online

«Факт существования Турции — сплошной позор для христианских народов»

ИСТОРИЯ

Л.А.Камаровский

«Наша Среда» продолжает знакомить читателей с материалами, вошедшим в книгу «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году», куда вошли речь Гладстона, статьи Ролен-Жекмена, Макколи, Грина, Диллона, Диева и других выдающихся людей своего времени. Предисловие к этому изданию написал доктор права, заслуженный профессор и декан юридического факультета МГУ, член-корреспондент СпбАН Леонид Алексеевич Камаровский (1846-1912).

Леонид Камаровский Исполнял обязанности ректора Московского университета, был членом Гаагской палаты третейского суда, членом международного третейского суда, членом-корреспондентом Петербургской академии наук по разряду историко-политических наук (1910).Происходил из графского рода Комаровских: был внуком генерала графа Евграфа Федотовича Комаровского, который известен тем, что был первым командующим внутренней стражи России, участником суворовских походов. Именно он привез из-за границы портрет баденской принцессы Луизы, который передал Екатерине II и она одобрила кандидатуру невесты для любимого внука Александра.

С 1 февраля по 30 апреля 1911 года исполнял обязанности ректора университета после увольнения А. А. Мануйлова. Это был период почти беспрерывных студенческих волнений, и только благодаря личному заступничеству Л. А. Камаровского перед министром народного просвещения московское студенчество было спасено от массовых отчислений. Однако тяжёлая болезнь заставила сложить с себя обязанности ректора, а затем отказаться и от чтения лекций. В то же время он продолжал до 1912 года выполнять обязанности декана юридического факультета.

Кроме Московского университета Л. А. Камаровский преподавал в Катковском лицее, городском народном университете им. Шанявского, на Высших женских курсах. В 1909 году он был представителем России в Постоянной палате Гаагского международного третейского суда.

Умер от туберкулёза лёгких. Похоронен в некрополе Донского монастыря.

Л. А. Камаровский внёс весомый вклад в развитие науки международного права и его популяризацию. В основе исследований автора лежали две идеи: обоснование международного права требованиями справедливости и естественного права, а также обеспечение реального мира между народами. Хотя названные идеи обгоняли международно-правовые реалии, тем не менее Л. А. Камаровский свято верил в них и последовательно обосновывал необходимость построения системы отношений между государствами именно на этих, а не каких-либо иных принципах. Реальными же органами, способными воплотить эти принципы в международном общении, автор называл международный суд и иные международные организации. Как обоснованно полагал Л. А. Камаровский, суд надлежало образовать из представителей всех стран Европы и Америки (исключая лишь Турцию). Решения международного суда могли иметь силу морального решения. В то же время к государствам, не выполняющим решений суда, следовало применять более жёсткие, в том числе и военные меры. По мнению автора, на земном шаре не должно быть места войнам как средству разрешения конфликтов между государствами. Как исключение, он допускал ведение войн с целью освобождения от зависимости отдельных народов или отдельных религиозных групп.

В предисловии к сборнику «Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году» Камаровский указывает на то, что книгу написали авторы различных национальностей: только одна из них написана собственно англичанином (священник Макколи), другая же принадлежит бельгийцу (Ролен-Жекмен), американцу (Грин), ирландцу (Диллон, бывший профессор Харьковского университета), и с разных точек зрения изучают и освещают эту проблему.

«Это — результат не только теплого отношения упомянутых авторов к предмету, стоющему такого к себе отношения, это столько же плод правдивости всего их рассказа. Авторы помещаемых статей либо сами на местах хорошо изучили то, о чем пишут с такой болью в сердце, либо почерпнули свои сведения от лиц достойных полного доверия. В этом отношении не следует забывать, что донесения, например, английских консулов, на которых делаются ссылки, — относятся ко времени первого министра Сальсбюри и до такой степени они мало отвечали тогдашней туркофильской политике, что не были тогда оглашены. Не менее любопытны, в статье Грина, письма американцев, проживающих в восточной Турции и достоверность которых засвидетельствована различными серьезными свидетелями. Ролен-Жекмен с обычным ему талантом освещает армянский вопрос с точки зрения трактатов, фактов и политики».

В другом фрагменте профессор Камаровский пишет: «Армянский вопрос, как все вообще подобные вопросы об участии христиан в Турции, периодически возвращается на сцену и будет волновать общественное мнение и совесть Европы до тех пор, пока она, к стыду своему, будет терпеть бесконтрольно турецкий над ними режим, этом символ насилия и лжи всякого рода».

Он ставит вопрос о том, почему великие державы были всегда готовы требовать от султана формальных обещаний, но никогда не устраивали надзор за их применением? Речь идет о ст.61 Берлинского договора.

Камаровский продолжает: «Необходимо, чтобы комиссия постоянная и довольно многочисленная (для собирания всех нужных сведений) беспрерывно наблюдала за выполнением договоров, касающихся этой страны. Турция, конечно, тому воспротивится и сошлется на принцип независимости, но таковой не освобождает ни одно государство от необходимости держать свое слово. Во избежание же потворства чьим-либо односторонним, эгоистичным стремлением, необходимо, чтобы все великие державы приняли равное участие в этом деле человеколюбия».

В этом контексте он говорит и о судьбах греков, христиан Ливана, болгар и так далее. «Горько и стыдно, но приходится сознаться, что быть может защита Европы, пока она доселе практиковалась, оказалась для христиан Турции не добром, а злом в тех отношениях, что усилила ожесточение против них мусульман и открыла последним глаза на частую, к сожалению, призрачность протеста Европы против всех их гнусностей. Мы не дипломаты, но часто нам приходит на мысль, что факт существования Турции — сплошной позор для христианских народов».

И в заключении он пишет: «Наше отечество всегда оказывало покровительство угнетенным христианам на Востоке. Владея главным религиозным центром армян и соприкасаясь своими землями с турецкой частью Армении, оно силой вещей не может остаться равнодушным зрителем совершающихся там событий».

Источники:

«Положение армян в Турции до вмешательства держав в 1895 году». М., 1896 Типо-литография Высочайше утвержденного Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко. Пименовская улица, собственный дом
wikipedia.org/wiki/Камаровский,ЛеонидАлексеевич


Вы можете помочь сайту, перечислив любую сумму на карту 5599 0020 0535 7480

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top
%d такие блоггеры, как: