КАРАБАХСКИЙ ФРОНТ МОСКВЫ
«Наша Среда online» — Из книги Сурена Золяна «Нагорный Карабах: проблема и конфликт». Издательство «Лингва», 2001 г.
Операция «Кольцо» и сопутствующие ей действия вызвали возмущение российской общественности. В Москве демократические силы стали ясно понимать, что события в Карабахе — это подготовка к репрессиям и в самой России и руководство Союза СССР предпримет самые жесткие меры и по отношению к становящемуся все более независимым руководству России. На состоявшемся в мае 1991 года Съезде народных депутатов России события в Нагорном Карабахе, несмотря на противодействия консервативно настроенных депутатов-генералов, стали предметом обсуждения. Было принято решение поручить Комитету по правам человека, председателем которого являлся известный правозащитник Сергей Ковалев, провести слушания по событиям весны-лета 1991 года и представить соответствующий доклад. На эти слушания были приглашены как непосредственные участники операции, так и ее жертвы. Впервые за всю историю СССР военные (правда, это были не высшие союзные начальники, а командиры полков и дивизий) должны были отчитываться за те действия и насилия, которые были предприняты ими. Эти слушания вызвали широкий резонанс (хотя союзная пресса в большинстве своем замалчивала их и, напротив, была полна официальной дезинформацией «о разоружении боевиков и террористов»). Окончательный документ был составлен и опубликован уже после провала августовского путча, в новой ситуации после фактического распада СССР, в момент, когда надежды возлагались на т. н. «Железноводский процесс». Это, конечно же, снизило актуальность доклада. Остались без каких-либо последствий и рекомендации Комитета о привлечении виновных к ответственности. Безусловно, однако, что сам факт слушаний и их ход стал свидетельством укрепления в России гражданского общества. Правда, есть своеобразная трагическая ирония в том, что слушания, на которых осуждались танковые обстрелы сел в Нагорном Карабахе, проходили в Малом зале Белого Дома, к которому спустя полтора месяца подошли танки путчистов, а два с половиной года спустя, в ноябре 1993 года в этом зале укрывались российские депутаты во время обстрела Белого дома.
Мы не приводим содержание объемистого доклада целиком (оно во многом схоже с приведенным докладом «Мемориала», который, кстати, активно участвовал в подготовке и проведении слушаний), воспроизводя лишь выводы и предложения:
…ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На основании сопоставления и анализа представленных в процессе слушаний документов, показаний и иных свидетельств Комитет Верховного Совета РСФСР по правам человека пришел к следующим выводам:
— Комитет по правам человека считает доказанным, что в ходе выполнения мероприятий по выполнению Указа Президента СССР «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», проведенных в ряде районов Азербайджанской Республики и Республики Армения, имела место практика массового нарушения прав человека.
— Наиболее массовый характер приняла депортация мирного населения. Наличие подписанных гражданами заявлений о добровольном желании покинуть место постоянного жительства не может служить доказательством добровольности выселения, поскольку очевидно, что такие заявления подписывались в обстановке угроз и принуждения и не могут рассматриваться как свободное волеизъявление.
— Из имеющихся в распоряжении Комитета по правам человека материалов следует, что наиболее массовые и тяжкие случаи нарушения прав человека совершали сотрудники ОМОН МВД Азербайджанской Республики.
— Из представленных Комитету по правам человека материалов следует, что служащие подразделений внутренних войск МВД СССР и Советской Армии, за исключением отдельных случаев, не только не препятствовали незаконному выселению жителей из сел, но выступали в качестве пособников, а иногда и прямых участников насилия. Комендатура района чрезвычайного положения НКАО и прилегающих районов разделяет ответственность за практику массового нарушения прав человека. Особую тревогу вызывает тот факт, что в своих действиях представители комендатуры опираются на произвольное и недобросовестное толкование Указа Президиума ВС СССР «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых прилегающих районах».
— Из имеющихся в распоряжении Комитета по правам человека материалов следует, что в нарушение действующего законодательства действия 23-й мотострелковой гвардейской дивизии 4-й армии Закавказского военного округа на территории Республики Армения основывались на произвольном распространении норм чрезвычайного положения на территорию, где таковое не вводилось.
— Комитет по правам человека настаивает на том, чтобы все факты участия военнослужащих в противоправных деяниях были расследованы и виновные были привлечены к ответственности. По мнению Комитета по правам человека, особое внимание следует уделить роли высших должностных лиц МВД СССР, Министерства обороны СССР, Советской Армии, допустивших использование внутренних войск и подразделений Советской Армии в мероприятиях, сопровождающихся массовым нарушением прав человека.
— Комитет по правам человека считает необходимым еще раз заявить, что в урегулировании межнациональных конфликтов должны использоваться только специализированные части, сформированные на профессиональной и добровольной основе, как это было предусмотрено постановлением Второго Съезда народных депутатов РСФСР «О порядке участия военнослужащих срочной службы в разрешении межнациональных конфликтов».
— По мнению Комитета ВС РСФСР по правам человека, Прокуратура СССР не выполнила свои обязанности. По фактам депортации населения и массового насилия уголовные дела не возбуждались, факты издевательства над гражданами, содержащимися в местах заключения, серьезно не проверялись.
— Комитет ВС РСФСР по правам человека расценивает как проявление неуважения к Верховному Совету Российской Федерации тот факт, что Генеральный Прокурор СССР Н. С. Трубин не ответил на запрос Комитета по правам человека.
— Комитет по правам человека считает, что со стороны Верховного Совета РСФСР должно быть проведено серьезное расследование и проверка всех сообщений о столкновениях с применением оружия между военнослужащими подразделений Союзного подчинения и сотрудниками МВД Азербайджанской Республики.
— Комитет по правам человека выражает тревогу в связи с позицией высших должностных лиц и органов Азербайджанской Республики, допускающих и оправдывающих практику депортации мирного населения, а также продолжающуюся практику имущественных правонарушений в отношении имущества депортированных граждан. Комитет по правам человека полагает, что Верховный Совет РСФСР не может проявлять безразличия к вопросу о соблюдении прав человека в суверенных республиках — возможных партнерах Российской Федерации по Союзному договору.
— В ходе слушаний были зафиксированы случаи нарушения прав человека со стороны незаконных вооруженных формирований.
— Комитет по правам человека считает, что Верховные Советы, Президенты, правительства СССР и всех республик должны предпринять все возможные шаги для того, чтобы предотвратить гибель мирных жителей, сотрудников МВД и военнослужащих в межнациональных конфликтах. Единственной реальной гарантией мира и спокойствия может быть только разрешение конфликта политическими средствами.
— Комитет поддерживает предложения по урегулированию конфликта, сделанные членами депутатской группы ВС РСФСР, посетившей в августе 1991 г. Баку и Ереван.
— Комитет ВС РСФСР по правам человека приветствует миротворческую инициативу Президентов РСФСР и Казахской ССР Б. Н. Ельцина и Н. Назарбаева, считая, что такая инициатива может создать реальную основу для урегулирования конфликта. Вместе с тем, Комитет по правам человека выражает озабоченность тем, что ряд пунктов Заключительного Коммюнике от 23. 09. 91 г. не выполняется сторонами.
Октябрь, 1991 год.
Все материалы проекта «Карабахский фронт Москвы»