«Наша Среда online» — Начавшаяся в 1804 г. русско-персидская война, завершается 12 октября 1813 г. заключением договора в крепости Гюлистан. Он подписывается между уполномоченным российским послом Н. Ртищевым и представителем Персии Мирза Абдул Хасан ханом. По договору Персия признаёт присоединение к России: Дагестана, Восточной Грузии, а также Карабахского, Шекинского, Дербендского, Кубинского, Гандзакского, Бакинского, Талышинского ханств.
По Гюлистанскому договору, в момент присоединения Карабаха к России, Карабахское ханство разделилось на магалы: Сисианское, Капанское, Демурчасальское, Багабюрдское, Кеберлинское, Баргушетское, Татевское, Джеванширское, Джрабердское, Хурдапарайское, Писианское, Отуз–Икийское, Игирми-дердское, Карачорлуйское, Варандинское, Дизакское, Аджананское, Талышинское, Хаченское и Мегринское, во главе которого были или армянские мелики, или татарские беки [1]. Фактически, с таким административным делением должно было налаживать отношения царское правительство, на протяжении последующего десятилетия.
С разложением Карабахского ханства в 1822 г. последовала перестройка его правительственной структуры. Ханская структура распалась в ноябре 1822 г., но с конца 1823 г. царское правительство ввело как в присоединённых территориях, так и в Карабахе как законодательную, так и экономическую и политическую структуры русского правления.
8 декабря 1823 г. Совет Министров при участии государственного департамента утверждает предложение А.Ермолова о формировании военного округа из Шекинской, Ширванской и Карабахской провинций[2]. Это постановление утверждается царём 22 января 1824 г. По постановлению, провинциальное правление сосредотачивалось в городах-крепостях в руках коменданта. Комендантам должны были подчиняться руководители магалов: наибы, беки и мелики, которые вели полицейское управление, занимались местным сбором налогов и несением повинностей[3]. Карабахский комендант всецело контролировал финансовую деятельность провинции[4]. Комендант не мог самостоятельно назначать магальных наибов, в марте месяце 1824 г. кандидатура наиба, в присутствии главнокомандующего военным округом, была утверждена со стороны Грузинского управляющего[5]. Фактически, получив в наследие права ханов, коменданты не были самостоятельны в своей деятельности.
По постановлению, центром военного округа стал город Шуши. В 1823 г. после царского указа об «устройстве управления» Закавказья, Ермолов издал постановление «О городовом суде крепости Шуши и её округов». В состав городского суда входило 4 заседателя: 2 бека, 1 армянин и 1 татарин. Их назначали на должность сроком в один год[6].
Вскоре осуществляются и организационные работы местных органов самоуправления. 5 мая 1824 г. по приказу Сената утверждаются провинциальные штаты Шуши, Ширвана и Карабаха, а также должность начальника военного округа. Начальником военого округа назначается В. Мадатов. В начале В.Мадатов думал, что он самостоятельно должен был решать военные, дипломатические, политические и экономические вопросы. Однако здесь он сталкивается с иной реальностью: коменданты достаточно свободны в своих действиях и не согласуют их с ним. 24 ноября 1824 г. он докладывает об этом в своём рапорте Ермолову, привлекая внимание последнего к самостоятельности деятельности структур, находящихся под его руководством [7]. Являясь честолюбивой и достопочтеннейшей личностью, называющий такое положение «беспорядком», В.Мадатов, подает в отставку. В действительности причиной этих недоразумений стало отсутствие документа, указывающего на права и обязанности начальника 102 военного округа и комендантов. Отставка В.Мадатова не изменила положения. После отставки В. Мадатова 27 августа 1827 г. военно-окружным начальником провинций Карабаха, Шеки и Ширвана назначается князь И. Абхазов, а 10 ноября 1827 г. комендантом Карабаха назначается Клюки фон Клюгенау.
Начиная лишь с 1828 г., коменданты Шуши и Шеки получают приказы об управлении и рамках их деятельности. Приказы относились к экономическим, судебным, полицейским и политическим сферам управления. Помощниками комендантов назначались азарапеты (тысячники) и арюрапеты (сотники), которых называли беками, наибами и юзбаши магалами [8] и, чьи права и обязанности не были утверждены.
В проектах реформ управления Закавказья, вопрос управления в провинции Карабаха вновь был поднят в 1828 г. Автором проекта стал русский чиновник П. Санковский. Он назывался «Проект изготовления материалов для предполагаемого комитета управления Закавказским краем». 1 января 1828 г. проект был представлен начальнику главного штаба И. Дибичу. По проекту предлагается создать 5 административно-территориальных единиц (областей): Грузинскую, Имеретинскую, Армянскую и 2 мусульманские области. Провинции Карабаха, Шеки и Ширвана должны были войти в первую мусульманскую область. Для Грузии и Имеретии областное управление предполагалось строить на основе уже существующих структур управления. В остальных областях, в том числе и в провинции Карабах, предполагалось отказаться от полного введения русского судопроизводства и вмешательства в делопроизводство, так как это приведёт к бюрократической волоките [9].
Указанный проект реформ закавказской управляющей структуры не был утверждён и, к счастью, остался на бумаге. В случае Карабаха это означало бы отказ от русского законодательства, что привело бы к возврату ханской администрации.
15 августа 1829 г. министр финансов Российской империи Е. Канкин представляет царю проект «Вид управления Закавказской провинции», по которому должны были восстанавливаться Шекинское, Ширванское и Карабахское ханства, управление которыми будет находится в руках хана. Причина восстановления ханств не освещается, так как по убеждению Канкина «они требуют пространного изложения» [10]. Предложение по восстановлению ханств имело свои причины. Разложение ханств оценивалось как невыгодное явление в контексте русско-персидской войны 1826-1828 гг., так как в составе персидской армии большую силу представляли именно бывшие ханы, беки и ага, однако в русских правящих кругах бытовало мнение, что, с разложением ханств, Россия приобрела для себя лишних врагов и лишилась сильной опоры. Однако предложение восстановления ханств само по себе стало бы регрессией, так как на этой территории мало-помалу сдавали свои позиции существующие политические отношения.
16 августа 1829 г. проект был прочитан царю, однако его пересмотр затягивался, обусловленный русско-турецкой войной. Царское правительство удовлетворилось только тем, что сенаторам П. Кутаисову и Е. Мечникову было поручено провести проверку [11]. В 1830 г. сенаторы, проведя проверку Карабахской провинции, предоставили отчёт «О беспорядках и злоупотреблениях в Карабахской провинции», в котором критикуется военно-демократическое правление [12], деятельность комендантов и провинциальных судей [13].
Вероятно, именно результаты проверки сенаторов, показавшие неорганизованность закавказского управления и стали причиной того, что 24 апреля 1830 года И. Паскевич представляет царю отчёт о политическом, финансовом и правящем строе в Закавказье с предложением введения законодательства, обосновывая это тем, что временное правительство может вызвать недоверие у народа. Для провинций Карабаха, Шеки и Ширвана И. Паскевич посчитал нужным введение военно-комендантской формы правления. Он предложил разделить край на 2 губернии и сохранить Армянскую область. Первой была Грузинская губерния, а вторая должна была получить условное название Дагестан, сформировавшись из 8 провинций: Елизаветопольской, вместе с Шамшадином, Карабахской, Талышинской, Шекинской, Ширванской, Бакинской, Кубинской, Дербендской[14].
Этим проектом был положен конец национальным основам административного деления. Армянским национальным деятелям предлагалось удовлетворится только Армянской областью. Единственной положительной стороной проекта было то, что везде утверждалось бы единообразное русское правление[15]. Проект рассмотрели, однако, и к счастью, оставили на бумаге.
Вопрос управления Карабахской провинцией вновь стал предметом рассмотрения в проектах реформ управления Закавказья 2 февраля 1834 г. В представленном к рассмотрению комитету управления Закавказья, военным министром А.Чернышевым «Проекте основных правил положения для областей, составляющих Закавказский край Российской империи», предлагалось закавказские области России впредь называть Закавказская Россия, которая в свою очередь должна была быть разделена на христианскую и мусульманскую области, соответственно, Западную и Восточную.
12 марта 1834 г. во время рассмотрения, по предложению министра иностранных дел Д. Блудова, в Западную христианскую область должны были войти: Грузия, Имеретия, Мингрелия, Армянская область и Ахалциха. Карабахская провинция вместе с мусульманскими провинциями входили в Восточную часть [16].
16 октября 1834 г. во время заседания комитета, христианская сторона получила название Черноморской, а мусульманская – Каспийской. Последняя состояла из двух областей: Дагестана и Куры, в последнюю входили Карабах, Шеки, Шамахи и Талиш. Фактически, в основу этого административно-территориального деления было положено лишь географическое положение, что в очередной раз попирало национальное самоопределение карабахского населения. Этот проект также не имел успеха и не был осуществлен.
В 1835 г. был составлен «Общий проект Устава Магометанских провинций Закавказского края», в первой главе которого обосабливалось: «Под названием Магометанских провинций Закавказского края разумеются бывшие ханства – Карабахское, Шекинское, Талышинское, Дербендское, Бакинское и Кубинское, с Каракайдаком и Табасараном»[17]. Из такого определения можно сделать вывод, что были учтены не исторические, не национальные разделения, а использовался существующий в прошлом принцип разделения, вследствие чего к мусульманским провинциям был приписан и Карабах. Так, царизм, опасаясь этнического скапливания, сохранял смешанный состав населения.
По проекту, мусульманские провинции должны были быть разделены на две области, в первую входили Карабах, Шеки, Ширван, центром которого становился город Шамахи. Области в свою очередь делились на округи, которые имели свои окружные центры. Окружным центром Карабаха становится Шуши[18].
Получив проект «Организации управления магометанскими провинциями», главноуправляющий Кавказа Г. Розен посчитал желательным разделить провинции на округа. 9 ноября 1835 г. Г. Розен потребовал управляющего мусульманскими провинциями и Талышинского ханства генерал-майора К. фон Краббе предоставить программу разделения Карабаха, «как можно на меньшее число округов», вместо существующих 14 магалов[19]. В основу окружного подразделения легли 3 фактора: количество населения, «местные удобства» и географическое положение [20]. 12 декабря 1835 г. К. фон Краббе отправляет Г. Розену требуемую программу разделения Карабахской провинции на округи, которая была разработана комендантом Карабаха подполковником Степановым.
В 1837 г. вопрос Карабахской провинции затрагивается и в программе «Предположения о разделении Закавказского края», по которому Карабахский, Шекинский, Ширванский и Талышинский округи входили в Куринский, а потом в переформированную Нижне-Куринскую область, с центром в г. Шуши. По проекту, Карабахский округ подразделялся на 5 магалов [21], который включал в себя горную часть Карабаха, Варанду, Дизак, Дживаншир, Егермидорт. Программа была раскритикована из-за недоработки и не была осуществлена[22].
19 мая 1838 г. сенатор Закавказского комитета П. Ган, представил управляющему Кавказа Е.Головину «Положение об управлении Закавказскою Россиею», которое управляющим окончательно было утверждено в августе 1838 г. Во время доработки программы возникла идея, кроме Грузино-Имеретинской губернии и Каспийской области, сформировать ещё одну губернию вследствие объединения Армянской области и Карабахской провинции. Автором идеи был царский чиновник Чичагов. Однако, не получив должной поддержки, а также в связи со сложностью связи в зимний период, увеличения расходов на управление, создание 3-ей области было оставлено за правительством. Предложенная программа так и не была утверждена и, к сожалению, осталась на бумаге[23].
Вместо административного деления в декабре 1839г. Е. Головин выдвинул программу выделения 10 миллионов рублей на восстановление Кавказа. По проекту, должна быть восстановлена и крепость Шуши, выстроены пути, связывающие провинции Карабах и Нахичеван[24].
В 1838-1839 гг. вопрос реорганизации Закавказского управления продолжает рассматриваться, 10 апреля 1840г. Николаем I утверждается новый проект административного разделения Закавказья, который получает законную силу[25]. В итоге нового административного разделения Закавказье было разделено на две крупные административные единицы: Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область. Карабах входит в составе Каспийской области[26].
В 1840 г. был поставлен конец 18-летнему военно-демократическому управлению и было введено политическое управление с однообразным судом и делопроизводством[27]. Несмотря на эти реформы здесь вновь не были учтены особенности местного населения, и тем самым ограничивал дальнейший прогресс перехода к политическому управлению.
Одним из первых действий политического управления можно считать утверждение 21 мая 1843 г. гербов областей Каспийского края, в том числе и Карабаха. Он был создан германским геральдистом Гуго Штрелем [28].
11 декабря 1843 г. главный совет Закавказского управления принял решение о реорганизации провинциальных судов и провинциального управления. По этому постановлению в Карабахе реорганизовалась судебная структура и провинциальное управление[30].
14 декабря 1846 г. царское правительство подвергло Закавказье новому разделению. В этот раз было создано 4 губернии: Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская. Зангезур и Карабах с центром в Шуши вошли в состав Шемахинской губернии, а 6 декабря 1859 гг. – в состав Бакинской губернии[31].
Оценивая сущность административно-политических проектов и программ царского правительства делаем следующий вывод:
а) царизм остался верен своей политике опасения этнической централизации, это было ярко выражено в Карабахе, где продолжала жить надежда на создание независимого государства;
б) выдвинутые в проектах единичные случаи представления Карабаха и Армянского края в одной административной единице, так и остались на бумаге, причиной чего являлись географические условия. Фактически, царизм, исходя из своих политических интересов, не объединил Карабах и Армянскую область в одну административную единицу.
Нелли Багдасарян
Источник: Россия и армяне Нагорного Карабаха в прошлом и настоящем. Южнороссийское обозрение 67, 2011
Литература
- Иваненко В., Гражданское управление Закавказьем, Тифлис, 1901, с.146.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть первая, 1800-1826 гг., Ереван, 2006, с. 120.
- Мильман А., Политический строй Азербайджана в XIX- начале XX веков, Баку, 1966, с. 73-74.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., Ереван, 2003, с. 27.
- Там же, стр. 27, Ерошкин Н., История государственных учреждений дореволюционной России, Москва, 1983, с. 189.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 27.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть первая, 1800-1826 гг., с. 120.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 28.
- Там же, с.43.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIXв., с. 44-45.
- АКАК, т. VII, Тифлис, 1878, док. 47, с. 35.
- Комендантское управление.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть вторая, 1826-1836 гг., Ереван, 2006, с. 63.
- АКАК, т. VII, док. 47, с. 35-37, Документы и материалы по истории армянского народа, социально-политическое и экономическое положение Восточной Армении после присоединения к России (1830-1870), под ред. Н. А. Тавакаляна, Ереван, 1993, с.55-58.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть вторая, 1826-1836 гг., с. 68.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 51.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть вторая, 1826-1836 гг., с. 146-147.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть вторая, 1826-1836 гг., с. 146-147.
- Там же, стр. 148:
- Там же
- Для административного деления за основу был принят проект регионального разделения Карабаха от 1835г.
- Тунян В., Политика самодержавия России в Закавказье XIX-нач. XX вв. Часть третья, 1836-1844 гг., Ереван, 2006, с. 25.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 63.
- АКАК, т. IX, Тифлис, 1884, док. 20, с.17-19.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 66.
- Шахатунян А., Административный передел Закавказского края, Тифлис, 1918, с. 86-87, Саркисян Г., Население Восточной Армении в XIX-начале XX в., Ереван, 2002, с. 99, Тунян В., Восточная Армения в составе России, Ереван, 1989, с. 43.
- Карабахский конфликт: историко-геополитический аспект, Ереван, 1999, с. 6.
- Тунян В., В верхней части герба: на золотом поле стоит тигр, а рядом выходящие из земли три световых столба, в нижней части: на зеленом поле бегущая лошадь, что символизировало, что в провинции разводились самые лучшие лошади.
- Тунян В., Административно-экономическая политика самодержавия России в Закавказье 1-й пол. XIX в., с. 87.
- «Кавказский календарь» на 1849 г., Тифлис, 1848, с. 37-40. Саркисян М., Из истории градостроительства Шуши, Ереван, 1996, с.15.