КУЛЬТУРНЫЙ КОД
О выставке Ашота Казаряна в Санкт-Петербургском Союзе Художников
«Наша Среда online» — Искусство — такое чудесное пространство, где самыми главными выступают такие критерии, как искренность и красота. Конечно, сюда ещё добавляется мастерство. Всё это – необходимые составляющие деятельности художника любого стиля и национальности. Последнее время, я всё больше убеждаюсь в том, что именно искусство есть та среда, которая объединяет людей в одном аксиологическом пространстве. Общечеловеческие ценности понятны всем.
Но художественная реальность строится по своим законам, её мир созидается на основе мифа и символа. И вот здесь открывается нам другое изумительное свойство, — взаимопроникновение культурных смыслов. Духовное поле культуры невозможно разграничить по периодам, стилям, направлениям и пр. Систематизация возможна только в материальном мире. В мире идей всё живёт вне времени и границ. Поэтому мы наблюдаем эту перекличку культур, эпох, сюжетов. Между художниками в этом мире не существует живых и мёртвых, там ведётся вечный диалог. К этому диалогу подключаемся и мы, когда предстоим перед художественным произведением.
Скульптура Ашота Казаряна оригинальна. Она представляет собой бесконечные перетекания плавных линий тёмной бронзы, скрывающих в своих складках золотое нутро. В этой эстетике переплетений чувствуется древнейшая армянская культура. Творчество Ашота хранит в себе трепетное отношение армян к своему алфавиту. Скульптура завораживает, заставляет думать, открывать в этой эстетике новые смыслы. Все представленные персонажи: Дон Кихот, Лермонтов, Сафо, Клеопатра и пр. золотятся изнутри. И думается, что этот драгоценный металл здесь соотнесён художником с внутренним содержанием персонажа. Все они по-своему интересны и драгоценны для художника. И это понятно, здесь представлены личности, принадлежащие мировой культуре. Он их любит. Он размышляет о них, соотнося их истории с нашей действительностью. Это моё предположение вызвано необычной формой скульптур. Некоторые из них напоминают дерево, в котором нет сердцевины. Глядя на ту же Клеопатру, видишь это золотое углубление, словно ложе, в которое художник как-бы предлагает прилечь и примериться.
Золотое пространство под капюшоном Дон Кихота, или Лермонтова не содержит привычных нашему глазу портретов, индивидуальность лишь обозначена второстепенными деталями. И каждый из нас может примерить на себя этот плащ Сафо, или маску Дон Кихота. Золотым выделено самое значимое. Не жалеет позолоты Ашот и для женщин. Женщина – особенно красивая тема в его творчестве. Это всегда история о ком-то, и всегда – история о любви: Леда с Лебедем, женщина Татлина, женщина Пикассо и др. Все они прекрасны в своей чувственной красоте.
Конечно, стиль художника своеобразен, он сочетает реализм с абстракцией, конкретное с недосказанным. Здесь есть место красоте физической и красоте вымысла. Красота античной формы и сюжета соединились здесь с магией сюрреализма, предоставив зрителю пространство для собственной фантазии.
Людмила Волошина, искусствовед
Фото автора