c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 12th, 2024

Аршак Акопян. Практические вопросы и тезисы

Окт 11, 2016

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАakopyan_arshak

«Наша среда online» — В интерпретации результатов любого анализа важнейшим является передача точных данных, без подтасовок. Аналитик может ошибаться, но не в коем случае не имеет права подменять понятия и параметры. Базируясь на этом тезисе, я стараюсь учитывать только проверенные данные и подтверждённые многими экспертами показатели.

Важнейшая цель — поддержание достойного уровня жизни общества почти вымывается из поля зрения экономистов и остаётся вотчиной политиков. Если принимать такую ситуацию за данность, а также принимая во внимание, что сегодня огромное количество исследовательских институтов и организаций выступают в роли регуляторов экономики — возникает необходимость трактовки своего рода «неэкономических факторов», направленных на формирование различных сторон хозяйственной деятельности. Учитывая долю экономики РА в мировой экономике, казалось бы, необоснованным утверждать, что в РА должны быть свои «регуляторы», способные хотя бы минимально адаптировать под нужды экономики республики количественные и качественные ценностные составляющие, которые спускаются крупнейшими мировыми регуляторами.

Однако, приведу несколько условий для членства в МВФ для РА. Членство в МВФ налагает на РА обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, обязанностью РА является поддержание конвертируемости национальных валют и недопущение дискриминационной практики в сфере текущих операций платёжного баланса с учётом показателей по приобретению (покупки) основных валют (USD & Euro).

Во-вторых, РА должна регулярно предоставлять МВФ статистические данные о своей экономике, платёжном балансе, золотовалютных резервах и т.д.

В-третьих, РА обязана допускать на свою территорию представителей Фонда для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

На первый взгляд — ничего необычного. Но! В большинстве стран мира сегодня денежная политика направлена на накачивание экономики национальными деньгами, создание условий для наращивания инвестиций в производство в целях преодоления кризиса. В это же время ЦБ РА путём установки высокой ключевой ставки и ужесточения норм банковского регулирования делает невозможным получение предпринимателями доступных кредитов на развитие экспортно ориентированных производств. Прогнозируемая дестабилизация курса драма вызывает неуверенность бизнеса (инвесторов) в завтрашнем дне, что является одной из основных причин стагнации производства.

Почему Центробанк РА проводит такую политику? Кому он подчиняется? Почему бы не создать независимого регулятора, основной задачей которого являлось бы создание условий (законов, норм, подзаконных актов), направленных на ускоренный вывод армянских товаров на внешние рынки? Речь идёт, в первую очередь, о товарах сельского хозяйства. О преимуществах сельхоз продуктов РА говорилось неоднократно в разрезе её исключительного качества и высокого промышленного потенциала в своём сегменте. По подсчётам специалистов нашей исследовательской группы — одно рабочее место в сельхоз отрасли РА создаст от 5 до 7 рабочих мест в смежных отраслях в уже в среднесрочной перспективе (до 36 месяцев).

Если по сомнительным причинам государство не хочет становиться участником хозяйственной деятельности (создание Армянской Государственной Сельскохозяйственной Компании), то, что же мешает созданию комплексного нормативного регулирующего поля, способного в сжатые сроки вывести производителей на внешние рынки? По предварительным оценкам госрегулирование экспорта продукции сельского хозяйства РА может дать чистого прироста ВВП страны в среднем не менее 5 % к фактическому показателю в той же среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет) с момента фактического старта.

Пытаясь выявить базовые противоречия, являющиеся барьерами на пути развития реального сектора экономики РА, я предлагаю расчленить её на «подпроблемы», т.е. придать ей систематизацию. Следуя теории Декарта и будучи приверженцем упрощения интерпретации сути любой проблемы, я делю каждую проблему на столько частей, сколько нужно для её преодоления. Двигаясь именно таким путём в практических расчётах, мы вышли на выше приведённые параметры прироста в экономике.

Развитие сельского хозяйства РА имеет самые высокие шансы вывести основные макроэкономические показатели страны на стабильный, ощутимый рост. При создании регулирующей базы следует учесть те условия, при которых граждане фактически приобретут социальные блага в виде спортивных комплексов на селе, в виде новых школ, детских садов, современных медицинских учреждений, и что самое важное — в которых будут работать специалисты высокого класса. Такой же потенциал  имеет развитие отдельных секторов лёгкой промышленности. Не сомневаюсь, что наши сограждане умеют, к примеру, шить не хуже, чем граждане дружественной КНР. Я своими глазами видел микродетали, которые отправляли космические корабли в космос. Успешно отправляли. И детали создавались руками и мозгами наших людей и на территории Родины!

Если цели определены и, главное, приняты — то их достижение — это вопрос времени. А вот сколько именно времени — будет зависеть от каждого из нас, но только после того, как мы определим и примем цели! И делать это нужно срочно, без излишней помпы и сотрясания воздуха. Тихо и молча!

АРШАК АКОПЯН
кандидат исторических наук