«Наша Среда online» — 16 апреля 1923 года был принят декрет Совнаркома Армении о создании в республике специальной организации “Госкино”.
Д.М. Дзнуни, бывший в то время председателем Главполитпросвета, был назначен директором кинофабрики “Госфотокино“. Как вспоминал Даниэл Мартынович, вызвал его председатель Совнархоза Армянской ССР Сергей Лукашин (Саркис Срапионян) и спросил, какая нужна сумма для основания кинодела. Узнав, что сумма должна быть не менее трёх тысяч рублей, на листе из блокнота пишет записку: ”Передадите это наркому просвещения Мравяну и получите от него 100 рублей. В настоящее время большей суммы выделить не можем”.
Вот с этих ста рублей и началось армянское кино. В это трудно поверить, но это — факт…
Поначалу оно рассматривалось как прокатная организация, поскольку собственных фильмов не было. Документальные, в основном, сюжеты, снимавшиеся ранее, носили нерегулярный и частный характер.
8 июня открылся первый государственный кинотеатр “Госкино”. 20 ноября состоялось учредительное собрание “Госпросветкино”.
А в следующем году, в день четвёртой годовщины установления Советской власти в Армении – 29 ноября 1924 года на экраны вышел первый часовой документальный фильм “Советская Армения”, созданный группой операторов под руководством И.М. Краславского. Немая лента повествовала о становлении народного хозяйства молодой республики и её достижениях. Съёмки проходили в Ленинакане, Ереване, Аштараке.
Но было понятно, что необходимо работать в направлении художественного кино, создавать не только материальную, но и творческую базу. И тут взгляды молодых армянских кинематографистов обратились к персоне бывшего популярного актёра российского немого кино Амо Бек-Назарова, работавшего тогда в Грузии.
Он занимался административными и организационными вопросами, национализацией кинотеатров. Но вдруг понадобилось срочно поставить полнометражную художественную ленту, а свободных режиссёров не было. И Бек-Назарову, учитывая его большой, хотя и артистический опыт, предложили поставить фильм. После долгих колебаний он согласился, и в 1923 году состоялся его режиссёрский дебют – драма “У позорного столба”. В фильме состоялся и творческий дебют скромной работницы спичечной фабрики “Прометей”, а в будущем – знаменитой актрисы Нато Вачнадзе.
Из воспоминаний Даниэла Дзнуни узнаём, что он вместе с Краславским отправились в Тбилиси, чтобы уговорить Бек-Назарова приехать и работать в Армении. В качестве сценария для постановки первого армянского фильма предложили роман Александра Ширванзаде “Намус”. Режиссёр в то время работал над фильмом “Натэлла”, и ему оставалось ещё три-четыре недели до его завершения. Но он нашёл время приехать в Ереван, чтобы дать ход подготовительным работам, подобрать актёрский состав, наметить места будущих съёмок.
Приезду режиссёра в Ереван содействовал и Армении Сергей. С самого начала возникли проблемы. Среди профессионалов режиссёр не нашёл кандидатов на главные роли Сейрана и Сусан и пригласил непрофессионалов – Самвела Мкртчяна и Марию Шахубатян. Но и известные театральные актёры – Авет Аветисян, Ованнес Абелян, Асмик не имели достаточного опыта игры перед камерой. Правда, некоторые – Ваграм Папазан, Амбарцум Хачанян – снимались в турецких фильмах, но таких было немного и приходилось проводить, как сейчас говорят, тренинги.
Техническая база “Госфотокино” была слабой. Поэтому павильонные съёмки проводились в основном в Тбилиси, а натурные – в Ереване. Перед административным зданием кинофабрики возвели небольшой барак без одной стены, перед которой поставили щиты белой жести, отражающие солнечный свет в помещение. Сценарист и редактор Григор Чахирян вспоминал: “— Ереванский Голливуд, — с усмешкой заметил кто-то из участников съёмок. — А чем он хуже, — тем же тоном ответил Амо Иванович. – Смотри, сколько солнца. Первые фильмы в Грузии снимали примерно в таких же условиях. А когда я покинул пост директора “Госкинопрома” Грузии, это была одна из лучших студий Советского Союза. И в Ереване скоро будет так”.
Благодаря усилиям Амо Бек-Назарова и Даниела Дзнуни вскоре было начато строительство нового кинопавильона с нормальными условиями.
И наконец, 4 октября 1926 года зрителю был представлен первый армянский художественный фильм “Намус”, поставленный Амо Бек-Назаровым при участии “Госкинопрома” Грузии. Общественный просмотр состоялся в кинотеатре “Наири”.
Надо сказать, что в тот период сложился определённый стереотип так называемого “восточного кино”. Этим грешил и фильм “Натэлла”. Но “Намус” открыл новую страницу в этой теме, что отметил и киновед Александр Февральский, опубликовав в газете “Правда” аналитический материал “Шесть восточных картин”, где писал: “Здесь А. Бек-Назаров разом отказался от сладко-медовой романтики “Натэллы”. Основное в “Намусе” – блестящее воспроизведение быта. Советский кинематограф, пожалуй, не имел такой детальной, и в то же время яркой, сочной и впечатляющей обработки”. Фильм имел оглушительный успех, люди шли в кино по несколько раз.
“Намус” демонстрировали не только в Армении, но и по стране и даже за рубежом. А московская табачная фабрика “Ява” выпустила партию папирос “Намус”.
Как вспоминал сам Амо Иванович, этот фильм определил его творческий путь на многие годы. “Свой художественный почерк в кино я обрёл только тогда, когда соприкоснулся с художественными традициями армянской реалистической литературы, замечательным представителем которой был А. Ширванзаде, и выдающимися мастерами армянского реалистического театра”.
Затем Бек-Назаров снял фильмы “Зарэ” по повести Абе Лазо из курдской жизни, весёлую комедию “Шор и Шоршор” по рассказу Мушега Багратуни о похождении двух друзей-выпивох, “Злой дух” по рассказу Александра Ширванзаде “Одержимая”. Кстати, сценарий “Шора и Шоршора” режиссёр написал за три дня, а снял за четырнадцать. Как вы заметили, первые фильмы были так или иначе экранизациями литературных произведений, но вскоре была сформирована группа профессиональных режиссёров и сценаристов. Росло и мастерство актёров, приспособившихся к специфике игры перед камерой.
Вырабатывался и собственный киноязык, сказывалось влияние революционного российского кино, фильмов Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина. Особенно это заметно в картине “Дом на вулкане” (1928 г.), о забастовке нефтяников в дореволюционном Баку, где в главной роли рабочего Петроса снялся Грачья Нерсесян.
В 1928 году “Госпросветкино” было переименовано в “Арменкино”. В конце 20-х “великий немой” заговорил. Но последними немыми армянскими фильмами стали “Гикор”(реж. А. Мартиросян) и “Когда цветут сады” (реж. Дж. Жамгарян), снятые в 1934 году. А знаковым событием для национального кино стал первый армянский звуковой полуторачасовой фильм “Пепо”.
