• Вс. Окт 6th, 2024

Детям расскажите о них

Май 24, 2013

КОММЕНТАРИЙ

Ветераны Самарканда

Бывать в Самарканде доводится не часто и, как правило, по случаю, а не ради лицезрения архитектурных шедевров «ровесника Рима». В очередной раз поводом послужил празднуемый в Узбекистане 9 мая «День памяти и почестей». Ежегодно традиционное посещение ветеранов войны происходит в рамках социальной программы, действующей в армянской общине и предусматривающей поддержку пожилых соотечественников в столице и регионах. Однодневная поездка делегации, возглавляемой председателем республиканского Армянского культурного центра Мартином Сетяном и руководителем ташкентского Армянского культурного центра Карине Мартиросян, была крайне напряженной и насыщенной. На сей раз собрать всех вместе не удалось по вполне понятной причине. Самому «младшему» из ветеранов Георгию Газарову уже миновало 88 лет. Он то и был единственным «героем» теплой задушевной встречи, состоявшейся в стенах Самаркандского Армянского культурного центра, возглавляемого Арменом Тер Аванесянцем. Примечательно, что практически все оставшиеся в живых ветераны-самаркандцы оказались родом из Гадрутского района Нагорного Карабаха.Их, стариков-орденоносцев, а именно Кнарик Аветисян, Андраника Атаяна, Арташеса Каяяна, Николая Григоряна и Вартана Аванесова чествовали по месту проживания. Покидали город, провожаемые свидетелями времен и страстей — пылающими под предзакатным солнцем древними куполами, а на душе залегла глубокая грусть. Грустно потому, что годом раньше их было на пятеро больше. Ощущение точь как у Экзюпери: «Главное не увидишь глазами, главное увидишь только сердцем». Назавтра будет встреча со столичными ветеранами, где также не досчитаемся четверых из общего числа последних ветеранов уходящей эпохи Великой Отечественной. Среди них не случайно окажутся и другие «солдаты мая», освобождавшие Шуши в 1992г. Присутствие на празднике «азатамартиков» Валерия Бабаханяна и Смбата Манташяна лишь подчеркивает особую значимость месяца мая в древней и новейшей истории армянского народа. Тем не менее, включившиеся новые эмоции лишь усилили внутреннюю опустошенность.

«Чтоб миру вернуть и тепло, и смех,
Вы первыми встали, голов не пряча,
А первым всегда тяжелее всех Во всякой беде, а в войне — тем паче!»,

— писал когда-то Эдуард Асадов в своем поэтическом посвящении герою войны комсоргу Брестской крепости Самвелу Матевосяну.
Победу в Великой Отечественной трудно назвать «праздником». С 1941 по 1945 г. на фронт была призвана треть мужского населения единой страны — более 31 млн. человек, в т.ч. 300 тысяч из Армянской ССР (20-23% населения) и 200 тысяч армян из других республик. Разные историки называют цифры от 15 и до 28 миллионов погибших только со стороны военных, не говоря уже о невероятном количестве мирных жителей. 200 тысяч армян полегли на фронтах Великой Отечественной.

«День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!»,
— так отзывался о погибших наш соотечественник поэт Эдуард Асадов.
Из 18 млн. фронтовиков (примерно столько их было на лето 1945 г.) 15 млн. военнослужащих получили ранения, 2,5 млн. из них стали инвалидами. Но сейчас уже не столь важно, сколько людей погибло во время самой кровопролитной трагедии в истории человечества, тем более что точной статистики не будет никогда.
У армян особое отношение и к той Победе, которая стала для них по-настоящему спасительной, и к истории, не признающей сослагательного наклонения. Они помнят, что от исхода войны 1941-45гг. зависело и будущее самой Армении, и армянского народа. Ведь Турция в случае победы гитлеровцев в Сталинградской битве была готова начать вторжение в Закавказье, что означало бы конец и Армении, и ее народу. Это могло стать заключительным этапом Геноцида, начатого в 1915 году. За боль, мучения и отвагу Родина наградила всех по заслугам. Сначала — ордена на грудь, а затем — с глаз долой, чтобы они своим убожеством во имя счастливого образа послевоенной жизни не огорчали взгляд и не давали повода задуматься о долге страны перед своими спасителями. В России их сегодня осталось менее трех миллионов человек, в Армении – около двух тысяч из числа категории граждан, регулируемых Законом о ветеранах.
Праздники проходят, но вопросы, рожденные в крови и отчаянии, никуда не исчезли. Не растворились в многоголосье пафосных речей и ярком многоцветье праздничных фейерверков. Вновь убеждаешься в том, что забыть ту войну невозможно в равной мере и поколению подранков, чье безотцовское детство прошло за станками военных заводов. Сегодня они, так называемые «труженики тыла», являются ветеранами войны по возрасту, но не по статусу. Закон не признает их таковыми из-за тогдашнего малолетства, хотя их детская память сохранила все пережитые трудности, в т.ч. послевоенных лет, когда единая огромная страна тяжело залечивала раны.
Тогда, в 1945 году, прогрессивное человечество, стремившееся избавить грядущие поколения от ужасов войны и утвердить гуманистические ценности, создало Организацию Объединенных Наций в качестве фундамента «справедливого и свободного мира», противостоящего таким глобальным угрозам, как распространение человеконенавистнических идеологий, терроризм, экстремизм, национальная и религиозная рознь. Но, похоже, что в начале XXI века «историческая правда» подтвердила наличие целой бездны вечно продолжающейся межчеловеческой бойни. День Победы — это не только день нашего достоинства, нашей веры и нашей гордости, но и день обиды и прощения. О ветеранах вспоминаем, любуясь своей благородной памятью лишь в один из весенних дней. Спасибо, они рады и этому. Теперь их уже очень немного. Самым молодым – под девяносто и они дожили до момента, когда их трогательные рассказы-воспоминания о поисках и обретениях, сыновнем долге и любви, над которой не властны ни пули, ни расстояния, никого не интересуют. Они дожили до того, что спустя 68 лет молодое поколение на необъятном постсоветском пространстве затрудняется ответить, с кем им пришлось сражаться, а очередные «интерпретаторы» заявляют о своей монополии на историю Победы.
Не смолкают отзвуки великой войны, и не имеет сроков давности Победа. Одна на всех, так как по-прежнему в каждой семье остается или был свой герой, принесший себя в жертву ради будущих поколений. Солдаты и труженики тыла — герои вечности — спасшие мир от фашизма. Они — наша вечная ускользающая память.

Георгий Сааков,
главный редактор журнала армян Узбекистана «Депи Апага»