c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Июн 8th, 2025

Искажение истории как угроза идентичности

Май 15, 2025

«Наша Среда online» — Тема искажения истории напрямую связана с феноменом уничтожения коллективной памяти, а значит и идентичности, самосознания, чувства принадлежности к своему сообществу, народу, собственным  культуре и цивилизации.  Именно через память любой народ, любая нация утверждает свою историческую непрерывность. Именно память даёт нам общую идентичность.

Искажение или утрата коллективной памяти, эдакая коллективная амнезия – это, по сути, потеря самосознания, путь к разобщению. Это, если угодно, удар по иммунитету нации, её способности противостоять реальным вызовам современности.

Борьба с памятью — лишь часть масштабной программы по атомизации наших обществ. Разработчикам и реализаторам этой программы недостаточно разделить нас изнутри —  на разного рода меньшинства, секты,  разорвать внутрисемейные узы, отторгнуть наши сакральные основы. Им нужно уничтожить веками устоявшиеся связи народов единого цивилизационного пространства, и именно для этого необходимо изжить из памяти наше общее прошлое —  то, на чём зиждется общецивилизационный контекст.

Великая Отечественная война, Вторая мировая война, роль наших народов в освобождении мира от фашизма —  героические страницы истории, сплачивающие многие народы в единый народ-победитель, которые выступают серьёзным барьером на пути нашего вырождения и полного уничтожения.

Изжить или исказить память о войне и великой победе — это не что иное, как попытка заставить русского человека забыть, что он русский, армянина — что он армянин….

Есть ещё один важный дискурс этой темы, который я хочу особо выделить. У войны нет и не может быть ни одного положительного аспекта, кроме её результата — победы добра над злом. Но важным качеством войны является то, что она всегда высвечивает кто есть кто. И в этом плане судьбы наших народов очень показательны.

События второго десятилетия 20 века породили особый феномен — русскую эмиграцию, представленную, в общем-то, людьми разных убеждений и  наполненную – в разных своих сегментах — очень различным по качеству содержанием.  И именно Великая Отечественная война стала той исторической межой, которая позволила виртуально «вернуться» в орбиту родной цивилизации тем, кто оказался от неё отторгнутым, но продолжал чувствовать свою принадлежность духовным корням. Встав на сторону СССР в этой священной войне за правду, сражавшиеся против фашизма в эмиграции продемонстрировали, что остались настоящими глубинными русскими людьми. Те же, кто мечтал «расправиться с коммунистами руками фашистов», допуская таким образом существование Родины в нацистской парадигме, расписались в добровольном отступничестве.

Армяне, которые всего за 25 лет до войны пережили страшный Геноцид, потеряли существенную часть своего генофонда и всю западноармянскую культуру как феномен, вошли в эпоху большого рассеяния, воевали бесстрашно не только в рядах Красной армии, но и в партизанских отрядах, рядах Сопротивления. Это ли не доказательство того, что для армянского народа война с фашизмом была не выполнением спущенной директивы, а священной борьбой против мирового зла, в том числе борьбой за собственную идентичность, за сохранения цивилизации, в парадигме которой армянство могло выжить и развиваться.  А то, что народ наш вышел из этой страшной войны победителем, однозначно помогло минимизировать травму Геноцида в общественном сознании, превратить армян из жертв исторических обстоятельств в народ, преодолевший исторические обстоятельства, способный и к ратному подвигу, и к мирному созиданию.

Не будет преувеличением сказать, что уже более 17 веков армянская идентичность во многом зиждется на подвиге  во имя цивилизации, к которой принадлежит наш народ. Армяне, по сути, — кровь Восточнохристианской цивилизации на её восточном фланге, при этом всегда активно участвующие и в защите западного фланга.  И если вы объективно и скрупулёзно проследите исторический процесс, для многих из вас, уверена, станет очевидным, что существенная часть мира формирует собственные самоидентификации именно в противостоянии Восточнохристианскому миру – как на Западе, так и на Востоке. Так что в перспективе у нас ничего нового —  нам ещё воевать и воевать, отстаивая не только нашу цивилизацию, но и саму возможность принадлежности к ней, а значит – хранить историческую память, помнить о подвигах предков.

Каждый, кто пытается сегодня пересмотреть нашу героическую историю, стереть из сознания её страницы, сместить акценты, исказить правду — враг Восточнохристианского мира и враг армянства, пытающийся вырвать нас из парадигмы нашей цивилизации и вписать нас в нечто враждебное нам, исказив нашу самость, нашу сущность.

В начале выступления я отметила, что именно через коллективную память народ утверждает свою историческую непрерывность. Наша духовная генетическая линия возводит армянскую христианскую идентичность к Аварайру, когда армяне чётко обозначили  вектор своего развития, став на тот момент одним из стержневых элементов Христианской цивилизации. Именно этот вектор  всегда обеспечивал устойчивость армянской идентичности — в любых исторических обстоятельствах. Те же люди, что пытаются исказить память о нашем недавнем прошлом, обязательно скажут вам «Зачем нужны были жертвы Аварайра? Были бы зороастрийцами, было бы лучше», или «Проще было принять принять ислам/стать турком/вписаться в фашистскую повестку․․․» — всё облегчило бы нам существование, если следовать логике разрушителей нашей самости: быть кем угодно, только не армянами, только не христианами, только отвернуться от нашей цивилизации. Но именно это и есть путь саморазрушения, исчезновения, уничтожения собственной идентичности.

Виктория Аракелова