c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Азох-Гтчаванк-Туми

Ноя 4, 2015

АРЦАХ НЕПОКОРЁННЫЙ

Сегодня я расскажу  о нашем очередном походе по направлению Север – Юг (Степанакерт- Гадрут), который состоялся 25 октября сего года. Маршрут состоял из трех пунктов: Азохская пишера, монастырь Гтчаванк и красная церковь в селе Туми.

Утром 25 октября в 8 часов утра мы начали свой путь. Проехав 50 км мы доехали до села Азох, не доходя до первого крутого поворота села Азох на верх поднимается тропинка, которая и ведет к главному входу в пещеру. Поднимаясь по тропинке примерно 15 минут мы наконец дошли до входа. К моему удивлению калитка ограждения была не заперта, и, пользуясь возможностью, я решил показать группе таинственный и завораживающий мир пещеры.

IMG_4122

Вход в пещеру широкий и довольно-таки натоптанный, а для того, чтоб дойти до ограждения, в центре которого находиться маленькая калитка, надо пройти по узкой тропинке, которая проложена вдоль стены.

Некоторые из членов группы по разным, но уважительным, причинам все-таки решили не заходить внутрь, а подождать нас у входа. Итак, из девятнадцати участников в пещеру зашли тринадцать участников. В пещере была абсолютная темнота и сырость. Подумалось, что если бы не фонари, то мы бы отсюда никогда обратно не выбрались. А если провести под землей значительное время, забываешь какое сейчас время суток: день-ночь, совершенно непонятно солнце или дождь, сколько прошло времени: полчаса или восемь. Глаза постепенно настраиваются на темноту, и если выключить фонарь, постепенно, через некоторое время начинаешь видеть контуры стен и потолка, но скорее всего это воображение.

Только под землей мы можем получить совершенно запредельный опыт погружения в темноту и тишину. В этом особом пространстве подземелий мы можем прикоснуться к вечности.

Когда мы зашли в первый зал, там почти что не было летучих мышей. Как известно летучие мыши с наступлением холодов тоже формируют стаи из небольших групп и перелетают туда, где теплее, то есть в южные края. Для зимовки летучим мышам нужны такие места, где воздух влажный, а его температура всю зиму держится на уровне + 4 — +6 °С и не опустится ниже нуля. А вот во втором зале их было гораздо больше, но, несмотря на их значительное количество, влагу, грязь и темноту, мы решили зайти и в третий зал.

У пещер есть одно правило, чем глубже и не комфортнее, тем интереснее и притягивающие, это и есть одна из главных причин, почему люди так любят пещеры и занимаются спелеологией и изучением пещер.

О пещерах можно писать и рассказывать много.  Поскольку снаружи нас ожидала остальная часть группы, после третьего зала мы все-таки решили сделать последние фотографии и вернуться к ним.  Так как в моих планах есть развитие спелеологии в Арцахе, я пообещал группе, что мы еще вернемся и зайдем еще глубже. Добравшись до группы, мы напоследок сфотографировались у входа и спустились вниз, где нас ожидал наш транспорт.

IMG_4238

От Азохской пещеры мы отправились к монастырю Гтчаванк, который располагается в верхней части горы Тохасар, но для того чтобы добраться до него, мы примерно 10 км проехали на транспорте к подножью горы, откуда прекрасно виден купол монастыря. Оставив автомобиль на обочине дороги, мы упаковали в рюкзаки теплую одежду, продукты питания, переоделись в более легкую одежду и начали восхождение. Тропинка на гору хребтовая, она имеет протяженность в 1,5 км и относится к категории легких. Уже через 45 минут мы стояли у монастыря. Рядом с монастырем есть дерево, под которым находится хачкар, и именно под этим деревом проводят обряд  жертвоприношения. Рядом с монастырем есть много красивых и бесподобных хачакаров, многие из которых уже несколько веков стоят на этом месте. Как гласят источники, Гтчаванк с давних пор был одним из духовных и политических центров Восточного края Армении. Как епархиальный центр монастырь находился под покровительством Араншахиков, затем, с VIII века — Дизакской ветви этого же рода.

Крепость Ктиш, расположенная недалеко, в IX являлась резиденцией Есаи Абу-Мусе. В X веке крепость стала центром основанного Дизакского царства. В середине XIII века монастырь Гтчаванк стал расширяться благодаря новым постройкам, а во времена Дизакских меликов, в особенности мелика Авана, или Егана, монастырь становится одним из известных монастырских комплексов всей Армении. Монастырь считается шедевром армянского церковного зодчества, и не уступает в своей красе монастырю Гандзасар и Дадиванк.

Внимательно изучив монастырь и его окрестности, мы решили пообедать. Под большим деревом черного боярышника есть маленький столик со скамьями, на этом же столе мы накрыли стол. Пообедав, мы спустились к роднику, который находится у подножья,  напившись вкуснейшей воды, мы  наполнили бутылки и продолжили свой путь.

_MG_2528

Через десять минут мы уже были у автомобиля. Переодевшись опять в теплую одежду, мы направились в сторону села Туми. В начале 1890 года в селе Туми было 122 дома, а численность населения составляла 1033 человек, но к 1987 году в селе было  286 дома а численность сократилось до 877 человек. Село имеет узкие улицы, дома в основном состоят из двух этажей. Проехав по этим узким улицам, мы добрались до верхней части села, где нам открылся прекрасный вид на село и окрестные поля, которые покрыты яркой зеленью, а по краям и до самых вершин гор нам виднелись деревья с разными окрасками. Было такое ощущение,  что мы смотрим не на лес а на какую-то прелестную картину. Насладившись этой прелестью, мы двинулись в сторону Красной церкви (Кармир Екехеци).

На левой стороне тропинки было старое кладбище, а впереди развалины старой церкви. Смотря на развалины поневоле начинаешь чувствовать мощную и сильную ауру которая там царит. Рядом с церковью есть деревья, они считаются святыми, даже сухие ветки этих деревьев  нельзя ни ломать, ни сжигать. Под этими деревьями проводят обряд жертвоприношения.

Рядом с церковью есть длинный стол со скамьями, а после длительного похода нам надо было подкрепиться и отдохнуть. Рядом со столом разожгли костер, поставили самовар и приготовили ужин. День удался, но все уже были уставшие и к тому же начало холодать. После ужина мы собрались у костра, пили чай и играли на гитаре, но так как уже было поздно, многим утром надо было на работу, мы решили что пора собирать вещи и ехать обратно в город. Через некоторое время мы уже были у транспорта, а еще через 2 часа  — в городе.
Этот день нам запомнится надолго, ведь сколько раз не ходи по прелестным и чудным местам Арцаха, каждый раз остаются все новые и более запоминающееся впечатления.

АЗАТ АДАМЯН