online

«Культура является фундаментом политики»

КУЛЬТУРА

«Наша Среда online»С сентября по декабрь 2019 года в Москве с большим размахом прошел армянский фестиваль «Сезон армянской культуры», состоящий из 40 мероприятий. Москвичи и гости столицы смогли посетить концерты, образовательные лекции, интерактивные программы для детей, кулинарные, музыкальные и арт мастер-классы и познакомиться с богатой многовековой армянской культурой.

Ранее мы анонсировали эти мероприятия. Сегодня, по их завершении, заместитель главного редактора «Наша Среда online» Карен Григорьян встретился и пообщался с организаторами Сезона. Его собеседники — руководитель IT-проектов, сооснователь проекта «Dudukist» Сурен Багдасарян и сопредседатель Объединения армян России, директор Армянского музея Москвы Давид Тоноян.

Карен Григорьян — У каждого из вас есть своё направление деятельности. А тут вы решили объединиться и создать проект «Сезон армянской культуры», которого ранее не было в России в таком формате. Расскажите, с чего все началось?

Сурен Багдасарян -Пять лет назад мы создали проект «Dudukist» и стали организовывать международный фестиваль дудука. Это было мероприятие большого масштаба, которое проходило на таких площадках, как Кремлевский дворец, Театр эстрады, Планетарий. Это было тогда что-то уникальное. После того, как мы провели пятый фестиваль, я понял, что надо идти дальше, создавать что-то новое, более глобальное, нежели концерты армянского дудука. Я пришел в Армянский музей Москвы и предложил помимо концертов дудукистов организовать армянские кулинарные мастер-классы, детские концерты и прочее, т.е. то, чего еще не было.

Давид Тоноян — Нам это предложение стало интересно, поскольку это популяризация армянской культуры на новом уровне и в новых масштабах. Кроме того, понравилось то, что это не разовое мероприятие, которое посетит узкий круг людей, в основном армяне. Это масштабно. У людей есть выбор посетить мероприятие, которое ему ближе и по вкусу. Если он не сможет посетить концерт или кулинарный мастер-класс, то сможет прийти на лекцию по истории и культуре Армении. Такой комплексный подход правильной презентации армянской культуры для неармянской аудитории, продолжительностью в 3 месяца.

Карен Григорьян — А вы ведете статистику, кто посещает ваши мероприятия?

Сурен Багдасарян — Фестивали дудука ранее посещали 85% неармяне, такое же соотношение и сейчас. Скажем, если на тех же кулинарных мастер-классах, из 15 человек будет 1-2 человека армяне, то это уже хорошо. Мы потратили 2 месяца, чтобы подготовить этот проект. Когда его начинали, то до конца не понимали, какие будут масштабы этого проекта, сколько работы будет проделано. Все наши мероприятия, кроме лекций, они платные, человек не просто приходит на мероприятие, он голосует своим рублем. И стоит сказать, что продаваемость билетов составила 98%. Это означает, что армянская культура востребована, люди хотят изучать нашу культуру, хотят погружаться в нее. Стоял всегда вопрос качества, нам удалось очень много ресурсов и финансовых и людских, инвестировать в этот проект на старте.

Карен Григорьян — Вы легко нашли музыкантов, которые приняли участие в мероприятиях? Они сразу соглашались?

Сурен Багдасарян – Конечно, ведь это было им интересно. Можно сказать, у них выбора не было. Мы привозили музыкантов из Сочи, Иркутска, Самары, самой Армении, оплачивали трансфер, проживание. То есть тут нет какого-то волшебства со стороны или людей, которые бы в это дело вкладывались.

Карен Григорьян — Вы сказали, что проект большой. Сколько человек работали над ним?

Сурен Багдасарян — Была команда из 12 человек. Это люди разной степени вовлеченности, поскольку у нас были ещё проекты в проектах, и люди подключались на разных стадиях. У нас есть дизайнеры, маркетологи, таргетологи, люди, которые занимались партнерами, обзвоном, организацией концертов, фотографированием. Это целые выстроенные структуры, которые работали над своими отдельными направлениями.

Карен Григорьян — У вас, как я понимаю, были спонсоры?

Сурен Багдасарян — Нет, у нас не было спонсоров. Были инвесторы, были партнеры, которые оказывали в большей степени бартерные услуги, мы вовлекали их в наши процессы и давали возможность рекламы их услуг в рамках нашего проекта. Были партнеры, с которыми мы сотрудничаем регулярно. И одним из вызовов этого сезона было то, чтобы показать, что армяне могут друг с другом сотрудничать. Как правило, бывает, что каждый сам по себе.

Давид Тоноян — Я не помню, чтобы в последнее время армянские организации делали долгосрочные совместные проекты. И наш проект в этом смысле тоже показателен и уникален, когда две организации, без каких-либо претензий и разногласий осуществили такой долгосрочный проект. Кроме того, хочу отметить, что к проекту, так или иначе, оказались причастны более десяти армянских организаций.

Карен Григорьян — Можно ли сказать, что такие проекты о продвижении армянской культуры интересны и российским компаниям, как партнерам?

Сурен Багдасарян – Да, безусловно. Среди наших партнеров есть и российские организации, соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят. Просто до этого не было подходящих историй — кейсов. Это я в продолжение истории с партнерством хочу сказать, что, ребята, обратите внимание на то, что возможно не делать постоянно бесплатные мероприятия и приучать людей к этому. Делая мероприятие платным, мы повышаем и его качественный уровень. Почему? Потому что если у человека мало средств, то сделать что-то стоящее сложно, нужно искать спонсоров, которые готовы оказывать материальную поддержку. Но если пойти по другому пути, назовем его социальным предпринимательством, которое еще и будет популяризовать армянскую культуру с разных сторон и вовлекать людей в этот процесс, то будут и средства, на которые можно делать достойные качественные мероприятия. Это дает возможность не искать спонсоров в классическом понимании, которые дают деньги так сказать «с барского плеча».

Давид Тоноян — Сурен сказал, что все мероприятия у нас платные. В этом смысле мы тоже исключение из правил. Раньше все армянские мероприятия в Москве проводились бесплатно. Из-за этого хромало качество и отношение людей к этим событиям. И люди, которые раньше ходили на бесплатные мероприятия не понимали, почему они должны в этот раз платить за то, чтобы послушать качественную музыку. Вот именно представителей этой аудитории, этой части армянского общества, их не было на наших мероприятиях в рамках сезона.

Сурен Багдасарян – Кстати, вот еще любопытная статистика. Как только мы открыли продажи билетов, то на бесплатные лекции записались за месяц 240 человек. За это же время было куплено всего четыре билета.

Карен Григорьян — Скажите ещё про статистику. Я так понимаю, что самыми востребованными были бесплатные лекции. А из платных, какие были более востребованы?

Сурен Багдасарян — Все мероприятия были востребованы. Но более всего это кулинарные мастер-классы и детские концерты. Такого еще никогда не было, чтобы в Москве организовывали концерт армянской народной музыки для детей от 1 месяца. И это был лучший детский концерт, который, когда либо, вообще был в Москве.

Давид Тоноян — И это важный момент, когда мы говорим о культуре воспитания, то ранее мы не работали с детьми. Обычно это мероприятия для взрослых людей. В Москве, где проживают сотни тысяч армян, нет больших мероприятий для детей. Да, есть кружки какие-то, которые посещают единицы, но подобные концерты просто отсутствовали. Сначала мы думали, насколько это будет вообще востребованным, но сейчас мы можем говорить о том, что это было одним из важных мероприятий.

Сурен Багдасарян — Перейдя немножечко дальше, хочу сказать, что есть у нас такие хроники сезона. Это проект в проекте. Это отчет о том, как проходят наши мероприятия. Здесь и фотоотчет, лучшие фотографы работают у нас, видеоотчет и текстовый отчет с мероприятий. Что удивительно, людям нравится потом этот контент смотреть, смотреть на себя со стороны, с кем-то делиться и этот контент показывает людям. И в армянском мире очень мало людей, кто формирует этот контент. И сам проект он такой большой, он дорогой, потому что производить его не дешевое удовольствие, писать, фотографировать — для нас это дополнительные издержки. Но для нас это важно, чтобы показать нашу работу. И люди могут сказать, понравилось или не понравилось мероприятие. Мы собрали более 200 видеоотзывов. И все это будем показывать.
И еще о статистике. Почему стоит организовывать дальше такие Сезоны. После фестиваля дудука в Кремле, который был в 2017 году, я позвонил 100 людям с неармянскими фамилиями, которые были на фестивале, и 42 человека сказали, что за последние полтора года они посетили Армению. Сейчас мы собираем обратную связь от людей, которые приходят на наши сезоны и видим, что есть категория людей, которая уже была в Армении, есть, которая хочет поехать в Армению. Одна из наших задач здесь влюблять людей в Армению. А если у нас там из 2000 человек, которых в этом году посетили Сезоны, человек 800 потом поедут в Армению и там потратят по 500-600 долларов, то, думаю, для Армении это будет неплохо. В этом плане это тоже очень важный проект. Если раньше люди могли себе представить Армению только в музыкальном плане, то сейчас они узнали еще интересные факты кроме музыки.

Карен Григорьян — Судя по вашим ответам мероприятия Сезона прошли прекрасно и вы на следующий год планируете повторить их и сделать ещё что-то более глобальное?

Сурен Багдасарян — На самом деле я также как и Давид оставил бы этот вопрос открытым. А почему? Потому что развитие этого проекта должно лежать вне плоскости частных инвестиций, потому что этот проект должен быть интересен не только конкретно персональному человеку или двум персональным людям. Чтобы этот проект развивался, к нему должны подключиться люди на новом уровне. Что хорошо, у нас есть возврат инвестиций. То есть тут не просто какие-то спонсоры, которые там дали деньги и забыли, а это история про то, что можно сделать такую структуру, выстроить такие процессы и команду, что мероприятия, которые направлены на популяризацию культуры, буду возвращать инвестиции. И получается, что мы сейчас формируем вот этот образ Армении, армянского мира, поскольку опыт человека начинается с продажи билета, потом с людей, которые его встречают на мероприятии, потом само мероприятие и обратная связь после мероприятия. Потом еще то, что ему пишут письмо, спасибо, что посетили наше мероприятие, вот фотографии здесь можете посмотреть, потом подписки, которые человек регулярно получает два раза в неделю. То есть это история о том, что мы не просто взяли и забыли человека, а это история выстраивания взаимоотношений с человеком. А дальше можно конечно сделать так, чтобы этот человек поехал в Армению, чтобы ему там понравилось. То есть, по сути, мы формируем такое полное отношение к армянскому народу и отношению к стране.

Давид Тоноян — Однозначно надо продолжать, поскольку это востребовано в российском обществе, есть пустое поле, есть необходимость. И в таких проектах должна быть очень заинтересована армянская сторона и армянский капитал в целом. Сейчас так сложилось, что основные инвестиции идут в бизнес и политику, а культура, которая является фундаментом этого всего, туда никто не заглядывает. Все думают, что это дно, оттуда ничего не возвращается. Возможно, это было так, поскольку кто-то что-то пожертвовал на мероприятия и там через некоторое время об этом все забывали. И сложно отслеживать статистику, людям стало интересно или нет. А тут все просто. Есть первый опыт, мы уже знаем, сколько на это времени уходит, какая команда нужна, сколько нужно инвестировать туда для масштабирования в рамках одного города, страны. Просто можно взять эту модель и провести фестиваль в любом городе, в любой стране. Можно получить свои инвестиции обратно и сделать на этом проекте себе хорошее имя, так как поддержал хороший социальный проект. И участие Армении в подобных проектах очень важно и необходимо. Ни для кого не секрет, что культура это важнейшая часть внешней политики. Можно на примере наших соседей посмотреть, как после просмотра фильмов, сериалов, они меняют отношение даже врагов к своей культуре стране и даже там руководству страны.

Карен ГригорьянЧто касается участия государства. Заметили вы интерес за эти три месяца с его стороны?

Давид Тоноян — Можно бесконечно рассказывать об отрицательном опыте общения с Министерством культуры, армянскими СМИ и т.д. Если московским СМИ это было интересно, они писали о проекте, показывали его, то армянским СМИ было не понятно, почему они должны об этом говорить, если это происходит не в Армении, и там нет высоких гостей. Хотя всем отправлялись релизы, но лишь единицы, кто рассказал об этом мероприятии.

Сурен Багдасарян — Хотел бы еще вот что дополнить. Давид рассказал про то, что и другие могут использовать наши наработки, мы готовы это отдавать. Понятно, что мы немало денег заплатили за дизайн билетов, афиш, сайта. Все это могут брать безвозмездно.
А вторая история о том, что благодаря обратной связи мы сделали дегустацию армянского вина. И не просто дегустацию, а концерт-дегустацию. А потом нам предложили, а сделайте дегустацию хаша. И не просто дегустацию, а с ведущим и дудукистами. Сделаем. То есть, благодаря обратной связи мы делаем мероприятия форматов, которых раньше не было.

Давид Тоноян — Фишка не в том, что люди приходят и едят хаш, а в том, что это сопровождается интересной лекцией, с фактами, легендами, показами, как правильно есть, с чем есть. Благодаря этому люди погружаются в эту культуру. После всех наших мероприятий люди обязательно получают небольшие подарки, конверты со скидками и акциями от наших партнеров, стикерпаки. Люди уходят довольные. Буквально по ходу сезона мы решили провести еще одно мероприятие, покажем фильм о землетрясении в Спитаке, который сняли не армяне, устроим встречу с авторами.

Карен Григорьян — Вы отметили, что в Армении слабо освещались мероприятия, что не скажешь о российских СМИ. Все это было основано у вас на личных контактах?

Давид Тоноян — Как Сурен уже отметил, у нас были люди, которые несут ответственность за результаты. За работу с российскими СМИ отвечала наша коллега Марина Селиванова.

Сурен Багдасарян — На самом деле контакты очень важны и личные контакты еще больше. Насколько я знаю, у армянских организаций не было долгосрочных отношений с российскими СМИ. Все потому, что не было подобных регулярных мероприятий. И когда они видят масштабность мероприятий, их значимость, то возникает желание об этом рассказать. Хочу отметить газету «Вечерняя Москва», которая напечатала целый разворот о наших сезонах, это телеканал «Мир», «Спутник Армения», Первый канал. Представьте, люди утром включают Первый канал, а там армяне на улице в центре Москвы в 5 градусов мороза играют на дудуке и кяманче. Сайт Мэра Москвы освещал наш проект. Из крупных информационных партнеров назову Яндекс Афишу, которая выделила нам целый раздел. Это журнал «Тайм-аут», который половину наших мероприятий отмечал как выбор редакции, потому что они сами эти мероприятия посещали. Что касается концертов, то мы делали ставку на камерные мероприятия с живой музыкой, чтобы зритель мог полностью погрузиться в нашу культуру, чтобы каждый человек прочувствовал, что музыкант играет именно для него. И все, кто посещал наши мероприятия, подметили, что это самое душевное мероприятие, с душой организованное, нет никакого пафоса, как будто твои близкие друзья для тебя это делают. И это очень хорошо. Это говорит о том, что мы попали в душу этим людям и люди благодарны им. Люди остались довольны еще и потому, что мы превосходили их ожидания. Например, мы нигде не упоминали, что у нас перед каждым концертом будет дегустация армянского коньяка, а тут они приходили, — и такой сюрприз. И таких бонусов было очень много.
Мы надеемся на то, что эту инициативу заметят. На это должны обратить внимание. И мы будем стараться. Начиная уже с января следующего года мы будем показывать это людям, которые должны наконец-то в это поверить. Нам нужно, чтобы следующие мероприятия посетили уже не 2000 человек, а 10 тысяч. И если 40% из них посетит потом Армению. Это очень важно. Потенциал большой. Очень хотим, чтобы проект развивался.

Давид Тоноян — Хочу отметить, что мы показали презентацию Заре Синасяну, уполномоченному по делам диаспоры, рассказали, как это можно масштабировать и с этим проектам выходить в диаспоры, и он заинтересовался. Они опубликовали информацию у себя на странице и помогли выйти на некоторые СМИ. Надеемся, что в следующем году будет от него еще большая поддержка. Посольство Армении в Москве также нас поддержало и лекции об Армении проходили на их территории. То есть мы нашли формат сотрудничества. Надеемся, по итогам будет встреча с Послом, которому мы расскажем и покажем наш отчет.

Карен Григорьян — Спасибо за беседу и удачи вам в ваших начинаниях.

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top