КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — 9 октября 1936 года в армянском Ленинакане (ныне Гюмри) родился будущий прославленный режиссёр советского кино Эдмонд Кеосаян. В день рождения мастера напомним несколько фактов его биографии.
- Эдмонду был годик, когда как «враг народа» был расстрелян его отец, бывший царский офицер Гарегин Кесаян. Их семью сослали на Алтай. Лишь после окончания Великой Отечественной войны они смогли вернуться в Армению.
- Буква «о» в его фамилии появилась из-за ошибки паспортистки.
- На актёрское отделение ВГИКа Эдмонда не приняли из-за его армянского акцента. Что интересно, 16-летний парень по-армянски вообще не разговаривал. Лишь в 1958 году он становится студентом ВГИКа, но только режиссёрского отделения.
- в 1956 году Эдмонд исполняет одну из главных ролей в фильме «Когда рядом друзья».
- Дебютная короткометражка, курсовая работа четверокурсника Кеосаяна «Лестница» в 1962 году получила Гран-при Международного кинофестиваля в Монте-Карло. Спустя год в Канне была отмечена наградой и вторая его студенческая работа — фильм «Три часа дороги».
- В его режиссёрской «копилке» 14 фильмов, среди которых такие известные, как «Стряпуха», трилогия «Неуловимые мстители», «Мужчины», «Когда наступает сентябрь».
- Режиссёр говорил в своих интервью, что «Неуловимых» решил снимать как сказку для своего 6-летнего сына Давида.
- Из-за анонимок на него, Кеосаян долгое время был невыездным. Его даже не выпустили на кинофестиваль в Каир, где его фильм «Когда наступает сентябрь» получил главный приз — «Серебряную Нефертити».
- Готовясь к съемкам «Звезды надежды», фильме об освободительной борьбе армян в средние века, он изучал исторический материал, и не умея читать по-армянски, попросил супругу прочитать ему вслух с выражением и неторопливо «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци. В этой картине он снял свою восьмидесятилетнюю мать.
- Свою последнюю автобиографическую картину «Вознесение» режиссёр снял об алтайской деревушке, в которой прошло его ссыльное детство, где их семью приютила простая русская женщина баба Нюра.
- Кеосаян до конца жизни считал фильм Генриха Маляна «Мы и наши горы» недосягаемой вершиной кино.
- Он умышленно избегал в своих фильмах сцен жестокости, ставя во главу угла доброту и благородство. Кеосаян рассказывал: «Прежде всего, мною руководит желание, независимо от жанра, вывести на экран личность. Человека мужественного, благородного, доброго, с широкой душой, человека, чья судьба увлечет или тронет зрителя, прорвет даже коросту равнодушия, которая нет-нет, а склонна появиться на душе того или иного молодого человека. Убежден: ни стремительно развивающаяся фабула, ни самый изощренный монтаж, ни красивые съемки, ни благая мысль не делают фильм значительным. Каков бы ни был жанр, в ленте, прежде всего, необходим герой – яркий и привлекательный, действующий не только на рассудок, но прежде всего на сердце».
По материалам из открытых источников