c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Мар 10th, 2025

Бунтарский дух Ашота Акопяна…

Мар 7, 2025
Александра Кухтина

«Наша Среда online» «Александра, Александра…» – это не слова из текста известной песни советского автора-исполнителя Юрия Визбора, а имя юной белорусской девушки Александры. Не Москва, а город-курорт Геленджик, связавший нас «с тобою, стали мы его судьбою», объединив творческие интересы талантливой художницы, Лауреата Президентского фонда Республики Беларусь Александры Кухтиной и автора этой статьи Татьяны Янгайкиной, старшего научного сотрудника Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Как вспоминает Саша: «26 сентября 2024 г., в день своего рождения, на базе санатория „Жемчужина моря“ проходил Десятый международный форум „Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия“. Именно на берегу Чёрного моря меня познакомили с Татьяной Янгайкиной, чья энергия и интеллект сразу обескуражили. Она была одета в стильный сдержанный костюм, который подчёркивал её уверенность и профессионализм. Её глаза светились, когда она говорила о своих научных разработках, голос был наполнен эмоциями, уверенностью и искренностью. Татьяна доступно объяснила сложные для понимания вещи и концепции, что сделало общение с ней приятным. Поразила её способность находить общий язык с людьми из разных областей знаний, и это только усилило мою благосклонность к ней. В её присутствии я почувствовала, что могу непредвзято и открыто обсуждать свои идеи, и получать ценные советы. Татьяна стала для меня не только близким по духу человеком, но и творческим вдохновителем, чему я очень порадовалась, встретив на своём пути столь интересного собеседника. Впоследствии, как оказалось, она меня подвигнет на увлекательный эксперимент…»

Александру, студентку УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», после выступления на Международном научном форуме пригласят в Минский государственный колледж ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко преподавать специальные дисциплины – рисунок, живопись, композиция, цветоведение, шрифты, материаловедение и флористический дизайн.

В первых числах ноября 2024 года я переговорила по телефону с Александрой, предложив ей принять нестандартное совместное участие на Международной восемнадцатой годичной конференции в Российско-Армянском университете (г. Ереван), попросив художницу нарисовать Ашота Акопяна. За собой я оставила право подготовить научный доклад по теме «Особенности армянского национального характера в мокшанских произведениях: художественный вымысел или реальная действительность?» Как оказалось, образ армянского героя из трилогии «Трудное счастье» мокшанского прозаика М. Л. Сайгина вдохновил не только меня, но и Сашу. (Кстати, ещё в 1993 г. эта работа была удостоена Государственной премии Мордовии.)

Заманчивое, увлекательное путешествие в историческое прошлое по строкам художественного произведения началось для юной художницы во время прочтения и визуализации образа армянского революционера Ашота: «При создании образа Ашота я активно искала вдохновение в реальных людях: просматривала старинные фотографии армян в Интернет-сети, внимательно наблюдала за теми, кого встречала на улицах, чтобы уловить и перенести на мольберт их этнические черты. Неоднократно перечитывала текст книги для того, чтобы глубже понять характер этого героя, уловить особенное в его лице, фигуре, одежде. Этот процесс позволил мне не только зафиксировать важные детали, но и проникнуться духом незнакомого ранее персонажа, которого предстояло в скором времени запечатлеть в рисунке. Я обращала внимание на его эмоциональные состояния и мотивы, которые этому способствовали, что помогло создать более полное и многогранное представление о масштабе революционера. Неоднократно возвращаясь к тексту трилогии Сайгина, я открывала для себя новые грани, обогатившие образ Ашота, которые оживили его, сделали более реалистичным.

Ашот теперь стал для меня не просто родным воплощением истинной свободы, мужественности и чистоты помыслов, а символом национально-освободительной борьбы за высшую справедливость, лидерство и революционный порыв, который вдохновляет окружающих на подвиги. Создать соответствующее изображение на полотне помогли ярко выраженные личные качества героя-революционера, подчёркивающие его бунтарство и стремление к беспристрастности.

Для создания образа Ашота я обратилась к графическим материалам, которые позволили мне окунуться в атмосферу той эпохи, то время. Я искала старые лики, чтобы с точностью воссоздать контекст того периода, в котором жил этот персонаж».

Уже в утренние часы 4 декабря 2024 года ваша слуга и автор подключилась в режим видеотрансляции для выступления в Институте Востоковедения РАУ. Волнение охватило с первой секунды доклада, когда увидела перед собой представительное сообщество учёных во главе с известным профессором Гарником Серобовичем Асатряном. Мимолётная робость оказалась напрасной. Дружелюбие коллектива единомышленников буквально передалось через монитор персонального компьютера. Получасовое выступление и для меня, как неискушённого спикера, и для аудитории прошло незаметно, оживлённо, в дискуссионном формате.

Ашот Акопян. Рисунок Александры Кухтиной

Бурный восторг вызвал эскиз-воплощение образа дивного армянского красавца Ашота Акопяна, созданного талантливой рукой Александры Кухтиной после прочтения трилогии М. Л. Сайгина. Из-под пера и чернил молодой художницы возник ни озорной мальчуган из села Монастырское, что находилось когда-то в центре сурового Туруханского края, который родился в семье ссыльных армян, приговорённых за участие в беспорядках против царя на вечное поселение, а истинный борец за всеобщую справедливость, а сотрудник Объединённого государственного политического управления. Именно такой герой представлен в мокшанском романе, отныне зримый для нас благодаря воссозданию его образа в портрете художницы.

Татьяна Янгайкина