ТОЧКА ЗРЕНИЯ
(Доклад на международной научной конференции «Цивилизационный вклад Армении в историю Шелкового Пути» (21-23 ноября 2011, Ереван)
Уважаемый председатель конференции, уважаемые участники конференции!
Позвольте выразить искреннюю признательность Институту истории Национальной Академии Наук Республики Армения за приглашение и возможность участвовать в этой, несомненно, полезной научной конференции.
Геополитика является, как известно, научной дисциплиной в рамках политической географии. Геополитика изучает стратегию и технологии использования географических преимуществ, географических ресурсов различными акторами международных отношений в своих интересах. Географическое пространство используют государства, военные блоки, политические партии, целый ряд негосударственных акторов, ТНК, преступные сообщества и прочие. Они эксплуатируют географическое пространство для извлечения экономической выгоды, получения прибыли, распространения влияния, а также для обеспечения собственной безопасности. В указанном смысле геополитика смыкается с другими общественно-политическими науками – международными отношениями и политологией.
Отношения Российской Федерации и Республики Армения как феномен современной региональной и мировой политики также имеет свою геополитическую специфику. Геополитика современных российско-армянских отношений сообщает нам о том, каким образом две страны используют географические возможности в рамках имеющегося стратегического партнерства. В геополитике российско-армянских отношений соединяются несколько уровней межгосударственного и общественного взаимодействия, а именно:
- Политический диалог
- Военно-стратегическое сотрудничество
- Торгово-экономическое партнерство
- Культурная дипломатия.
В свою очередь, взаимодействие России и Армении направлено на решение конкретных проблем, имеющих отношение к геополитике. К таковым проблемам относятся: поиск урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, нормализация армяно-турецких отношений, подключение Армении к международным трассам транспортировки энергоресурсов, в первую очередь, углеводородов.
К сказанному следует добавить столкновение геополитики терроризма и геополитики российско-армянских отношений. Республика Армения выступает самым надежным бастионом защиты региона Большого Кавказа и России от нападений международного терроризма и операций интернациональной преступности. Благодаря последовательной позиции Еревана и военному присутствию РФ в Гюмри обе страны значительно сужают преступным сообществам географическое пространство для маневра.
Совпадение интересов двух стран в регионе Большого Кавказа и за его пределами, в том числе в районах, относящихся исторически к мегапространству «Великий Шелковый Путь», отчетливо видно в текстах базовых документов России и Армении. Рассмотрим некоторые положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 2009 года и аналогичный документ «Стратегия национальной безопасности Республики Армения» 2007 г.
Стратегия национальной безопасности РФ содержит целый ряд пунктов, имеющих прямо отношение к нашей проблематике. Так, в пункте 13 Стратегии говорится:
«На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.
Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.
Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств — участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
При этом Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
Стратегия национальной безопасности указывает и на экономическое измерение интеграции стран СНГ. В частности, пункт 14 Стратегии сообщает: «Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения».
Выходя за рамки пространства СНГ, документ выделяет деятельность ШОС, что утверждает пункт 15 Стратегии: «Для России особое значение будут иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в ее рамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе» [1].
Теперь обратимся к аналогичному документу стратегического, перспективного характера на стороне Республики Армения. Это «Стратегия национальной безопасности Республики Армения», утвержденная на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 года.
Согласно Стратегии 2007 года, Армения осуществляет свою стратегию внешней безопасности, руководствуясь следующими главными принципами:
Комплементаризм (взаимодополняемость). Армения строит свои отношения на международной арене на основе партнерства, развивая эффективные взаимоотношения со всеми действующими в регионе заинтересованными силами. Партнерство направлено на сохранение равновесия в регионе.
Вовлеченность (интегрированность). Армения – вовлеченная в региональные и мировые интеграционные процессы страна, рассматривающая себя в качестве полноценного участника процессов, которые развиваются в региональной и международной сферах. Вовлеченность предполагает участие в тех процессах на международной арене, которые созвучны целям, провозглашенным Арменией. Стратегические отношения с Россией, выбор европейского пути развития, взаимовыгодное сотрудничество с США и Ираном, членство в СНГ и ОДКБ, развитие сотрудничества с НАТО расширяют потенциал осуществления политики взаимодополняемости. Обеспечение стратегии внешней безопасности Республики Армения осуществляется в трех основных плоскостях: международной, региональной и всеармянской.
Характер и потенциал взаимоотношений с Россией, включающей часть Кавказского региона, не ограничиваются региональным уровнем. Они носят стратегический характер, что обусловлено важной ролью России в обеспечении безопасности Армении, традиционными армяно-российскими дружественными отношениями, широкомасштабным торгово-экономическим сотрудничеством, ролью России в урегулировании карабахского конфликта, а также наличием в России многочисленной армянской общины.
Военное присутствие России на Кавказе имеет особую важность для безопасности Армении и как фактор обеспечения военно-политического равновесия в регионе. Республика Армения и Российская Федерация осуществляют совместное боевое дежурство для обеспечения безопасности границ и в сфере противовоздушной обороны.
Армения придает большое значение сотрудничеству с Россией в оборонной, военно-технической и энергетической сферах, в сфере задействования транспортных маршрутов, в вопросах региональной стабильности и безопасности, в деле улучшения правового статуса граждан Армении, проживающих в России.
Региональная стратегия обеспечения безопасности Армении, в частности, нацелена на укрепление региональной стабильности, развитие и расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества, на участие Армении в международных экономических проектах, реализуемых в регионе [2].
Выделим несколько проблем, решение которых вполне возможно в процессе углубления российско-армянских отношений. Об этих проблемах откровенно свидетельствует вышеназванная Стратегия национальной безопасности Республики Армения. Республика Армения продолжает ощущать потребность в дополнительных дорогах, водоводах, в развитии систем связи и других инфраструктур. Низкий уровень эффективности научно-образовательной системы Армении, в особенности, низкий уровень интеграции этой системы в международные институты образования, а также слабая доступность профессионального образования. В список проблем можно добавить и ослабление национально-культурной идентичности армянской диаспоры. Размывание идентичности влечет за собой потерю эффективных и политически важных связей Армения – Диаспора (Спюрк).
Прямое отношение к теме нашего доклада имеет вопрос перекрытия транзитных путей на территории приграничных государств. Республика Армения испытывает на себе экономические и транспортные последствия отсутствия дипломатических отношений между РФ и Грузией. Негативное воздействие на армянскую экономику окажут санкции международного сообщества против Ирана, если такие санкции обретут большой масштаб. Добавим сюда энергетическую зависимость Республики Армении.
Границы российско-армянской геополитики непосредственным образом выходят к большому географическому пространству, которое исторически имеет название «Великий Шелковый Путь».
В сентябре 2011 г. прозвучала идея создать «Новый Шелковый Путь». Представители 30 государств и международных организаций собрались 22 сентября в Нью-Йорке, чтобы начать новую инициативу. Министры иностранных дел Афганистана, Германии и США сопредседательствовали на встрече, однако там собрались также министры иностранных дел Китая, Франции, Индии, Италии, Японии, Казахстана, Пакистана, Швеции и Объединенных Арабских Эмиратов. Были представлены все государства, граничащие с Афганистаном.
Главная идея «Нового Шелкового Пути» — поднять экономику Афганистана с помощью инвестиций, активной торговли, строительства и запуска транспортных и энергетических маршрутов, в которых примут участие все региональные соседи Афганистана. Эта страна Среднего Востока должна измениться. Афганистан призван стать региональным центром, связующим звеном Центральной и Южной Азии, с одной стороны, и Ближнего Востока, с другой стороны – так, как это было в исторические времена Шелкового Пути. Инструментами приготовления нового Шелкового Пути станут двусторонние и региональные соглашения по вопросам интенсификации торговли, упрощения визового режима, привлечения инвестиций [3].
Обсуждение времени и способов путей изменить Афганистан учредители инициативы намерены устраивать на международных конференциях. 2 ноября в Стамбуле состоялась специальная конференция по Афганистану. В декабре 2011 г. в Бонне состоялась следующая конференция как этап выполнения плана по созданию Нового Шелкового Пути.
Конкретизация идеи Нового Шелкового Пути содержится в официальных выступлениях американских дипломатов. В частности, мы хотим обратиться к очень заметной речи видного американского дипломата Роберта Хормэтса, который занимает должность помощника государственного секретаря по вопросам экономики, энергетики и сельского хозяйства. Р. Хормэтс выступил 29 сентября в Вашингтоне перед экспертами различных стран. Его доклад назывался «Стратегия США «Новый Шелковый Путь: что это такое? На что она направлена?»
Соединенные Штаты, по слова дипломата, уверены, что инициатива «Новый Шелковый Путь» имеет региональное значение. Изменение Афганистана повлияет на стабильность в Пакистане. Инициатива окажет благоприятное воздействие на всех соседей Афганистана. Экономическое развитие серьезным образом повлияет на урегулирование международных и локальных конфликтов, внесет вклад в укрепление региональной и национальной безопасности Афганистана и его соседей. Значительный вклад в обеспечение экономического рывка Афганистана внесут новые маршруты перевозки туркменского газа из Центральной Азии в Пакистан и Индию, новые провода электроэнергии из Центральной Азии в Афганистан, в те же Пакистан и Индию. Выполнение новых проектов создаст тысячи рабочих мест во всей Центральной Азии. Появится совершенно иное географическое пространство, связанное интенсивной торговлей и энергетическим и экономическим сотрудничеством.
Американский дипломат повторил слова премьер-министра Индии Сингха: «Я мечтаю о дне, когда можно позавтракать в Амритсаре, пообедать в Лахоре и поужинать в Кабуле и при этом сохранить свою национальную идентичность. Так жили мои предки. Так, я хочу, чтобы жили мои внуки». Правда, здесь надо сделать оговорку. Американский дипломат восхищается словами индийского премьера и, вероятно, думает, что тот мечтает об азиатском сообществе без границ. Однако предки Сингха жили на территории британской колонии, и там были другие смысловые нагрузки. Колониальное управление, как бы мы к нему ни относились, содержало в себе элементы очень эффективного менеджмента, управления как в политической, так и в экономической областях и предполагало действительное поддержание безопасности и общественного порядка.
Завершая свою речь в Вашингтоне, Р. Хормэтс заявил, что успех инициативы «Новый Шелковый Путь» важен для США, Афганистана, для региона и всего мирового сообщества. «Мы не должны забывать, что наши усилия принесут мир в страну, которая последние три десятилетия пребывает в состоянии войны» [4].
Перед нами очень интересный и привлекательный проект. Однако это все-таки афганистаноцентричный проект. И этот афганистаноцентричный проект, к сожалению, пока исключает целый ряд влиятельных государств и достаточно эффективных экономик.
Буквально через неделю или чуть позже оглашения международной инициативы в Нью-Йорке прозвучала российская инициатива. Российская газета «Известия» опубликовала 3 октября статью председателя Правительства РФ В.В. Путина под названием «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» [5].
«1 января 2012 года, — писал В.В. Путин в своей статье, — стартует важнейший интеграционный проект – Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трёх наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве. Мы объективно подошли к тому, чтобы серьёзно модернизировать принципы нашего партнёрства – как в СНГ, так и в других региональных объединениях. И сконцентрировали своё внимание, прежде всего, на развитии торговых и производственных связей.
По сути, речь идёт о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры. 1 июля 2011 года на внутренних границах трёх наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к Единому экономическому пространству. Создаём колоссальный рынок с более чем 165 миллионами потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы».
Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно российский премьер-министр рассчитывает и на постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счёт полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана. В.В. Путин ставит далее амбициозную задачу российской внешней политики: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции – к Евразийскому союзу. В статье начертаны перспективы и контуры этого проекта.
Во-первых, Россия предлагает модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-тихоокеанским регионом. В том числе, это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз.
Во-вторых, Евразийский союз послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов. То есть, будет формироваться путём постепенного слияния существующих структур – Таможенного союза, Единого экономического пространства.
В-третьих, Россия не противопоставляет Евразийский союз и Содружество Независимых Государств. У каждой из этих структур есть своё место и своя роль на постсоветском пространстве.
При этом Председатель Правительства РФ подчеркивает, что России и другим реальным и потенциальным участникам Евразийского союза досталось большое наследство от Советского Союза – это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития – в наших общих интересах. «Кроме того, убеждён, — пишет В.В. Путин, — что экономической основой Содружества должен стать максимально либерализованный торговый режим. По инициативе России – в рамках её председательства в СНГ в 2010 году – был подготовлен проект нового Договора о зоне свободной торговли, базирующийся, кстати, на принципах Всемирной торговой организации и нацеленный на полномасштабное снятие разного рода барьеров».
В-четвёртых, Евразийский союз – это открытый проект, и Российская Федерация приветствует присоединение к нему других партнёров и прежде всего – стран Содружества. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединённой едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов. Вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу.
Историю создания Евразийского Союза сам В.В. Путин отсчитывает примерно от 2002 года. Вот что говорил о союзе российский премьер-министр на встрече с руководителями ряда телевизионных каналов России 17 октября 2011 г.:
«Кстати говоря, вот те процессы, которые сейчас развиваются и о которых я писал, – реальным автором этих предложений и планов был далеко не только я. И не только Россия. На самом деле первый толчок в этом направлении был сделан Президентом Казахстана Назарбаевым. Он приехал сюда и здесь, в Ново-Огарёво, пришёл ко мне домой и говорит: слушай, я подумал, давай будем делать так, так и так. Мы уже двигались в этом направлении, но…
В.М.Кулистиков: А когда это было?
В.В.Путин: Это было в 2002 году – если мне память не изменяет. Примерно так. И мы у меня дома, вот здесь вот, рядышком совсем, в соседнем здании, разговаривали вчетвером на этот счёт. Я, Назарбаев, Лукашенко и тогдашний Президент Украины Кучма. Я предложил подождать его специально, мы его дождались и вчетвером разговаривали. Ну так вот, не надо быть крупным специалистом, чтобы понять: от сложения наших возможностей – технологических, инфраструктурных, по транспорту, по энергетике, по минеральным ресурсам, по рабочей силе, по территориальным возможностям, даже по языковым, что тоже очень важно для развития общей экономики, – если мы всё это сложим, наша конкурентоспособность будет резко возрастать. Резко будет возрастать! Мы используем те конкурентные возможности, которые достались нам от прежних поколений, и можем перевести их на современную, новую базу. Снимем различные ограничения между государствами, связанные с таможней, с валютными курсами, с множественностью подходов в техническом регулировании. И так далее, и так далее, и так далее. Разбюрократим экономику, сделаем единый, практически общий рынок, где будут свободно перемещаться товары, люди и капиталы, введём единые нормы регулирования в экономике, обеспечим безопасность внешних границ вот этого пространства, прежде всего экономического характера, и будем развиваться – более эффективными станем, более привлекательными даже для наших партнёров из-за рубежа. А если мы будем внедрять в наши внутренние процедуры нормы и правила Всемирной торговой организации, то мы станем более прозрачными для наших внешних партнёров» [6].
Евразийский Союз в то же время соответствует классическим геополитическим схемам партнерства государств, доходящего до стадии глубокой интеграции.
Инициатива Российской Федерации о создании Евразийского Союза, озвученная В.В. Путиным, являет собой один из примеров ассиметричного ответа на вызовы и проблемы глобализации. Евразийский Союз является, возможно, и ответом на проект «Новый Шелковый Путь» и приглашает Республику Армения участвовать в этом амбициозном геоэкономическом проекте.
Существуют и другие, не менее интересные и значимые примеры ассиметричного ответа. Они свидетельствуют, о том, что не география, не географические и территориальные преимущества и удержание позиций, а современные, перспективные технологии определяют сотрудничество двух стран. Высокие технологии РФ и РА.
В качестве примера приведем слова президента РФ Д.А. Медведева на совместной с Президентом РА С.А. Саргсяном в ходе государственного визита Президента Армении в Москву 21 октября 2011 г. Приводим выдержку из стенограммы пресс-конференции:
«У меня вопрос к Дмитрию Анатольевичу. Вы сейчас упомянули о том, что министры Вам докладывали об инвестиционных проектах России и Армении. Есть ли перспективы для наращивания российских инвестиций в Армению? Можно ли говорить о каких-то масштабных, новых проектах? И, в частности, каковы перспективы сотрудничества в атомной энергетике? Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Министры докладывали, но, если говорить предельно откровенно, мы и сами с Сержем Азатовичем, когда даже встречаемся тет-а-тет, довольно легко переходим с темы на тему, потому что мы давно их [проекты] обсуждаем. Конечно, от инвестиционного сотрудничества очень многое зависит. Я сказал уже, что объём накопленных инвестиций России в Армении приближается к трём миллиардам, и это далеко не предел. Мы абсолютно уверены, что объём этих инвестиций может быть и больше. Российские компании стабильно обеспечивают Армению природным газом, они ведут активную деятельность в электроэнергетической сфере. Кстати, в скором времени запланирован ввод в эксплуатацию пятого энергоблока Разданской ТЭС, и думаю, что это тоже будет очередным, достаточно масштабным событием в смысле нашего инвестиционного сотрудничества. Уверен, что и реализация газоэнергетических проектов выведет сотрудничество в этой сфере на более высокий уровень.
Но, собственно, энергетикой замыкаться нельзя, хотя она и очень важна. Мы понимаем, например, насколько важны, с другой стороны, для наших армянских друзей проекты в сфере инфраструктуры: инфраструктуры как реальной, так и виртуальной. Под реальной инфраструктурой я имею в виду железнодорожный транспорт, там целый ряд проектов реализуется, и сегодня в ходе переговоров они обсуждались, в том числе и возможные новые идеи, связанные с выходом из сложной ситуации, в которой в настоящий момент пребывает Армения. Мы надеемся, что совместными усилиями и России, и Армении, и некоторых третьих стран мы сможем всё-таки добиться более современной и, может быть, даже принципиально новой системы коммуникаций для Армении.
Что же касается виртуальных инвестиционных проектов (не в смысле того, что они существуют только в виртуальной сфере, они просто охватывают сотрудничество в области информационных технологий), то здесь тоже всё очень неплохо. Помню, как мы с Сержем Азатовичем открывали один из таких интересных проектов в области широкополосного мобильного интернета в тот момент, кстати, когда, например, в России всё это развивалось гораздо медленнее. И это очень хорошо, в этом плане наши армянские друзья создают, скажем так, пилотную площадку для применения российских и совместных информационных технологий. Мы считаем это очень-очень полезным. Поэтому даже Соглашение об устранении двойного налогообложения, которое мы только что подписали, должно способствовать развитию инвестиционных проектов.
И два слова по сотрудничеству в атомной сфере. Это тоже важное направление сотрудничества. Оно требует очень масштабных инвестиций, это всё не дешёвые проекты, скажем откровенно, тем более с учётом тех повышенных требований, которые сейчас предъявляются к атомной энергетике. Но мы продолжаем обсуждение этого проекта и, надеюсь, выйдем на оптимальную схему для развития сотрудничества в сфере атомной энергетики» [7].
Мы полагаем, что возможен специфический вклад России и Армении в проект Новый Великий Шелковый Путь. Этот вклад не нарушает независимости Армении, не отнимает у обеих стран выполнять принятые международные обязательства.
Следует размышлять нам, ученым, о том, каким образом преодолеть исключительно географический, территориальный подход и абсолютно геополитическое мышление. Можно ли создать Великий Шелковый Путь посредством технологий? Так же, как ракеты малой и средней дальности, а затем и информационные технологии преодолели территориальные объемы, современные нанотехнологии и постоянный обмен идеями в состоянии нащупать, нарисовать, проложить Великий Шелковый Путь XXI века. Этот путь позволит воссоздать Великую Армению, великую не своей территорией, но великую своим научно-техническим потенциалом и прочным союзом с Россией. Россия и Армения способны стать одним из полюсов Новой Шелкового Пути, надежным звеном в передаче знаний, технологий, идей, а уже затем материально осязаемых энергоресурсов.
Александр Корнилов,
доктор исторических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Примечания:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537/ Министерство иностранных дел Российской Федерации// (Режим доступа:) http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4!OpenDocument (Дата обращения 13.11.2011)
2. Стратегия национальной безопасности Республики Армения. Одобрена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 года/ Министерство обороны Республики Армения// Режим доступа: http://www.mil.am/1320693104 (Дата обращения 13.11.2011)
3. Auswärtiges Amt – A New Silk Road. Last Updated 14.12.2011/ Federal Foreign Ofice // Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/EN/AAmt/BM-Reisen/2011/09-VNGV-NewYork/110922-NewSilkRoad-node.html (Дата обращения 03.01.2012)
4. The United States’ «New Silk Road» Strategy: What is it? Where is it Headed? U.S. Department of State. Remarks. Robert D. Hormats, Under Secretary for Economic, Energy and Agricultural Affairs. Address to the SAIS Central Asia-Caucasus Institute and CSIS Forum. Washington, DC, September 29, 2011/ U.S. Department of State. Diplomacy in Action// (Режим доступа:) http://www.state.gov/e/rls/rmk/2011/174800.htm (Дата обращения 03.01.2012)
5. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня/ Известия. 03 октября 2011 года// Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/502761 (Дата обращения 13.11.2011)
6. Интервью Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. 17 октября 2011 г./ Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина// (Режим доступа:) http://premier.gov.ru/events/news/16755/ (Дата обращения 14.11.2011)
7. Совместная пресс-конференция Президента Сержа Саргсяна и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева по итогам переговоров во время государственного визита Президента Армении в РФ 25.10.2011/ Президент Республики Армения. Официальный сайт// Режим доступа: http://www.president.am/events/press/rus/?id=76 (Дата обращения 14.11.2011)
Источник: Цивилизационный вклад Армении в историю Шелкового Пути. Материалы международной научной конференции, 21-23 ноября 2011 г. — Ереван: Институт истории Национальной Академии Наук Республики Армении, 2012. — С.254-269.