КОММЕНТАРИЙ
«Наша Среда online» — В Доме Союза художников в г. Ереване 8 февраля – 28 февраля 2020 г. открылась выставка «Последствие — артефакт». Авторы проекта, фотограф Арег Балаян и художник Эдик Погосян, искали и отбирали вещественные доказательства конфликта и превращали его в произведение искусства.
В тот же день, в кинотеатре «Москва» был продемонстрирован фильм под тем же названием «Последствие — артефакт» режиссера Грайра Саргсяна. Этот же проект в свое время состоялся в 2019 году в г. Степанакерте.
Проект «Последствие — артефакт» реализуется в рамках проекта «Укрепление мира посредством наращивания потенциала и участия общественности» (PeaGE) при финансовой поддержке Европейского Союза. «Мы также планируем провести выставку в других городах по всему миру» говорят авторы проекта.
Фильм.
Вы смотрели фильм «Последствие – артефакт»? Нет? А зря! Впрочем, не беда, ведь фильм только-только создается и еще не вышел на широкий экран для зрителей. Когда он появится, очень рекомендую не упустить возможность посмотреть его и получить от этого колоссальное удовольствие. Фильм «Последствие – артефакт» о войне и мире. Ужас… страх…боль… потери… человеческие жертвы. Такие чувства способна вызывать только война. Война всегда остается в памяти человечества. Войны не забываются, чтобы не повторяться. Сколько горя и страданий приносят они людям. Тот, кто видел ужасы войны, оскал смерти, никогда ее не забудет.
Героями этого фильма являются двое: художники Эдик Погосян и Арег Балаян. Они стремятся организовать необычную выставку, на которой в качестве произведений искусства будут представлены артефакты войны, фотографии, рассказывающие о личных трагедиях жертв этой войны, благодаря силе духа сохранивших свою жизнь и достоинство, о людях, не сломившихся под грузом горя. Концепция выставки, называемой «Последствие – артефакт» необычная, организована по принципу «три в одном»: перформанс, сочетающийся с представленными в выставочном пространстве объектами – артефактами и фотографиями о войне.
Один из организаторов выставки Арег Балаян не только с детских лет был наслышан об этой кровопролитной войне, но и участвовал в ней. «Не могу сказать, что это было моим выбором – вспоминает он. – Мне сдается, что независимо от того, в какой мере человек не был бы подготовлен к войне, непосредственное участие в ней, навсегда может его изменить».
Детство
Родился Арег Балаян в столице Армении, городе Ереване. Его мать архитектор и реставратор занималась восстановлением древних памятников и церквей. С детских лет она стала приобщать сына к культурным ценностям уже тем, что брала его с собой в командировки по работе.
Дедушка Арега был известным строителем, одним из знаменитых его строений является здание Детского кукольного театра на центральной улице Саят-Нова в Ереване. Бабушка была химиком, начальником лаборатории по выращиванию искусственных кристаллов в Институте лазерной техники.
В годы, когда началось Карабахское движение, мать Арега все чаще начала ездить в Карабах. Она полностью слилась с этим «карабахским движением». К тому же там проводились некие реставрационные работы. Арегу тогда исполнилось 11 лет. Именно в этот период в жизни Арега появился новый человек, который в его жизни сыграл важнейшую роль. «Только благодаря Валерию я полюбил эту чудесную страну Карабах, который стал моей второй родиной. Все положительные качества, которые я обрел за всю своею жизнь были сформированы во мне благодаря моим близким людям, в которой немаловажную роль сыграл Валерий» — рассказывает Арег.
Учеба
С детских лет любимыми телевизионными передачами Арега были «В мире животных», «Дискавери» и «Национал географик». Любовь и привязанность к флоре и фауне у него оказались настолько сильными, что ему захотелось поступить Зооветеринарный институт, чтобы стать ветеринаром.Его мечтой было посвятить свою жизнь животным, заниматься уходом за ними и их лечением, но конкурс на этот факультет был настолько большой, что ему по набранным балам удалось попасть только на зоотехнический факультет. В течение учебы, когда выяснилось, что основная цель зоотехника – получение большого количества продукции при минимальных финансовых и трудовых затратах, учиться Арегу стало малоинтересно, и он часто уходил с лекций на более интересные лекции своих друзей, учившихся в других вузах: то по психологии, то по живописи. «Уже в те годы я обучался по сегодняшней системе получения знаний, когда студент сам выбирает, какие лекции посещать» — смеясь рассказывает Арег.
Служба
Заниматься фотографированием Арег мечтал давно. У него была большая коллекция разных фотоаппаратов: «Смена», «Фэд», «Зенит». Но скоро пришло время его службы в армии, впрочем, в армию он отправился сам, взяв отсрочку в институте. В годы службы скончался его дед. В армии он часто вспоминал его наказы хорошо учиться, и когда деда не стало, у него осталось чувство неисполненного долга, и он дал себе слово, что по возвращению из армии наверстает упущенные знания.
В период учебы в институте Арег подключился к старшим друзьям, которые учредили фотостудию и стал очень активно заниматься фотографированием. За три года у Арега в арсенале накопился немалый опыт и багаж знаний в этой сфере. Одной из их выставок, которую они организовали, стала выставка «Последний трамвай». Она рассказывала о том, как в городе перестал действовать трамвай. Под стук трамвайных колес проектором на стене был продемонстрирован фоторепортаж о последней трамвайной линии.
Карабахская эпопея
В 2005 году Арег переехал в Карабах. Там уже жили его родители, где мать работала и брала замеры армянских церквей: Гандзасара, Гтчаванка и других. Так началась его «карабахская эпопея». Но в Карабахе он женился и обзавелся семьей. В Карабахе он был намерен создать ферму племенных овец. Но с этим проектом ничего не вышло. Время от времени меняя работу, (был даже забавный момент, когда его назначили начальником отделения по работе с юношеством, в связи с тем, что у него очень нестандартное мышление, а спустя некоторое время, по той же формулировке, отстранили от должности), он, наконец, пришел к тому, что стал заниматься только фотографированием. Положение в стране все более и более ухудшалось, люди стремились на всем экономить, деньги тратились только на еду и жильё. К тому же снова началась война. Арегу периодически приходилось отправляться в Ереван, чтобы находить новые заказы.
Творчество
«Война сильно повлияла на мое творчество – говорит Арег Балаян. – Если раньше мои фотографии носили больше документальный характер, то снимки, сделанные на войне, стали другими». Стиль творчества Арега стал более выразительным и убедительным. Первая его выставка на военную тему — выставка Mob 2016 года. Mob – это серия фотографий, посредством которых солдат, служивший на пограничной заставе, рассказывает зрителю о тяжелых военных буднях. «Фотографирование в этот период стало для меня формой аутотерапии и единственным эффективным средством выжить и не сойти с ума» — говорит Арег. Выставка Mob открылась в Ереване, в Фото-библиотеке Карена Мирзояна, затем на международном конкурсе «Lensculture Exposure Award» фотографии Арега Балаяна получили второе место и были представлены в самых разных странах мира. В дальнейшем проект Mob получил свое развитие на выставке «Последствие – артефакт».
Стрит-арт
В 2018 году Арега пригласили в Берлин участвовать в проекте по стрит-арту. На проект были приглашены самые известные стрит-артисты со всего Кавказа. Условия работы были такие: ежедневно на стене изобразить новую картину поверх картины предыдущего участника. Атмосфера была удивительно мирной и творческой. В процессе они становились свидетелями того, как ежедневно друг за другом, на одном и том же месте появляются все новые и новые образы, как в калейдоскопе. Поистине, «Всё течёт и ничто не остаётся на месте». как говорил великий греческий философ Гераклит: Но почему-то от этой мысли Арегу становилось весело. То ли идея философа пришлась ему по вкусу, то ли творческая атмосфера так влияла. Со школьных лет Арег любил разрисовывать свои тетради мелкими, почти бисерными рисунками — образами, которые он называл «блошками». Эти удивительно смешные, милые и веселые рисунки нелепых персонажей он любил оставлять на стенах в самых разных и неожиданных местах. Как-то одного из них, он умудрился изобразить на лысине своего друга во время свадебной церемонии. Теперь, он изобразил их крупными на этой выставочной стене в Берлине.
И снова фильм
Война возникает в результате хаоса, создаваемого людьми вокруг и внутри себя. Она не возникает сама по себе, а словно индикатор показывает в каком положении пребывает общественное сознание. Ее нельзя избежать посредством побега или забыть о ней, захлопнув за собой дверь. Война станет преследовать нас всюду. И как ни парадоксально, наши песни воспевают войны, мы готовы восхвалять и оправдывать убийства. С самого детства нас приучают к войне. Каждый мальчишка в глубине души мечтает стать героем на войне. Война пронизывает нас до мозга костей. Она демонстрируется в фильмах о доблести и храбрости, о ней рассказываются победоносные истории. Восхищаются атрибутами войны: военными формами, разнообразными видами оружия. Никто не желает войны, и в то же время, все ею восторгаются.
Организовывая выставку «Последствие – артефакт», авторы собирались посредством наблюдения причинно-следственных связей, и переводя атрибуты войны в сферу искусства, лишая их привычной функции, дать ответ, на вопрос «что такое война», чтобы вконец закрыть эту тему, но как оказалось, неожиданно для самих себя, поставили перед собой новые вопросы, которые в свою очередь, требуют ответа. Впрочем, надо признаться, что аксиома «хочешь мира – готовься к войне» сегодня по-прежнему актуальна.
Авторы: искусствовед Арутюн Зулумян, музыкант — Зинаида Берандр