• Сб. Ноя 2nd, 2024

Исследование «сарьяновского» корпуса русской поэзии» опубликовано в научном журнале

Июн 20, 2024
Мартирос Сарьян. Автопортрет

«Наша Среда online» — В «Известиях Смоленского государственного университета» вышла статья докторов филологических наук, профессоров Смоленского ГУ Ларисы Павловой и Ирины Романовой «Образно-мотивные ситуации «сарьяновского» корпуса русской поэзии».

Предваряя публикацию авторы пишут, что «материал является частью изучения Армянского текста русской поэзии. В ходе исследования была разработана теоретико-методологическая модель рассмотрения локального текста, выделены его формальные признаки, позволяющие всесторонне описать языковую картину мира Армянского текста.»

«Образно-мотивные ситуации сочетают в себе учет частотных поименованных сущностей с закрепленными за ними повторяющимися у разных авторов мотивами. Так формируются маркеры локального текста. В данном контексте рассматриваются образно-мотивные ситуации, связанные с именем художника Мартироса Сарьяна. В собранном авторами статьи «сарьяновском» корпусе были выделены две главные образно-мотивные ситуации: 1) прозрение, постижение. Реализуется она в двух вариантах: а) лирический субъект постигает творчество Сарьяна, увидев Армению; б) лирический субъект постигает Армению, познакомившись с творчеством Сарьяна. Эта ситуация постижения семантически главная в стихотворениях, потому что иллюстрирует внутреннюю трансформацию лирического субъекта, его преображение; 2) старение. Она реализуется одновременно в двух вариантах, проецируясь на жизнь и на искусство: а) Сарьян-человек стареет, он смертен; б) Сарьян-творец, его искусство неподвластны времени, бессмертны. Это универсальная лирическая ситуация, развивающая вечные темы жизни, смерти и искусства. К формированию Армянского текста относится только первая ситуация, подчеркивающая необходимое участие Сарьяна в постижении Армении лирическим субъектом.»