарецкая.-М.: Юристь, 2003.-с. 54.

[21] Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005– www.alleng.ru — 27.12.2010.