c8c673bf45cf5aeb
  • Ср. Мар 26th, 2025

Авангард здорового человечества: почему стоит поддерживать Россию и её спецоперацию

Мар 24, 2025
Антон Евстратов

«Наша Среда online» — События вокруг России в настоящее время представляют особый интерес не только для непосредственно российской, внутренней аудитории, но и для всей Евразии и шире – Земного шара в связи  с их определяющим для дальнейшей судьбы оных измерений. Автор данной статьи, как русский человек, проживающий в Армении и имеющий тесные связи и научные интересы в мусульманском мире (будучи автором единственного русскоязычного учебного пособия о политическом исламе и имея обширный опыт взаимодействия внутри мусульманского сообщества в прошлом), считает себя вправе высказаться на указанную тему.

Крушение СССР в начале 90-х гг. прошлого века привело к невиданным доселе изменениям на всём пространстве этого государства и его окрестностей. С одной стороны имели место значительное отступление из умов и сердец миллионов людей марксисткой, коммунистической идеологии, разрыв хозяйственных и политических связей между бывшими советскими республиками и союзниками Москвы, обнищание абсолютного большинства населения указанных территорий, детехнологизация, деиндустриализация и интеллектуальная деградация вследствие разрушения мощнейшей ранее системы массового образования и воспитания. С другой – развалины ещё недавно грозного Советского Союза лишились вменяемого единого управления, что сразу же создало экономический, политический и идеологический вакуум, который немедленно стали заполнять одержавшие победу в противостоянии с Москвой в ходе Холодной войны США и их союзники, которые часто несколько вульгарно определяются как «коллективный Запад».  Активная экспансия последнего при временной частичной утере политической субъектности наследницей СССР – Российской Федерацией, проявлялось наиболее широко методологически (использовались, как политические методы – как  в случае с включением в Евросоюз и НАТО стран Прибалтики и государств Восточной Европы, так и идеологические конструкты —  насаждение путём «мягкой силы» либеральных прозападных идей на всём постсоветском пространстве, включая саму Россию, и даже военные акции  – как в случае сначала с бывшей Югославией, а затем – косвенно – с Чечней с 1996 г. Грузией в 2008 г. и Нагорным Карабахом в 2022 г.) и территориально (распространяясь по всей территории бывшего СССР, его европейских и азиатских союзников).

Пожалуй, единственным не опробованным до недавнего времени способом воздействия США и их европейских друзей на постсоветское пространство являлись прямые военные операции против Российской Федерации. Впрочем, и использованными «мягкими» методами им удалось достичь многого – политически и идеологически отторгнуть от России не только бывших советских союзников Восточной Европы, но и сделать тоже самое с прибалтийскими странами, прямо входившими в состав СССР. Огромные успехи во взращивании русофобии и политической дезинтеграции с Москвой были сделаны и в других странах постсоветского пространства – Молдове, Грузии, Азербайджане… Опасные ростки посеяны даже в официально союзных и прароссийских на уровне общества Беларуси и Армении. Более того, в самой России западными НКО, фондами, СМИ и иными структурами и их местными контрагентами было взращено, пусть и немногочисленное, но крайне активное агрессивное либеральное, прозападное сообщество, придерживающееся откровенно антигосударственнических взглядов и готовое к полному разрушению своей Родины. Действуя абсолютно открыто и практически не скрывая своих целей, это сообщество имело обширные источники финансирования, как вне России, так и внутри неё, было вхоже в науку и культуру, пользовалось свободным доступом к средствам массовой информации. Годами деятели из этого лагеря занимались дискредитацией российского руководства, антироссийской пропагандой и поддержкой любых инициатив, в том числе и военно-политических (здесь напомню хотя бы обширные контакты московских либералов с северо-кавказским бандподпольем, грузинским президентом-преступником М.Саакашвили и украинским руководством), направленных на уничтожение российского государства. К началу-середине 2000-х гг. динамика развития указанных процессов была такова, что под угрозой в течение ближайших лет могла оказаться всякая субъектность России – невзирая на обладание последней ядерной оружием и колоссальными природными ресурсами, на которые, в свою очередь, у внешних игроков также имелись обширные планы.

Однако Российская Федерация спутала планы своих внешних и внутренних антагонистов, с начала нового тысячелетия приступив к восстановлению нарушенного суверенитета. Этот процесс происходил также комплексно, как и упомянутые навязанные Западом тенденции – сначала были подавлены очаги военно-политического сепаратизма в пределах российских государственных границ, затем наведён социальный порядок, восстановилась эффективная работа государственных структур,  после чего РФ стала демонстрировать все большие экономические успехи. В 2000-е страна серьёзно повысила, как экономические показатели, так и уровень жизни населения, что сказалось не только на России, но и на её соседях и более отдалённых территориально экономических и политических партнёрах. В то же самое время произошло присоединение к Москве в рамках Союзного государства Беларуси, а Армения, Казахстан и ряд других стран, имевших пророссийские режимы и связанные с Россией теснейшим экономическим партнёрством показали впечатляющую динамику социально-политического и экономического развития.  Все это дало основание для практического воплощения ряда интеграционных проектов на пространствах, казалось бы, давно распавшегося бывшего СССР – прежде всего, Евразийского экономического союза, успешно действующего до сих пор. Более того, Россия стала мировым центром притяжения в рамках планетарного объединения, альтернативного западным структурам – БРИКС. Параллельно российское руководство активно укрепляло свою военно-техническую отрасль, предпринимало попытки реиндустриализации, осознавая, что рано или поздно силы, едва не добившиеся её гибели, и не достигшие в этом решительного и окончательного успеха, прибегнут к последнему неиспробованному методу – прямому военному конфликту. В данном контексте, накачивание американцами и их союзниками оружием, а затем подталкивание ими к войне с Россией Грузию – ничто иное, кроме как прощупывание почвы, «разведка боем».  То же самое можно сказать и об украинском Майдане и последовавшей затем «АТО». Москва в обеих случаях отреагировала так, что вооружённые акции в её отношении решено было временно прекратить.

Вместе с тем, с начала 2000-х и вплоть до 2022 г. западные державы, готовые к дружбе и партнёрству со слабой и разрушенной Россией 90-х, но не собирающиеся взаимодействовать в данных форматах с Россией сильной, субъектной и претендующий на приличествующее её силе и возможностям место в мире, стремились создать вокруг границ РФ настоящий «санитарный кордон» лояльных себе режимов, устраивая «оранжевые» и иные революции, сметая пророссийские режимы в государствах бывшего СССР и  продолжая вкладывать всё больше средств в антироссийские, а порой и откровенно русофобские проекты. Цели данных мероприятия напоминали те, что ставили перед собой державы Антанты после Октябрьской революции, опутывая молодую советскую республику сетью лояльных себе буржуазных стран – с одной стороны, не допустить расширения российского влияния на сопредельные территории, а с другой – создать плацдармы для противодействия России в разных сферах на её территории. Таких локальных плацдармов оказалось несколько, но к 2022-му году на Украине совместными усилиями США, Евросоюза, Турции и ряда других метафизически антироссийских государств появился плацдарм глобальный, угрожавший не просто местному влиянию Москвы, а самому существованию Российской Федерации. Соответствующим образом готовилась украинская экономика, украинская армия, украинское общественное мнение. Система образования изощренно обрабатывало подрастающее поколение и взрослое население Украины в духе ненависти к современной России, советскому и имперскому прошлому,  непонимания и неприятия русской культуры и общей, российско-украинской, истории. В этих целях на территории Украины сносились памятники российским и советским героям и деятелям культуры, место которых не только на постаментах, но и в сознании украинского народа заменялось… пособниками немецких нацистов – Бандеры, Шухевича и прочими отвратительными персонажами. Даже Русская православная церковь, исторически объединявшая русский и украинский народы,  подверглась гонениям украинских властей, которые старались заменить её альтерранивной, раскольнической ПЦУ. Украина неуклонно превращалась в «Антироссию», единственной целью которой являлось не только уничтожение России на самом глубоком, цивилизационном уровне, но и «заменить» её политически, экономически и идеологически.  Идеи и демарши имели и практическое воплощение – гонения на русский язык и говорящих на нём граждан, перманентный террор в отношении объявивших о независимости Донецкой и Луганской народных республик и итоговое сосредоточение войск на их границах к февралю 2022 года.

Всё это стало основанием для начала 24 февраля 2022 г. Россией Специальной военной операции, которая продолжается до сих пор. Несмотря на сыплющиеся в основном со стороны сочувствующих США и их союзникам (в большей степени, нежели Украине и украинцам) спикеров упрёки и обвинения в агрессии в адрес Москвы, нельзя не отметить, что она терпела долго, на протяжении многих лет стараясь искать стратегические компромиссы, идя на уступки, а порой и прямо не обращая внимания на враждебные действия оппонентов. Сложно представить любую другую великую или региональную державу, демонстрирующую столь высокий уровень терпения и миролюбия.

Если хотя бы гипотетически допустить появление в Мексике антиамериканского правительства, которое начнёт закупать вооружение из РФ, репрессируя англоязычных граждан  и оглашая претензии на когда-то потерянные Техас и Калифорнию, спрогнозировать действия США не представляет особой трудности. Они будут быстрыми, решительными и непременно силовыми. А если такое правительство ещё и объявит о лояльности России и стремлении в ЕАЭС и ОДКБ?

Достаточно вспомнить реакцию Вашингтона на появление на гораздо более далёкой Кубе правительства Фиделя Кастро в 50-е гг. Тогда  США пошли  и на экономические санкции (действующие до сих пор), и на военную операцию в Заливе Свиней, и на попытку ядерного террора, остановленную лишь вмешательством в конфликт на стороне Кубы Советского Союза, а мир в те дни лишь чудом не увидел начала Третьей мировой войны.

И это – если не вспоминать столь же агрессивных действий американцев, французов, англичан и прочих нынешних «союзников» «независимой» Украины во Вьетнаме, Алжире, Ираке, Афганистане, Ливии и других, надо сказать, очень далёких от их стран государств и регионов планеты Земля.

Данные факты свидетельствуют об одном очевидном постулате – у каждой великой и даже региональной державы есть интересы, простирающиеся, в том числе и за пределы её национальных границ. И если в случае с российскими интересами на Украине, речь идет в основном о безопасности РФ, то упомянутые, равно, как и многие другие, случаи своей причиной имели куда более приземлённые аспекты – политическое влияние, стратегическое положение в ключевых регионах, природные и иные ресурсы… Кроме того, сложно вспомнить, чтобы хоть кто-то из оппонентов, якобы «агрессивной» России, подобно ей, годами терпел нарушение собственных интересов, предупреждал противников о возможных последствиях, подобно президенту Путину накануне Спецоперации, и лишь затем  переходил к весьма ограниченным военным действиям, к тому же прямо в ходе последних несколько раз сокращая их размах и интенсивность.

Между тем, для России в ходе Специальной военной операции на Украине на карту поставлено очень многое. Это и очевидная безопасность границ, и влияние на постсоветском пространстве, и статус общемирового центра экономического, политического и идеологического притяжения, и сам статус великой державы. СВО  – глобальный экзамен, проверка той подготовки, которую страна, постепенно возвращающая себе могущество, проводит в течение последних 25 лет под руководством Владимира Путина и его соратников.

Этот экзамен она просто не может себе позволить провалить, чем и объясняется упорство российской армии на поле боя и твёрдость лидера страны на переговорных площадках. Впрочем, учитывая успехи ВС РФ на Донбассе, в Харьковской и Запорожской областях и даже на возникшем буквально несколько дней назад Сумском направлении, иного варианта, кроме победы России в ходе Спецоперации рассматривать бессмысленно – дискуссии могут идти разве, что о цене победы и масштабах итоговых приобретений российской стороны.

Важнее рассмотреть, чем станет победа России, как для неё самой, так и для её союзников и партнёров.

Очевидно, что приемлемое для Москвы мирное соглашение, которое закрепит итоги Спецоперации, станет маркером окончательного возвращения РФ статуса великой державы, с которой на равных смогут иметь дело лишь 2 других государства той же весовой категории – США и КНР.  Оформленная победа создаст мощный импульс для расширения таких структур, как ЕАЭС и БРИКС, что имеет место уже сейчас, и даже в других интеграционных структурах – к примеру, ШОС, влияние Москвы станет заметно больше.  Вероятно, что и экономическое взаимодействие со вчерашними противниками – европейцами и американцами окажется для РФ гораздо легче и справедливее. Косвенно это подтверждает интерес новоизбранного американского президента к снятию санкций с РФ и усталость от санкционного противостояния обществ европейских стран.

Получив по окончании СВО мобилизованную и куда более эффективную, чем ранее, экономику и обладающую уникальным боевым опытом, а также выросшую численно, армию, Россия будет способна не только куда твёрже отстаивать свои интересы в глобальном масштабе, но и обратиться к решению ряда локальных проблем по периметру собственных границ.  Одной из самых значимых среди последних, после решения вопроса Украины, станет, вне сомнения, антироссийская политика Турции.  Анкара – член НАТО и верный союзник США и Великобритании, долгие годы пользовалась отвлечением российского внимания и ресурсов на украинское и иные направления, наращивая своё влияние на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Турции даже удалось добиться успеха в свержении пророссийского правительства Асада в Сирии, а также вместе с Азербайджаном нанести поражение российскому союзнику Армении в Арцахе с последующим выселением армян с территории непризнанной республики и оккупации земель самой РА.  Как мы отмечали ранее, характерной чертой российской внешней политики является терпение и поиск стратегических компромиссов, что сполна проявилось в турецком вопросе. Россия стремилась и всё ещё стремится наладить с Турцией приемлемый формат взаимодействия,  что проявилось в ходе совместных действий в Сирии и даже после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Уступчивость Москвы, однако, привела к явно негативным результатам – аппетиты Анкары продолжают расти, её союзник – Азербайджан прямо сейчас переходит на открыто антироссийские позиции, а сама Турция активно торпедирует российское влияние в Центральной Азии, используя риторику построения  «Великого Турана». Фактически, турецкое руководство также, как и Россия, стремится к роли центра евразийской интеграции, однако его пантюркистский и паносманский проекты нацелены на объединение вокруг Турции, прежде всего, тюркских, а затем – мусульманских народов. Речь идёт об альтернативе выстраиваемой Россией евразийской реальности, что руководство РФ, вне сомнения, видит и осознает. И если ранее российская уступчивость объяснялась в основном стремлением сконцентрировать ресурсы на других, более приоритетных в те времена для России стратегических направлениях, то после окончания СВО эти ресурсы высвободятся.  Страны Запада, в свою очередь, потерпев поражение на Украине, вряд ли будут тверды в коллективном отстаивании интересов Анкары, к которой они также имеют множество претензий вследствие возросшей самостоятельности Турции, не соответствующей ни её экономическим показателям, ни военно-техническому уровню, ни политическому весу. В этой связи можно ожидать усиления давления России на Турцию и восстановление позиций РФ на Южном Кавказе. Особенно важно это для союзника Москвы Армении и её всё более твёрдого торгового партнёра Грузии, которым важнее всего в настоящее время дождаться этого самого возвращения России в регион.

Перспективно и российское партнёрство, всё более напоминающее союзничество, с Корейской народно-демократической республикой. Вскоре, при участии Китая, оно способно оформиться в мощный альянс уравновешивающий влияние США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Последнее неразрывно связано и с проблемами Центральной Азии, где позиции РФ также будут восстановлены. В итоге произойдёт складывание по указанным линиям в полной мере нового полюса силы, уравновешивающего западный.

Помимо экономики данный полюс, в который могут войти, как государства бывшего СССР, так и более отдалённые страны Азии, Африки, Южной и даже  Северной Америки (упомянутая выше Мексика – кандидат крайне перспективный) способен и должен дать миру новую идеологию, альтернативную западному либерализму и культурному глобализму, основанным на диктате социальной, психической, физической или сексуальной девиации и потакании человеческим слабостям. И такой идеологией должны стать социальная справедливость и стремление к бесклассовому обществу в отсутствии частной собственности, в сочетании с традиционными ценностями в быту. Для реализации идеологической, равно, как и иных, целей, у России есть, и впечатляющий советский опыт, и тысячелетние уроки её истории. Более того, и Московское царство, и Российская империя, и Советский Союз, и современная Российская Федерация являли и являют собой уникальные примеры мирного и добрососедского проживания бок о бок и строительства общего настоящего и будущего христиан, мусульман, буддистов и даже атеистов. Современная Россия в этом смысле способна предложить крайне привлекательный формат взаимодействия, который уже привлекает очень различные государства и общества, ищущие альтернативу диктату западного либерализма – Исламскую республику Иран и христианскую Армению, социалистические Кубу  и Северную Корею и буржуазную Индию. Даже американские и европейские левые с одной стороны и правые консерваторы – с другой не просто демонстрируют лояльность курсу РФ, но и переезжают на её территорию, сражаются в составе её вооружённых сил и связывают с этой страной и её реалиями свой будущее и будущее всего мира.

Это даёт основание для позитивных ожиданий для всего здорового человечества, авангардом которого сейчас выступает борющаяся с западным глобализмом на фронтах Специальной военной операции Россия. Это – очевидное основание для поддержки действий Москвы словом и делом, и причина, по которой, несмотря на противодействие подготовленных и воспитанных Западом и его контрагентами оппонентам, стоит проявить определённую твёрдость и жителям тех стран и регионов, где пророссийские настроения не являются мейнстримом, а то и вовсе подавляются. Изменение данной ситуации также зависит от успехов российских войск. Они, хочется надеяться, не за горами…

Антон Евстратов,
историк, эксперт по Ближнему Востоку
(Ереван, Армения)