c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

«Для меня очевидно чувство как национального, так и общечеловеческого»

Авг 21, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Ваче Шарафян
Ваче Шарафян

«Для меня очевидно чувство как национального, так и общечеловеческого. Мы обитатели одной планеты — разные, противоречивые, даже взаимоисключающие, однако, не видеть очевидность единства и взаимосвязанности этого многообразия не могу. Именно на ощущении диссонансов нашего «сегодня» я творю свою музыку и через музыку нахожу выходы и разрешения (консонансы).
Думаю, что настоящей культурой не могу не быть востребован. Однако, часто под словом «культура» подразумевается нечто иное. «Культура», «духовность» — в «умелых» устах этими словами можно прикрыть последнее бескультурие и явную бездуховность. Со временем много осознаешь и понимаешь, так сказать, обретаешь мудрость, и сам себя познаешь, конечно.» (Из интервью Виктору Коноплеву)

***

Ваче Шарафян родился в 1966 году в Ереване (Армения).

В 1990 году окончил Ереванскую Государственую Консерваторию им. Комитаса по классу композиции а в 1992 году аспирантуру, класс профессора Эдуарда Мирзояна.

В 1992-96 годах работал в Иерусалимской Армянской духовной семинарии в качестве преподавателя музыкальных дисциплин и специалиста духовной музыки. Работал над изданием книги песнопений в Храме Воскрессения (Иерусалим), выступал как композитор, пианист, органист.

Произведения Шарафяна исполнялись в самых престижных залах Армении, России (включая Большой и малый залы Московской консерватории), Израиля, США (включая Карнеги хол, Чикагский Синфонический зал, Сиетл Бенароя хол, Бостон Джордан хол), Венгрии, Италии, Германии (включая Кельнский филармонический зал и Берлинский филармонический зал), Голандии (Консертхебау, Музикхебау), Бельгии, Ливана, Тайланда, Франции, Англии, Шотландии, Ирландии, Швейцарии, Швеции, Исландии, Грузии, Украины, Тайваня, Тайланда.

С 2001-го года избран официальным композитором Проекта «Шелковый Путь», основанного выдающимся виолончелистом Йо-Йо Ма. Произведения Шарафяна были заказаны и исполнены такими известными музыкантами как Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы», Йо-Йо Ма, и ансамбль «Шелковый путь», Джеймс Улик, Джон Сампен, Бостонский симфонический оркестр современной музыки, Амстердамский ансамбль «Атлас», «Питсбург Нью мюзик», Ксения ансамбль, Комитас квартет, МАТА оркестр, Филармонический оркестр Армении, Менсфилдский, Симфонический оркестр, Сицилийский симфонический оркестр, Soli Deo Gloria, Dilijan Chamber Music series, Marseille wind quintet и многие другие. Labels — BIS records (Sweden), Albany Records (New York), Traditional Crossroads (New York). Publishers- Editions BIM, G. SCHIRMER.

***

«Слушая сочинения Шарафяна, вначале поддаешься неизъяснимому обаянию какой-то нездешней красоты, которая осознается как бы со стороны нашего европеизированного сознания. Постепенно, вслушиваясь в тонкую инкрустацию ансамблевого звучания, улавливаешь одушевленный разговор инструментов — восточных и европейских, вдруг осознавших свою близость к беседующим об этом. Их поэтический слог словно вьется вокруг этой темы — прекрасной истории их возникновения и развития, расцвета и служения разным языкам и народам. Композитор дает инструменту полную свободу действий, делает его героем произведения, идет за ним, словно бы сам прислушивается к нему. Ведь каждый из них, особенно армянские народные инструменты, — это мир со сложившимися традициями и выработанными на протяжении тысячелетий канонами. Нарушить эти традиции недопустимо. Поэтому так долго в армянской симфонической музыке не было прямого использования народных инструментов, а существовала лишь их имитация, которую мы встречаем в обилии у Спендиарова, Арама Хачатуряна и т.д.

Как говорят, вопрос назрел и решился самым простым и мудрым образом — ничего не было нарушено, традиция осталась в своем целостном виде; включив зурну и дудук, кяманчу и дап в масштабные симфонические формы, Авет Тертерян лишь усилил их символику. Этот путь был обусловлен не столько модернизацией музыки, сколько выявлением ее самобытных корней, истории ее происхождения… По этому пути пошел и Ваче Шарафян, смело раздвигая культурно-исторический диапазон музыкальных традиций. И вот уже расшифровывается предыстория инструментов; интенсивно резонирующий оркестр Шарафяна обнаруживает армянский лик скрипки, восточные корни виолончели, антику дудука…

Произведения Ваче Шарафяна — это торжествующая эстетика инструментализма, утверждающая свое мировое созвучие. Она основана, конечно же, на художественной интуиции, избирающей тему творчества, наиболее актуальную своему времени, но вместе с этим и на прочной традиции армянского искусства, армянской музыки, издавна занявшей форпост в сближении Востока и Запада. Достаточно назвать имя Арама Хачатуряна — и все станет на свои места. Но задолго до этого — Саят-Нова…. А углубимся в анналы истории армянской музыки, и перед нами предстанут киликийские тагопевцы, воспевающие лик Иисуса Христа в орнаментике изысканного макома…
Ваче Шарафяна можно назвать наследником этих замечательных и плодотворных традиций, так самобытно как нигде на земле соединяющих несоединимое, сближающих упорно разное, даже противоречивое. Достаточно прочитать названия произведений Ваче Шарафяна, чтобы уловить вектор его стилистики: » Солнце, вино и ветер времени», «Вознесение кяманчи», «Моя высокоплывущая луна»… — прямые переклички с образами лирики средневекового армянского поэта Наапета Кучака, символически воплотившего «главную черту эпохи Возрождения, — чувство полноты жизни, полноты ощущения мира» (Л.Мкртчян). Сегодня это мироощущение испытывает сильнейший кризис. И Ваче Шарафян угадывает верный путь его возрождения — через поэзию чувств, через пламенеющую ниву музыкальных и поэтических традиций прошлого, через то, что уже пережито и передано в анналы человеческого опыта, — не здесь ли лежит ключ к великому Собранию Мира?»
(Маргарита Рухкян «Неистовый Ваче Шарафян» «Голос Армении» 24.12.2009)

Видеоканал Ваче Шарафяна