СОЦИУМ
«Наша Среда online» — Задолго до новомодных ныне хиромантов, экстрасенсов и футурологов у армянской молодежи имелся верный способ узнать своё обозримое будущее. Для этого нужно было вечером съесть несколько солёных лепёшек, ничего после этого не есть и не пить и заснуть на, так сказать, обезвоженный желудок. Если во сне девушка видела юношу, который подаёт ей напиться – значит, он и будет её женихом. Юноши, соответственно, видели во сне своих будущих избранниц.
Но такая метода действовала не всегда, а только раз в году, в ночь на праздник, связанный с одним из самых почитаемых в армянском народе святых – раннехристианским мучеником Святым Саркисом, покровителем и защитником молодых и влюбленных. К этому празднику приурочивается ещё один обычай: на балконе, на крыше, за дверью или во дворе ставится поднос с похиндзом – мукой из обжаренной пшеницы. Дело в том, что, по поверью, в последнюю ночь Передового поста Св. Саркис, вместе со своей возлюбленной, посещают дома армян. И, если на подношении останется след от копыта белоснежного коня святого, то в этом году мечта влюбленного юноши или влюбленной девушки непременно исполнится.
Уже почти семнадцать столетий Сурб Саркис, или Святой Саркис, путешествует в небесах на своём белом скакуне (белый цвет символизирует чистоту помыслов и непорочность), наблюдая за молодыми людьми, к которым пришла Любовь. И приходя им на помощь. Века сменяют друг друга, но мы, армяне, искренне верим, что так оно и есть. Не случайно Св. Саркис, повторюсь, – один из самых любимых и почитаемых у армян святых. В христианском мире его почитает только Армянская церковь. Ему посвящен целый ряд храмов как в самóй Армении (во главе с Кафедральным собором «Сурб Саркис» в Ереване), так и, усилиями армянской диаспоры, – в зарубежье. Например – в Тегеране, Адлере (кафедральный собор Северо-Кавказской епархии ААЦ), Феодосии, Красноярске (первый храм ААЦ за Уралом), Дирборне (Мичиган, США). На территории Казахского района современного Азербайджана, примерно в полукилометре от границы с Арменией (историческая область Гугарк Великой Армении), в средние века действовал монастырь Св. Саркиса, располагавшийся на горе, также носившей имя этого святого, и бывший одним из центров паломничества в регионе. Крупным центром духовного образования в своё время был монастырь Св. Саркиса, основанный в V веке в армянском селе Уши основателем армянской письменности – Месропом Маштоцем. Монастырь был построен на мощах святого, которые Маштоц привез в Уши с места их захоронения.
Военачальник Саркис, причисленный Армянской Апостольской Церковью к лику святых, принял мученическую смерть за веру Христову в 363 году н.э. День Св. Саркиса относится к числу так называемых переходных праздников: он отмечается ежегодно за 63 дня до Пасхи, которая не привязана к конкретной дате. В 2019 году армяне чествуют Святого Саркиса 16 февраля. В 2007 году, распоряжением Католикоса всех армян Гарегина II, этот праздник был провозглашен Днём благословения молодых и вошел в число официальных праздников Армении.
Любовь и Вера
В нынешнем году праздник Св. Саркиса будет следовать непосредственно после христианского праздника Сретение (по-армянски: «Теарнендарач», то есть «следовать навстречу Господу»). Который теснейшим образом связан не только с одним из ключевых событий в жизни Иисуса Христа, но и с любовью – как небесной, так и земной, человеческой.
— По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий,- рассказывает член совета Армянского культурно-просветительского общества (КПО) «Арарат» (Москва, РФ), аспирант кафедры социальной философии МГЛУ, преподаватель Московского Духовно-просветительского центра (ДПЦ) «Айордеац Тун» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ, Ашот Аветисян.- После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву и получить благословение от священника. Так в храм принесли и младенца Христа. Об этом упоминает евангелист Лука: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Как предписано в законе Господнем. Чтобы. И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лук. 2:22-24). Здесь же Лука повествует о праведном старце Симеоне, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14 февраля, на сороковой день после Богоявления. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения, совершается «андастан» — обряд освящения четырёх сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей ещё к дохристианским временам, от благословлённой свечи возжигается костёр, символизирующий спасительный свет Христа.
Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина II Сретение Господне провозглашено Днём благословения молодожёнов. После праздничной Св. литургии Теарндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодожёнов. Если день Теарднарача совпадает во времени с Великим Постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую Литургию.
По словам А.Аветисяна, в нынешнем году, следуя установившейся традиции, в Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ в Москве после Святой Литургии будут организованы торжества и концерты.
Воин-мученик
Уроженец Кесарии Каппадокийской, Саркис жил в IV веке н.э. Он служил при римском императоре Константине Великом, прославился не только как полководец, но и как проповедник христианства. «За мужество и отвагу Константин назначил его князем и спарапетом стратилатом – главнокомандующим армянской армией в граничащей с Арменией Каппадокии,- отмечает А.Аветисян.- Но Саркис был не только превосходным военачальником, но и замечательным проповедником. С позволения и согласия императора, в городах, находящихся под владычеством Рима, он разрушал языческие капища, строил церкви, распространял христианство».
Когда на римском троне воцаряется племянник Константина Юлиан, вошедший в историю как Отступник, и гонения на христиан возобновились, Саркис покидает Римскую империю и вместе с сыном Мартиросом ищет убежища в Армении. Царём Армении тогда был Аршак II. Получив известие о том, что император Юлиан с большим войском движется на Персию, и стремясь избежать опасности вторжения в свою страну, армянский царь уговаривает Саркиса перейти на службу к шахиншаху Сасанидов – Шапуху II. И Саркис соглашается. Шапух назначил его на должность командующего войсками. Многие из воинов, видя в своём блестящем полководце благонравие и жизнью засвидетельствованную преданность Господу, чудеса, сотворённые его молитвами, отказывались от язычества и становились христианами. Что Шапуху очень не понравилось, и он потребовал, чтобы Саркис стал огнепоклонником и совершал языческие жертвоприношения. Но тот наотрез отказался изменить своей вере.
— Он заявил: «Поклоняться следует только истинному Богу – Святой Троице,― Который сотворил небо и землю. А огонь и идолы вовсе не боги, так как созданный из праха человек может их уничтожить»,- говорит Ашот Аветисян.- Сказав же это, Св. Саркис сокрушил статую истукана. Разъярённая толпа набросилась на него и на его сына Мартироса, который и принял первым мученический венец. За христианскую веру погибают также преданные ему четырнадцать воинов. Сам Св. Саркис был заточен в тюрьму, но, оставшись непреклонным в своей вере, вскоре был обезглавлен. По преданию, после гибели Св. Саркиса над его телом возникает свечение. Впоследствии верующие захоронили тела мучеников в городе Амиде. Откуда впоследствии Месроп Маштоц и доставил останки Св. Саркиса в Уши.
All You Need Is Love!
Многие церковные праздники, отмечаемые Армянской Апостольской Церковью, органически вобрали в себя элементы народных обрядов и обычаев, сложившихся ещё в дохристианскую эпоху. Тем самым, они символизируют нерасторжимую связь поколений. Такое духовное единство всегда играло ключевую роль для армянского народа, веками лишённого собственной государственности, изгонявшегося со своих исторических земель, не раз подвергавшегося массовому истреблению (пик такого истребления, напомним, пришёлся 1915-1923 годы, когда власти Османской Турции инициировали уничтожение, по меньшей мере, 1,5 миллиона наших соотечественников).
Не является исключением и День Святого полководца Саркиса. Празднику предшествует упомянутый Передовой пост, утвержденный Св. Григорием Просветителем, усилиями которого Армения в 301 г. н.э. стала первым государством мира, принявшим христианство на государственном уровне. Пост длится пять дней. В день праздника влюбленные обращаются своему небесному ходатаю, прося его донести их молитвы до Всевышнего. Друг другу они дарят цветы, открытки и сладости. В церквях, посвященных Св. Саркису, служится святая литургия, после чего совершается благословления молодых. Концерт и торжественное мероприятие прошли и в Москве – в зале торжеств Храмового комплекса Святого Преображения Господня.
О Святом Саркисе как о покровителе влюбленных повествуют многочисленные армянские легенды и предания. К примеру, в армянской версии сказочной истории “Ашуг-Гариб”, широко распространенной в Закавказье, Средней Азии и на Ближнем Востоке, именно Св. Саркис помогает герою легенды спасти свою любовь. Бедняк Гариб полюбил Шах-Санам – дочь богатого купца. Девушка отвечала ему взаимностью, но её отец требовал калым (выкуп, отработка за невесту), в противном случае собирался выдать дочь за богатого. Тогда Ашуг Гариб даёт зарок семь лет странствовать по свету и заработать деньги в дальних краях. А перед отъездом он условился со своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его, но, если он опоздает хотя бы на один день, то выйдет замуж за другого. Юноша семь лет без устали трудился на чужбине, сумел накопить состояние и пустился в обратный путь. Но дорога затягивается из-за трудностей и испытаний. Когда стало ясно, поспеть к любимой вовремя не удастся, Гариб обратился за помощью к Святому Саркису. Вняв молитве влюбленного, святой явился ему на своём белом скакуне, посадил его на коня и мигом домчал к Шах-Санам. И её отец не устоял перед таким напором…
Другая легенда повествует, что военачальник Саркис и 39 его храбрых воинов, вернувшись с победой после очередной битвы, пировали в императорском дворце. Когда опьяненные вином воины заснули, римский император Юлиан приказал убить их. Но приказал, по какому-то коварству, не страже, а сорока девушкам. Тридцать девять из них выполнили поручение, убив по одному воину. А одна, которой выпало лишить жизни спящего Саркиса, увидев прекрасный лик мужественного стратилата, влюбилась в него. И – поцеловала. Саркис проснулся, осознал происшедшее, мигом оседлал своего верного скакуна, взял с собой полюбившую его девушку, разнес городские ворота и, напустив буран, скрылся из города. Так любовь спасла ему жизнь…
* * * * * *
Сегодня почитание Святого Саркиса переживает у армян, можно сказать, настоящий расцвет. Наверное, в этом присутствует и некоторая постсоветская конъюнктурность, когда вчерашние номенклатурные “комсомольчики”, оравшие на съездах: “Ленин, партия, Горбачёв!”, ныне проповедуют рыночную экономику и разглагольствуют о путях развития нации. (И не надо тут “ля-ля” – дескать, всех тогда так учили; учили-то учили, но первыми зубрилами оказались именно эти). Тем не менее, сегодня очевидно, что есть сограждане – и молодые, и не очень,- которые стараются руководствоваться не наносной политической шелухой, не выдающимся по вульгарности медиа-видео-сетевым “ширпотребом”, а истинными духовными ценностями, доставшимися в наследство от предков.
Быть может, таких людей пока не так много, как хотелось бы. Но они есть. И они с искренней радостью чествуют святого, который не просто принял мученическую смерть за веру Христову, но и стал рыцарем любви, покровителем юношей и девушек, стремящихся найти друг друга. Тьмы пошлых фейков нам дороже к Любви ведущий Сурб Саркис.