c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Июн 1st, 2025

Армянское сердце наполнено любовью…

Май 23, 2025
Ишхан Чахоян с учеником Александром Зотовым

«Наша Среда online» — В истории России наставничество имеет глубокие корни. Считается, что оно сложилось в XVIII в. в ремесленном деле, где основной принцип обучения – наставничество мастера, а «ученик должен был терпеливо, неустанно, самозабвенно создавать изделие, не отступая от наставлений и указаний, т. е. строго следуя заданным канонам» [1, с. 130]. Достаточно интересное мнение высказал главный редактор журнала «Исследователь», кандидат психологических наук А.С. Обухов: «Наставничество – это практика по наставлению» [2, с. 9]. Сегодня наставничество осуществляется в организациях разных типов, однако для нас особый интерес представляет сфера кустарного производства и бытовых услуг.

Процесс становления простого промысловика в организатора и руководителя обувного дела можно проследить на примере жизнедеятельности И.Д. Чахояна [3], вначале мастера-ремонтника мастерской, затем производителя обуви, сегодня – крупного индивидуального предпринимателя в Республике Мордовия. Потомственный обувщик Ишхан Чахоян отмечает, что «наставничество в его понимании представляет собой систему отношений и ряд процессов, когда наставник (учитель, мастер) в процессе обучения передаёт свой опыт, знания, умения своему ученику, терпеливо обучает нелёгкому ремеслу с нуля» [4]. Отметим, что интервьюирование вели в одной из мастерских по ремонту обуви самого обувщика. Ремонтом обуви Ишхан Джанибегович занимается с 1979 г. Он не случайно связал свою жизнь с этой профессией, ведь ещё его дед, Хачатур Саркисович, владел этим искусством [6]. О своей работе мастер говорит: «Вся работа – это шить, подбивать, подшивать ботинки, сапоги, туфли, накладывать заплаты» [4]. Несмотря на свою примитивность, работа эта творческая и интересная, требующая усидчивости, аккуратности и ответственности. «Квалифицированный мастер по ремонту обуви должен знать общепринятые сегодня способы конструирования и технологию пошива обуви при индивидуальной трудовой деятельности, – подчёркивает обувщик, – и он никогда не останется без работы. Ведь если не создавать обувь, так чинить всегда надо» [4]. Любой талант нужно развивать, необходимо много трудиться, учиться у других и обязательно делиться своим опытом. В этой связи уместно процитировать великого педагога К.Д. Ушинского: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» [5, с. 360].

Сегодня сложно найти учебное заведение, где готовили бы профессиональных мастеров по ремонту обуви. Раньше, как в случае с Ишханом Джанибеговичем, сапожники осваивали ремесло у наставников при обувных фабриках или комбинатах по бытовому обслуживанию. Первые азы по ремонту обуви он освоил, конечно, в детстве, однако необыкновенное дарование Ишхана явственно обозначилось, когда он устроился работать обувщиком в ПО «Мордовобувьбыт».

Национальное традиционное ремесло армянского народа продолжает существовать и процветать – Ишхан Джанибегович с удовольствием делится профессиональным опытом со всеми желающими, как когда-то преподавал «секреты» обувного искусства родному брату Самвелу, также посвятившему себя сапожному ремеслу. «Заменить супинатор, набойки на любимых туфлях, молнии и подошвы на сапогах, даже увеличить размер обуви, вернуть красоту старой обуви – всему этому научились от своего Мастера, Ишхана Джанибеговича», – делится воспоминаниями Самвел Джанибегович [7].

Долгое время производство и ремонт обуви считался исключительно мужской прерогативой. Чтобы натянуть кожу на колодку, прибить верхнюю часть к подошве, требовалась сила. Сегодня никого не удивишь тем, что мастерами обуви стали и женщины. По стопам Ишхана Джанибеговича пошла сестра Джейран и жена брата Самвела – Лия. Они несколько лет отработали на обувной фабрике у Ишхана, в коллективе опытного обувщика, который делал все исключительно собственными руками.

Более двадцати пяти лет на производстве у Ишхана Чахояна работает мастер обувного дела, его ученик Александр Зотов. «Если ученик не превзойдёт своего наставника, то ремесло исчезнет», – так считает И.Д. Чахоян. В своём ремесле обувщик главной задачей ставит передачу своего опыта, знаний своему ученику. Именно Александра, своего воспитанника, Ишхан Джанибегович считает самым талантливым учеником, который предан своему делу.

Удивительной историей о судьбе Александра Зотова поделился наш собеседник: «Шурик, а иногда по-отцовски, любя, я его зову Клёпа (а назвал Клёпой потому, что научился быстро клепать, уточнил нам с улыбкой на устах И.Д. Чахоян), был сиротой при живых родителях. Он шёл по плохому пути, сдружился не с теми мальчишками со двора, которые играли в «войнушку», а с теми, кто научил его воровать. Любящие родители долго мучились со своим чадом, лупили ремнём за мелкие шалости, и за воровство булочек с магазина, в итоге у мамы опустились руки, и она решила отдать сына, маленького мальчика Санечку, в дом-интернат для воспитания» [4]. Нелёгкая судьба девятилетнего мальчика, которого отдали в Ардатовский дом-интернат, напоминает чеховского героя Ваньку Жукова, отданного на обучение сапожнику. Однако Александру Зотову повезло гораздо больше, он встретил не «жестокого Аляхина», а человека, поистине перевернувшего всю его дальнейшую судьбу. А встреча это произошла случайно. Из рассказа Ишхана Джанибеговича узнали, что старший брат Александра, Евгений Зотов, дружил с его сыном Ашотом. О родном брате узнали от Жени. Армянский обувщик имел мастерскую в районном центре Атяшево и часто там бывал. В те годы Саша был переведён в дом-интернат с. Шейн-Майдан Атяшевского района. Из одной такой поездки с ребятишками, Ашотом и Женей, они навестили Сашу. После этой встречи Ишхан Джанибегович не расставался с мальчиком. С 4 класса все праздники, школьные каникулы он проводил в семье Ишхана Чахояна.

Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно социализироваться в жизни, не в состоянии зачастую решить самые обычные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников). Однако Саше Зотову судьба подарила шанс на достойную жизнь. Вчерашний выпускник детского интерната, оказавшись на попечении Ишхана Джанибеговича, «научился многому – всему, – делится впечатлениями Александр, – замена колодок, подошвы, набоек – этому научил меня мой Отец, учитель, наставник не только в ремесле, наставник по жизни – Ишхан Чахоян. Хороший, сдержанный Учитель с хорошей выдержкой объясняет всегда доступно» [8].

Все ученики, а на сегодня состоявшиеся ремонтники-мастера обувного дела, всем сердцем признательны учителю, наставнику. Каждый год, 26 ноября, в Международный день сапожника к своему учителю приезжают его благодарные воспитанники, уже состоявшиеся мастера обувного дела, чтобы поздравить и поблагодарить И.Д. Чахояна за терпение, научный опыт и наставничество.

Янгайкина Татьяна Ивановна, 
кандидат филологических наук, (Саранск, Республика Мордовия)

Источники и литература

  1. Савинова С.Ю., Кудрявцева В.В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. № 11. С. 130–137.
  2. Обухов А.С. Наставить на путь исследования // Исследователь: науч.-метод. журнал. Москва, 2020. № 1. С. 9–13.
  3. Янгайкина Т.И. Мордовские «лорды» с «поля армянских чудес» И.Д. Чахояна: об уникальном кустарном производстве в Республике Мордовия // Наследие веков. 2022. № 4. С. 39–50.
  4. Полевой материал автора (далее – ПМА): Чахоян Ишхан Джанибегович, род. 12.09.1956, г. Махарадзе Грузинской ССР, запись 2023 г., Саранск.
  5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: 2 т. Педагогические статьи 1857– 1861 гг. Москва; Ленинград, 1948.
  6. Янгайкина Т.И. Этнические стереотипы профессионального и жизненного поведения (на примере династии семьи Чахоян) // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2022. C. 40–47.
  7. ПМА: Чахоян Самвел Джанибегович, род. 25.05.1962, г. Махарадзе Грузинской ССР, запись 2023 г., Саранск.
  8. ПМА: Зотов Александр Владимирович, род. 21.12.1983, г. Саранск, запись 2023 г., Саранск.