c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 1st, 2024

Codex rescriptus

Янв 30, 2020

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Надежда Николаева

«С точки зрения изучения культуры,
существуют только те сообщения,
которые являются текстами…
В этом смысле можно сказать,
что культура есть совокупность текстов
или сложно построенный текcт»

Ю. М. Лотман

«Наша Среда online» — Знакомясь с творчеством Надежды Николаевой, внимание, прежде всего, привлекают названия ее картин: «Среда обитания», «Среда обетованная», «Архаический пейзаж», «Мимикрия», «Метаморфозы». Заглавия поэтичные, но в то же время, понимаешь, что автор придает месту и времени большое значение. И, пожалуй, это не случайность. С ранних лет, все внимание художницы было поглощено ее отношением к окружающему миру. Уже с детских лет юная Надежда, всей душой испытывала необычную любовь к окружающей природе, не оставаясь равнодушной к ее красоте. Все окружение вдохновляло ее своими пейзажами, радовало красотой каждого природного нюанса. Детство ее проходило в военном городке под Свердловском. Городок, практически находился в лесу, и это было необыкновенным миром, где все, что росло, летало и ползало вызывало у Надежды необыкновенный интерес и восторг. Когда отца демобилизовали, и Надежда со всей семьей вернулась в родной Ленинград, интерес к природе и ко всему живому у нее сохранился. «С детских лет я хорошо рисовала, но хотела поступить в Лесотехническую Академию и стать лесничим. Когда меня убедили, что это не лучшая женская профессия, я стала ходить в художественную школу на канале Грибоедова, а затем поступила в изостудию ДК Газа» — вспоминает она. По окончании общеобразовательной школы, Надежда поступает в художественное училище им. В. А. Серова, а затем в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в мастерскую профессора Г. Д. Епифанова. Именно в эту пору они и познакомились с художником Латифом Казбековым, приехавшим из Казахстана на учебу, а спустя годы, они поженились. «Надежда была лучшей акварелисткой в группе, — вспоминает Латиф Казбеков, — пока остальные рисовали карандашами, Надежда работала иначе: наводила туманное изображение, из которого она постепенно посредством резинки и растушевки начинала выделять, завораживающие окружающих, образы. У неё получались очень интересные, сильно отличающиеся от работ других студентов, рисунки. Помню, как я попросил ее научить меня рисовать акварелью, и она с удовольствием согласилась».

Абстрактные картины у Надежды Николаевой стали появляться тогда, когда она начала применять авторскую бумагу собственноручного изготовления. Вот уже несколько лет, как Латиф Казбеков работал над картинами, используя свою авторскую бумажную технику, предлагал Надежде перейти на эту технологию, но, Николаева, неспособная что-либо осуществлять без чувств, вслепую, все время отказывалась. Однажды, в один из осенних дней, укрываясь от дождя, Надежда заскочила в одну из художественных галерей, где по воле судьбы проходила выставка очень яркого и динамичного художника Рината Миннебаева. Композиции Минненбаева, выполненные в технике бумаги ручного литья в глубоких земельно-охристых тонах впечатлили Надежду Николаеву. Именно тогда к Надежде и пришла замечательная идея создания собственной бумаги, разработав которую она вскоре стала создавать свои новые произведения.

Но что именно изображают картины Надежды Николаевой? В основе её авторской техники лежит литье бумаги. Посредством последующего шагового формирования сложных рельефов и используя красочную обработку, создаются трехмерные объекты-картины. Разлитая на твердом основании бумажная масса тщательно перемешивается, последовательно «скульптурно», создавая пластическую структуру произведения. Разнообразие цветных полей и фактурных поверхностей, чередование выявленных волокнистых вкраплений, шероховатостей и глянца превращают произведение в трехмерный объект, побуждающий к тактильному и визуальному осязанию. Создается впечатление, что художник изображает различные миры или монады, насыщенные ассоциациями и эмоциями, воплощенные в знаки, следуя за интуитивными проявлениями обитателей этих миров, словно выработав такую структуру изложения, при которой на первый план выступили бы бесконечные и нерасчлененные потоки метафорических текстов-знаков и связанных с ними представлений, воспоминаний, переживаний. При этом, каждая ее картина, это новая история, новое отображение мира, основанное на реальной действительности. Таким образом, изображения Надежды Николаевой всегда синтез, взаимодействие чего-то старого с неким новым элементом, который принципиально видоизменяет картину мира. Каждое из них может быть представлено как палимпсест, т.к. поверх уже существующего текста присутствует новый изменённый текст. Картины Надежды Николаевой всегда насыщены. И если даже, не фигуративными образами, как в ранний период ее «беспредметного» творчества, то, непременно фактурой и цветом. Картинные поверхности с толстыми текстурными наслоениями, выглядят словно скульптуры с их состаренной патиной поверхностью и напоминают объекты археологических раскопок. Именно эта многослойность и используемые материалы, позволяют работам Надежды Николаевой передавать зрителю настроения, предчувствия, переживания, богатые сильными эмоциями, которыми заполнена душа художника. Ее техника письма, как и манера изготовления бумаги осуществляется одновременно посредством ваяния и соответствует процессу формирования палимпсеста.

Палимпсестом, как известно, называют, старинную рукопись, где поверх старых слоев письма наносятся новые. Старые смываются, но неокончательно, проступая на поверхность или, все же, вытесняясь новыми записями. Палимпсест умеет порождать эффект проступания различных слоев текста, дробное единовременное мерцание букв, строк и прочих знаков на основной плоскости, который тем самым обнаруживает свою многослойность. Здесь любые новые письмена неизменно вливаются в общую вязь; ну, а докопаться до первоисточника невозможно, ведь следы письма неуловимы: это сплошные разрывы, наплывы, чересполосица прерывно-текучего текстового потока, игра неисчислимых наслоений, а также осыпей, отслоений, выцветаний и прочие побочные эффекты старения, стирания и вообще любого бытия во времени. Как утверждает писатель Михаил Герман: «Надежда Николаева – тонкий мастер графики и одаренный, изысканный живописец. Она обладает богатейшей фантазией к особым красноречивым и слегка зашифрованным деталям-ассоциациям, из которых искусно плетет на бумаге ручного литья мерцающую вязь воспоминаний, видений, отдаленно и несомненно перекликающихся с иконосферой уходящих образов…». Действительно, работы художницы Надежды Николаевой способны удивить каждого зрителя.

«Остановить творческий процесс работы Надежды над своими картинами не просто, — говорит Латиф Казбеков, вот уже более 40 лет работающий рядом с ней. – Произведение, вот уже почти завершено, но за день может быть полностью изменен до неузнаваемости, вплоть до наоборот». Похоже, что автора не столь интересует результат, сколь – процесс создания картины, где все зависит, от царившего в этот момент творческого состояния ее души.

«Надежда, что вы скажете по этому поводу?» – к концу беседы спросили мы. «Я бы и сейчас всё изменила!» — последовал ответ.

Арутюн Зулумян,
Зинаида Берандр