• Ср. Окт 30th, 2024

Гагик Оганджанян: «За ухоприятными дифирамбами нужно понять, кто нам друг»

Май 2, 2024

«Наша Среда online»«Национальная (спасительная) идея каждого ответственного армянина — быть больше представетелем народа страны пребывания, его преданным гражданином, чем титульная нация. Если, конечно, государство не построено на национал-фашистских и прочих античеловеческих ценностях!» — полагает кандидат технических наук, профессор Российской академии естествознания, писатель, общественный деятель Гагик Оганджанян.

— Гагик Сергеевич, Вы достойный представитель армянской диаспоры России. В то же время остаётесь верным сыном армянского народа. Иными словами, Вы — пример успешной интеграции армянина в стране пребывания. Именно такая модель, когда коллективная целостность среды пребывания ставится выше личных традиционных подходов, пропагандируется многонациональной Россией в противовес западной позиции в отношении мигрантов. Как Вам удаётся сохранять армянские традиции и устои в среде другого государства?

— Прежде чем начать излагать свои мысли, я бы хотел признаться, что очень мало есть армян (из не родных и близких), которые разделяют мои взгляды.

Так вот, будучи абсолютно советским человеком, как сегодня принято говорить — «совком», я всю жизнь придерживаюсь, в первую очередь, именно советских традиций. Что мне никогда не мешало носить армянскую фамилию, учить родной язык и оставаться армянином. В этом плане не вижу никаких изменений и в современной России. Наравне со всем этим, начиная с 1966 года, когда я пошёл в первый класс интернациональной школы в посёлке Мардакерт НКАО, и по сей день, я имею счастье и везение приобщиться к русской культуре. Свидетельством всему этому является солидарность со мной моих детей, многочисленной родни и друзей, которые меня знают с рождения.

Если коротко: сохраниться мне армянином позволило осознание судьбоносности моего происхождения. Но при этом, к своим 60+, я пришёл к убеждению и пониманию сути национал-фашизма, что неразрывно связано с понятием «этническая идентичность»!
Горе, когда этническое начало человека становится важнее, а ещё хуже, много важнее, его человеческой сущности. И это не есть результат, какой-либо пропаганды. Это есть результат моего, сугубо личного, процесса познания.

— Многие века Россия и Армения шли плечом к плечу. Армяне никогда не сомневались в правильности своего выбора. Сегодня же мы видим обратную тенденцию. Что произошло с нами, с нашими отношениями?

— Позвольте Вас подправить. При всей любви и уважении к себе и своему народу, я не могу согласиться, что Россия шла плечом к плечу с Арменией. Ибо, когда на политической арене Мира сформировалась Россия, как государство, никакой Армении, в качестве, хоть какого государственного образования, не было. Другое дело, что в России во все времена двери были открыты для всех тех, кто не с мечом, и кто имел намерения добывать свой хлеб насущный праведным трудом, в строгом соответствии с существующими для всех условиями.

Должен признаться, давно не сомневаюсь в том, что проблемы моего народа имеют довольно глубокие корни. Это, как по мне, очень обширная и особая тема. Разве что могу привести несколько «рекомендаций относительно армян» из книги некоего француза иезуита отца Флерьо, изданной в 1694 году:

«1. Изменить нравы армян незаметно для них самих.
2. Проявить нежную заботу о бедных и больных за счёт средств, выделяемых королём Франции, чтобы тем самым завоевать сердце всего армянского народа.»

    И таких директив в этой книге, кстати, находящейся в свободном доступе, целых девять! Как по мне, эта книга и есть свидетельство того, по какому алгоритму мой народ выбран в качестве жертвенного агнца. Но, не буду отвлекаться.

    Что касается сегодняшних отношений республики Армения и Российской федерации, сложно их отделить от глобальных процессов, очевидцами которых мы все являемся. Конечно, Россия 90-х годов прошлого века и сегодняшняя Россия – это совершенно разные России. Если в 90-е годы можно было буквально издеваться над Россией, её традиционными ценностями, сегодняшняя Россия не скрывает, что «..будет восстанавливать свой суверенитет…». Согласитесь, наивно полагать, что у России (хотя бы, если посмотреть на глобус) суверенитета нет, а у иных, он есть. Конечно, сегодняшнее руководство, которое объявило о восстановлении суверенитета России, прекрасно осознаёт, что наивно обижаться на руководство Армении, которому, кстати, те, кого я называю «хозяева денег», позволили удвоить государственный долг за последние шесть лет.
    Если уж совсем коротко, мы являемся свидетелями результата деятельности за постсоветские годы тех, кто воюет против России на Украине, в т.ч. и в Армении. Не удивлюсь, если в итоге мы станем свидетелями Ереванского сценария, нечто подобного тому, что произошло в Сайгоне 30 апреля 1975 года, или в Кабуле — лета 2021 года. Но, как мы видели, всё это не сказалось негативно на отношения победителей ко всем, кто не имел к предательству соучастие.

    — Вы писали, что «сегодня, осознающим ответственность, придется спасать историческую Родину от скатывания на антиРоссию, подобно иным неблагодарным, подвергшимся воздействию врагов России». Что Вы имели в виду? Есть ли такие силы в Армении или в армянской диаспоре, кто бы возглавил этот процесс?

    — Возможно, в предыдущем ответе я коснулся этой темы. Разве, что добавлю. Наивно полагать, что сегодняшняя Россия будет благосклонна к какому-либо государственному образованию, которое попытается, хоть в чём то, содействовать её врагам. Сегодняшняя многонациональная Россия, которая вынуждены довести до конца общее дело наших дедов по искоренению национал-фашизма, вряд ли будет считаться с чьими–либо былыми обобщёнными заслугами. Речь, конечно, идёт о тех, кто хоть как-то посмеет поддаться соблазну встать рядом с теми, кто уже и не скрывает своё враждебное отношение к России. Всякие разговоры о некоей диверсификации, многовекторности, конечно, от лукавого. Реальность такова, что «и нашим, и вашим», уже не получится. Противостоящие стороны и не скрывают, что находятся на грани ядерной войны. Какая диверсификация, какая многовекторность? «Кто не с нами — тот против нас», — вот главный принцип сегодняшнего самоопределения.

    И тут, хотим того, или нет, должны самоопределиться мы — армяне, которые волею судьбы оказались вдали от исторической Родины. В первую очередь, конечно, граждане России.
    Признаться, я не вижу тех сил в Армении, которые были бы настолько независимые и незапятнанные, чтобы завоевать доверие большинства, которое само по себе лишено хоть какого объединяющего начала. Долгое время таковым служило наличие общего врага. Однако, как видим, сегодня эта «конструкция» разрушается. Разговоры уже идут об открытии коридоров, дорог, мостов, покупке дешёвого газа у, как бы, вчерашних врагов. Правда, при этом спешно форсируется создание нового врага, мол, свято место не должно пустовать. Но хочется надеяться, что инстинкт самосохранения всё же не весь атрофирован.

    Когда-то, ещё задолго до прихода к власти в Армении младоармян, я мечтал, чтобы правителем Армении был бы представитель мудрого езидского народа. Столько лет с нами живут и никаких проблем. А почему? Потому что, они так мудры, что в Армении являются большими патриотами, чем сами армяне. А кто ещё может объединить армян вокруг себя, армян, разделённых на более ста непримиримых политических партий? А что? Вон в Англии премьером выбрали индуса. Мы чем хуже демократия? Но, понимаю, что вряд ли это допустят те, кто реальная власть в Армении. Ибо, им не нужно никакое единое армянство.

    А если более жизненно, вижу пока одну реальную кандидатуру, время которого ещё должно назреть, возможно к 2026 году. Позвольте оставлю это имя инкогнито.

    — В отличие от многих Вы вините в происходящем в Армении и Арцахе самих армян. Что же произошло с народом, представителями которого гордятся многие страны?

    Напрасно мы думаем, что подобное отношение к представителям нашего народа ново. Вот ещё цитата из книги того самого француза Флерьо, 1694 года:

    «Есть мало наций в мире, которые имели бы качества лучшие, нежели качества армянской нации.
    Мы повсеместно замечаем, что армяне имеют глубочайший здравый смысл и благоразумие; также они очень умелы в ведении дел.
    Именно они контролируют всю торговлю на Востоке и поддерживают ту, что совершается в крупных городах Европы. Хотя кажутся они темперамента холодного и мягкого, однако, они неутомимы. Для них не составляет труда дойти из глубины Индии до Англии и Голландии.
    B большей степени из них состоят те большие караваны, которые движутся по Востоку и достигают Смирны и Алеппо.
    Путешествуя длиной в три месяца, сопровождаемые всеми трудностями, которые нужно вытерпеть в далёких странах, часто покрытых снегом или сжигаемым солнцем, совсем не пугают их.
    B этих долгих и суровых поездах они ведут жизнь очень скромную и не забывают в точности соблюдать все посты, которые им предписаны, это значит, что большинство из них проводят большую часть года, путешествуя и постясь.
    K этим великим подвигам, совершаемым ради торговли, они добавляют великую умеренность в своём поведении. B их среде редко случаются громкие скандалы или вспышки насилия. Они тотчас теряют уважение, которым наделяют человека, если замечают, что он склонен к поспешным действиям и вспышкам гнева…».

    И это о тогдашней элите моего народа — торговцах, торгашах, как принято говорить сегодня. В свете этого, не сложно представить, какими совершенными в своей праведности были те, кто пахал и сеял, кто хлеб свой насущный добывал в поте лица.

    И вот так оценив элиту нашего, совершенно, праведного народа в своей среде проживания, которая, конечно, никакой Арменией не называлось, в смысле, государства, почему то с конца 17 века, кому-то понадобилось их переформатировать. Повторюсь(1694 год):

    «1. Изменить нравы армян незаметно для них самих.
    2. Проявить нежную заботу о бедных и больных за счёт средств, выделяемых королём Франции, чтобы тем самым завоевать сердце всего армянского народа.»

      И когда я, как бы обвиняю, нас — армян, в наших проблемах, имею в виду следующее. Имея неограниченные возможности в изыскании сути наших несчастий, мы за ухоприятными дифирамбами, в т.ч., от тех, кого вряд ли можно назвать доброжелателями, так и не удосужились разобраться в том, «кто нам друг, кто враг, а кто — так?»!

      Конечно, у меня основные претензии к тем, кого называют элитой. Согласитесь, вряд ли приходится говорить о хоть какой стратегической ответственности наших элит c колокольни сегодняшнего дня.
      Хочу привести то, что у меня уже опубликовано:

      «…Мы, сегодняшние армяне Карабаха (и не только), войдём в историю, как поколение, которое предало могилы своих предков. Тех предков, у которых на протяжение веков без какой-либо государственности, армии, миротворцев, мифического международного права и прочих атрибутов самосохранения, хватило МУДРОСТИ не предавать могилы своих предков и СВОИ святыни… Вряд ли может быть предательство страшнее…
      А всякие попытки оправдания — мол виноваты те или эти, то или сё — это, как «про того танцора»…
      Остаётся завидовать тем, кто так и не увидел этот позор!…»

      Беседовал Виктор Коноплев