ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
Уход Гиганта
(Уход Хайка)
Я ухожу, даруя вам победу!
Мой древний лук не выстрелит уже.
Готовьтесь к тризне, к пышному обеду,
Пора закончить споры о меже.
Отдал я все, сполна, и тем доволен,
Что обучал народы разных стран.
Да, был силен, здоров, теперь же — болен —
Худой, беззубый, дряхлый великан.
Ну, что глядеть на старого калеку,
Стоять, смеяться над его бедой?!
Не стану я, подобно человеку,
Бороться с жизнью, со слепой судьбой.
Уйду от всех, вы получили злато?
О, сколько было нищих в этой мгле?!
Всех обогрел, всем дал приют когда-то,
Теперь свой путь продолжу в тишине.
Я помню время, дивные народы,
Я видел славу, вам уж не понять…
Вы нагло лжете, умножая годы,
Забыв, что подлость не поддержит стать.
Моя ль вина, или судьба такая?
Не все ль равно, среди голодных псов!
Я ухожу! Зовет стезя святая!
Вам жить, страдая от постыдных снов!
НА РАЗВАЛИНАХ АРМЕНИИ
Юноша:
Кто жил тут, какой же народ?
Кто правил им в сказочном царстве?
Не мог же сбежавшийся сброд
Радеть о таком государстве?
Старик:
О, нет уже этой страны,
И нет уже этой державы.
Одни лишь забытые сны,
Как тусклые отблески славы.
Погибла во лжи вековой,
Святая Отчизна арийцев,
Мы слышим лишь вражеский вой,
Как эхо от труб ассирийцев.
Низвержен Священный Алтарь,
Разграблена житница Бога,
И только безумный звонарь,
Безропотно ждет у порога.
Юноша:
Но, что же сгубило сей край?
Какой же распутный мечтатель,
В порыве разрушил тот рай?..
Старик:
Трусливый и наглый предатель!
ВСЕМ АРМЯНАМ
Словами чтим Христа — Язычники по духу!
И в жажде обрести развоплощенный рай,
Как мытари-скопцы бредем из края в край,
Но сердце омрачив, творим одну разруху.
Блуждания впотьмах, наш путь — одни потуги!
Во времени застыв, вновь ищем прошлый век,
Желая обрести всю живость древних рек,
Находим в них лишь яд, что множит в нас недуги.
В забвении одном, мы ждем подмоги свыше,
И дряхлостью родной, вновь тешим слабый ум,
Гармонию забыв, мы рады слышать шум,
Ведь музыка души звучит для нас все тише.
Кто дух свой ослепит, слепцом в веках умрет!
И Крест не воскресит, а став его могилой
Потомкам возвестит с великой древней силой:
«Кто Митру не узрит, Христа не обретет!»
КАССАНДРА
Меня поруганную, утром, на погосте
Нагую, сирую нашел орел степной,
Узрела Божий знак в пернатом зорком госте
И предалась тогда своей Судьбе слепой.
Но птица гордая клевать не стала печень,
Глаза от ужаса крылами мне накрыв,
Вдруг стала кликать, клекот был тот вечен;
Я услыхала мир, о Доброте забыв!
Проклятий Колокол забил в груди моей!
И стало больно вмиг истерзанному сердцу:
За смерть в домах, за гибель сыновей,
За скверну в помыслах отравленных детей,
И за позор толпы на радость иноверцу!
СИРОТСКАЯ СКОРБЬ
(Армянская молитва)
Скорбящая Матерь, Защитница сильных,
Взгляни на безродных и кровью обильных,
Мужей ослабевших от гноя разврата;
Их суд оправдал, миновала расплата!
Взгляни же Святая, Святилище Власти,
Они превратили в притоны для страсти.
Сынов погубив и отцов схоронили,
Больных матерей и сестер их забыли!
Услышь Непорочная Царственным Слухом,
Сиротскую Скорбь всех несломленных Духом!
ПОКИНУТЫЙ ХРАМ
Средь горных теснин, на возвышенном месте,
Руины Великого храма молчат.
И будто оставленный в вечной сиесте,
Стоит исполин; он веками зажат!
Сроднился с горами, немой и холодный,
Поверженный ангел без крыльев своих.
И видят лишь грифы да зверь лишь голодный,
Его силуэт от отрогов глухих.
Угрюмый и мрачный, из прошлого мира,
Лишаем подернутый, будто в броне,
Лишенный лампад и былого кумира,
Забытый отшельник, в забытой стране.
И ржавые камни сроднились с землею,
А грозные своды внушают лишь страх.
И храм непокорный с разбитой главою,
Как вкопанный демон ввергает во прах!
Он, словно, Властитель покинутый людом,
Все тайны хранит от начала эпох.
Он кажется призраком, кажется чудом,
Божественный дар, что от злобы усох!
***
(Всем павшим армянским воинам в Арцахе)
Над землей, обагренной войною,
В белом рубище, площадью с мир,
Над бушующей гневом волною,
Проплывает стремительный Тир*!
А пред Богом, как слуги аскезы,
В богородном порыве горя,
Устремляются вниз аралезы**,
Указания Тира творя.
Во спасение душ храбро павших,
Для защиты от сотен теней;
Во спасение мир даровавших,
Бережет Тир погибших детей!
_______
*Тир — Бог Мудрости и Хранитель мертвых. Ипостась Митры. Он же Судья в Царстве мертвых.
**Аралезы — псоглавые спутники Тира и переносчики павших воинов в Иной мир.
ДВЕ ДЕВЫ (ВЫСШИЙ СУД)
На холм могильный — лысый холм,
Во мраке черствости и злости,
Бредут две девы через сонм
Немых кумиров — через кости.
Они идут в холодный мир,
Под тяжестью крестов железных,
Их кровь готовит пышный пир,
Для сотен тысяч бесполезных.
На лысый холм, кресты подъяв
И к ним прибив красавиц, грубо,
Толпа лохмотья их забрав,
Стоит и ждет, что грянет чудо.
Сквозь ропот, вопли боль и гнев,
Раздался гром Небес стальной:
«О, Хайка дщерь, твой грозный лев
Явил Руси пример святой!
Падите толпы все во тьму,
Взметнитесь к Солнцу Мысли дев,
Сожгли же вы свою вину,
В миру готовя новый сев!
Пади же Запад, твой восторг
Посеял смрад, чуму и гнусь!
Для всех иных свершится срок…
Живите Хайка дщерь и Русь!»
***
(Защитникам крепости Осовец 1914-15 годов)
Мы тени забытых, мы тени погибших —
Бойцов погребенных в пыли.
В бетонных стенах казематов остывших,
Живем, не касаясь земли.
Храним все мгновения брани кровавой
И жизни телесной конец.
Блуждаем при свете луны величавой,
И помним, что наш Осовец!
И вам не посмеем забвенью предаться!
Оставим без пищи лжецов!
Должна та Священная Правда остаться
О битве живых мертвецов!
Примечание:
Крепость Осовец была атакована германскими силами трижды — с осени 1914 по лето 1915 годов. Когда немцы применили газовую атаку в конце июля (24) 1915 года, 8-я и 13-я роты 226 Землянского полка, под командованием подпоручика В. К. Котлинского пошли в штыковую атаку, обмотавшись мокрыми белыми простынями, защищаясь от хлора и брома. Германцы, увидев это, в ужасе стали отступать, без сопротивления и подпав под артиллерийский обстрел, понесли большие потери. С тех пор, атака двух рот 226 Землянского полка была названа «атакой мертвецов». Крепость так и не была покорена противником в боях, но была оставлена по приказу коменданта генерал-лейтенанта Н. А. Бржозовского, после получения им сведений об успешном отходе и соединении основных русских частей на Белостокском направлении. Длительная оборона крепости не позволила германцам вклиниться между русскими частями и сорвала основной план германского штаба.
ПРИЗВАНИЕ ОТРОКА ВАРФОЛОМЕЯ
Во цвете северной земли,
Со статью гордою князей,
Стоял у древа до зари,
Кириллов сын – Варфоломей.
У дуба древнего, со мхом,
Посланца — странника узрел:
Владыку в Таинстве Святом,
Отца — предвестника всех дел.
Надеждой полный и Тоской,
Спокойно, с кротостью юнца,
Взирал с Любовью неземной,
Тот отрок, в очи чернеца.
Вокруг весь мир преобразив,
Тот черноризец, вопрошал:
«Среди людей ты так тосклив?»
Но мальчик в скромности молчал.
«Ответь же мне, о чем печаль?
Какой же дар преподнести?
Глядя в Божественную даль,
Ты можешь в Духе обрести!»
Желаю грамоту познать —
Ответил отрок чуть дыша —
Желаю знания вкушать,
Лишь знаний требует душа!
И видя чаянья Святой,
Кусочек хлеба подарил;
Благой, дарованный Судьбой,
И Час призвания пробил!
«Пребудь и царствуй во Христе!
Молитвой действо претвори!
Служи Отчизне, не в тоске,
Служи в сияющей Любви!
Народы в духе подними,
Скажи неистово: «Дождусь!»
Грядут Подвижничества дни,
Храни же Пресвятую Русь!»
***
Грядет Он — Спаситель народов,
В Багрец и в Стожары одетый!
Прибудет в Пожаре восходов,
Владыка Великий — Воспетый!
Не скроют деянья мирские
Ни чувства, ни помыслы сердца.
Разбудит Он страхи людские;
Откроется Духа лишь дверца!
Он Ангелом Древним предстанет,
Во имя Спасения Правды!
О, горе! Он в Гневе нагрянет;
Людей же погубят их клятвы!
Средь Мира Его ожидайте,
Он явится в битве ужасным!
О, кроткие сердцем, воздайте
Владыке, служением страстным!
Эдгар Мирзоян