• Пт. Апр 19th, 2024

Рубен Ангаладян. Армянский воин

Апр 13, 2021

МНЕНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Уроки четырехдневной войны в начале апреля 2016 года заставили меня посмотреть на эту важнейшую и актуальную тему пристальней.

ВОИН, КТО ОН?

Кого я считаю воином? От командующего армией до рядового солдата, от фидаина до добровольца, от президента до обыкновенного госслужащего, от горожанина до крестьянина. В ком-то пять процентов воина, в ком-то тридцать, в ком-то все сто. Именно организованное воинство делает народ народом и очерчивает границы дома, села, столицы, государства, – Родины! Именно вокруг сильной и выдающейся личности собирается и кристаллизируется армия, которая становится становым хребтом организованной структуры, – государством. Так рождается народ, который через своих воинов-летописцев начинает писать собственную национальную биографию. Историю народа и страны. Государство высшее, что создает народ как многослойную систему защиты и развития собственных граждан, желающих и признающих систему ценностей в данном государстве. Не царь, не философ, не ремесленник, не поэт, не ученый или певец, а все эти и многие другие профессии вместе лепят, создают образ воина и национального характера. Воин – это человек, который думает и конкретно, и обще.

Мы любим храбрых, но умеем ли их выделять, – большой вопрос? Храбрый воин не тот, кто в уличной драке ведет себя нагло, показывает силу своих кулаков, то есть пугает физически, – а тот, кто умеет строить дружеские отношения с товарищами по отделению, ему верят, он знает цену жизни, крайне полезен в бою. Для таких солдат, младших офицеров – смерти нет… Для высшего командного состава важен интеллект и воля. Требуются новые и иные знания, новое понимание пространства и новое понимание времени. Меняется скорость мышления и на вооружение приходит новый тип оружия, и это говорит о том, что храбрость будет иметь новое лицо – не личный успех, а успех – оружия и его эксплуатации. Вранье, что мы бедны, а наш противник богат и на нефтедоллары покупает у разных технологов нашу смерть. Мы не должны ныть, мы богаты. Мы богаты нашим отношением к нашей земле, к нашему народу, к нашему Спюрку. Мы должны делать правильные выводы из наших побед и поражений, и идти вперёд. Нашей храбрости нужно предать новый смысл, так как воин остается внутри любого самого совершенного оружия как совесть и сила его.     

Воин-царь – сильный, мудрый и справедливый запечатлелся в сознании и памяти армянского народа. В самом начале нашей политической биографии мы благодаря Тиграну Великому попали в мировую историю. Его человеческий образ и его дела, вот уже два тысячелетия не дают покоя нашей гордости, достоинству и тщеславию. Образ Тиграна Великого крайне  противоречивый и поучительный. В нём сплелись все достоинства и недостатки армянской мысли о государственности  и  о национальной жизни. О некоторых важнейших из них хотелось бы сказать. Бесспорно, Тигран Великий был выдающейся личностью. Оценив ситуацию, он увидел в молодом, быстро формирующемся народе колоссальную созидательную силу, выдающийся ум, сильную волю. Именно поэтому он выдвинул свою формулу государственной политики – не быть ни с Римом, ни с Парфией. Что означает, – царь армянский осознавал себя и потенциал развития собственного государства, как равную силу этим могущественным империям. Однако для создания империи необходимо было иметь собственные: язык, культуру и религию, – для ассимиляции других племён и народов, чтобы вовлечь их в национальную жизнь. Или общие военные, экономические интересы, – которые сковывают побежденные народы и государства, чтобы те не могли выйти из сферы влияния империи. На тот момент этих составляющих в основном не было и, поэтому первое же поражение от римлян стало деформировать государственную власть. Такое положение дел заставило задуматься над военными реформами. Так, в 301 году мы приняли христианство, чтобы создать единый институт церкви, и, таким образом, выстроить каркас государственного устройства. Однако, когда строительство института церкви стало набирать силу и влияние, Армения распалась на Великую и Малую в 385 году, – церковь не успела помочь светской власти, но взяла ответственность за целостность народа Армении на себя. Далее, шел распад страны, и в ХХ век мы вошли лишь семьями. Отсюда и фидаинство. Переход от фидаинства к регулярной Армии в Первую Республику был тяжелым, если не тяжелейшим. Так, например, народный герой  подлинный воин Андраник не выдержал  испытания, – встать в строй национальной армии. Он в период Первой Республики не участвовал ни в одном из трех важнейших для народа и государства сражений – Сардарапатской, Баш-Апаранской, Караклисской. Так сложно складывается эта непростая тема армянского воина.

       ЧТО ЕСТЬ АРМИЯ?

 Присутствие политической ситуации внутри нации, её общенациональная воля, которые на подсознательном уровне чувствуют конфликтную ситуацию, вместе с  большой группой здравомыслящих воинов, людей чистых и честных собирают армию. Так было в период создания Первой Республики, когда армия была создана даже раньше объявления о создании республики. Всё повторилось и в период распада СССР, то есть в период создания Третьей Республики. В отсутствии государства воин сражается в одиночку, часто объединяясь с такими как он воинами в группы, как это было в конце ХIХ века и в начале ХХ, когда фидаины защищали честь и достоинство простых крестьян в Западной Армении. Одиночки и разрозненные группы показывали, насколько способен народ полноценно защитить себя, то есть создать национальную армию в необходимых объемах. На сегодняшний день история показала, что наше государство неспособно полноценно защитить себя в том объеме, который был обозначен как историческая собственность. На уровне единой национальной воли, исторических, жизненных интересов Западная и Восточная Армении не нашли в себе реальных сил создать единую национальную армию. Не хватало нескольких важных показателей: нет должного количества воинства на собственных национальных территориях; отсутствует дипломатия; отсутствует военная разведка и контрразведка; отсутствует понимание реальности.  Турки на протяжении нескольких последних десятилетий делали всё возможное, чтобы западные армяне покинули родные места. Не хватало народонаселения для обширных территорий Армянского Нагорья. При всей отчаянной смелости армянского воинства в смутное и мрачное время Первой мировой войны Западная Армения была обречена на уничтожение. Ощущалась усталость армии и слабый анализ происходящего у элиты. И случилась трагедия Геноцида, а потом и падение Первой Республики и в этой связи у меня немало претензий и к собственным тогдашним военачальникам. Мы рассматриваем часто их биографию лишь с точки зрения их личной храбрости, и редко с точки зрения их гражданского долга, государственной выгоды. Вот пример, генерал Назарбеков сдал (25 апреля 1918 г.) непреступный армянский Карс по какой-то бумажке Закавказского сейма. Должен сказать, что довольно часто случалось в нашей истории, что доблестные армянские войска одерживали победы, а за столом переговоров часто уступали. Вообще в нашей истории (которая воспитывает нас) образ храброго и честного царя, которого  обманом враг коварно пленил, мы рассматриваем как очень положительный образ. Мировая же история давно ушла от этого мифотворчества. Надо помнить, что враг коварен, и нечего слушать сладкие речи…

 Вторая республика стала набирать политический, государственный опыт, создавать мощную экономическую базу, и именно эти факты сыграли важнейшую роль в победе над Азербайджаном, когда агрессор пошел на Арцах, да и на Армению с войной. Именно высокие показатели науки и технологии, экономики, а также ценность человека, – в дальнейшем должны лечь в устав армии, а потом и в основу армянского государства. Впереди у нас с нашими соседями глубокие противоречия по территориальным, стратегическим вопросам. Итак, что же из себя должна представлять армянская армия? Армия – это система правил и отношений, которая вбирает всех призывников, – с разным уровнем интеллекта, образования, характера (кто-то вспыльчивый, а кто-то тихий, кто-то медлительный, кто-то стремительный, кто-то грубый и невоспитанный, а кто-то сдержанный и воспитанный и т.д.), чтобы выстроить  единый сплав человеческих возможностей перед лицом вражеской агрессии. В армии все должны быть видны, их труд должен быть оценен, каждая мелочь приносящая пользу армии должна быть оценена. В армии очень остро воспринимается несправедливость и грубость. Учения в армии не должны восприниматься как муштра и унижение. Открытость армии неизбежна. Эта война для нас первая, которая была достаточно освещена телевидением, интернетом, – чем дальше, тем больше СМИ будут вмешиваться в технологию военных действий…    

Будущее всех передовых армий это многофункциональный воин, оснащенный самой современной военной технологией и поддерживающий связь с такими же, как он, воинами даже на больших расстояниях.

СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ АРМЯНСКОГО ВОИНА

О войне существует огромная художественная, документальная, мемуарная, научная и эпистолярная литература. Они очень помогали мне на разных этапах моих размышлений о нации и её воинах, о судьбе потерянных царств, о значении Родины, о подлинной истории. А две войны – Великая отечественная война и Карабахская дали возможность, не только понимать природу армянского воина, но и жить и дружить с некоторыми из них, очень известных и совсем неизвестных…

Армянский воин, конечно же, несет в себе все основные характеристики самой нации. Прежде всего, он очень вдумчивый, подвижный, веселый и рациональный в своих действиях человек. К этим важным аргументам прибавляются деятели культуры, науки, спорта, техники и технологии, и особо хочу отметить крестьян, – все их воинские черты характера  должны быть сплавлены в обобщающий образ. Для меня образ армянского воина это: Монте, Леонид Азгалдян, Кери, Норат Тер-Григорян, Ахпюр Сероб, Бекор, Никол Думан, Душман, Артур Мкртчян, Нельсон Степанян, Мисак Манушян, Аркадий Тер-Тадевосян, летчики и стюардессы, санитарки карабахской войны, Лорис-Меликов, Тер-Гукасов, Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Мадатов, молодые наши герои последних месяцев… Есть женщины воины, Свои списки есть в каждом селении, в провинциальных городах Армении, в Парке Победы и Ераблуре в Ереване, в разных городах и странах, где армянин показывает свой воинский характер. Все они из разных областей исторической Армении, но прожили или живут свою жизнь, одинаково реагируя на насилие и несправедливость. Есть и другие имена в других, не менее важных сражениях, в сражениях духа и красоты: Маштоц, Шнорали,  Нарекаци, Фрик и Чаренц, Григор и Рослин, Варужан и Сиаманто, Мартирос Сарьян и Арам Хачатурян, Александр Таманян и Аршил Горки, Иван Айвазовский, Вардгес Суренянц, Макар Екмалян, Комитас и другие…              

Хочу напомнить, что подняли жизнестойкость нашего народа в самый сложный, трагический период (первые сорок лет ХХ в.) таланты таких юношей как Виктор Амбарцумян, Иван Кнунянц, братья Алиханяны, Сергей Мергелян, братья Обрели, Баграт Иоаннесиани, Гурген Аскарян, Александр Кемурджян, Казарян, Артем Микоян… Их много во многих институтах мира. Надо собрать профессионалов и молодых чтобы создать новую реальность противнику на любом отрезке наших подлинных границ.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Хочу напомнить, что народ отложил все свои проблемы на время – Армения должна  поднять планку СПРАВЕДЛИВОСТИ на высокий уровень ответственности. Мы должны любой ценой убрать все те силы, которые мешают нашему успеху. Хватит играть в демократию и в гуманизм, в словоблудии варианта клинической смерти. Враг должен знать – мы его достанем везде.  Без этого патриотизм, а тем более Победа – пустые слова.

Рубен Ангалядян,
Заслуженный деятель культуры РА, культуролог, философ

2021 г., Лос-Анджелес (США)

Top