c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 12th, 2024

Армянские надежды и крах в Первой мировой войне

Ноя 16, 2022

ДНИ В ИСТОРИИ

Католикос Всех Армян Геворг V благословляет армян-добровольцев

«Наша Среда online» — 1 августа 1914 г. вспыхнула Первая мировая война. Уже 2 августа в Константинополе был заключен союзный договор между Турцией и Германией, по которому последняя обязывалась способствовать изменению границ Османской империи на Востоке с возможностью прямого выхода на мусульманские регионы России и брала на себя, в случае необходимости, защиту оружием интересов своего союзника.

Вдохновленный германо-турецким пактом, военный министр Турции, Энвер-бей не сомневался в том, что именно турки должны суметь открыть путь к Великому Турану и обеспечить тюркское единство. Воодушевление государственных деятелей Турции не скрывалось и вызвало своевременную реплику Уинстона Черчилля, заметившего, что “ни одно государство не вступило в мировую войну с таким рвением, как Турция”. Готовясь к войне, Турция в первые же дни призвала под ружье около 1 млн человек, ведя подрывную работу среди курдов, армян, лазов и других народов империи. Так, она пугала курдов “армянской автономией”, возбуждая их против армян и России. Турки требовали от армян поднять восстание на Кавказе против России. Подыгрывая национальным стремлениям, обещали армянам более широкую автономию, чем предусматривалось предложенной Россией программой реформ. Талеат-бей и другие видные представители османского правительства обещали армянам в случае перехода на их сторону передать им, в частности, районы Карса, Вана и Битлиса.

Решительно отвергнув предложения турок о восстания армян против России, главные армянские политические партии и в первую очередь Дашнакцутюн решили, что как западная (турецкая), так и восточная (российская) части армянского народа должны “исполнить свой гражданский долг”, “быть законопослушными гражданами” как в России, так и в Турции.

Возникшие блоки – страны Антанты (Англия, Франция, Россия) и Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция) – четко выявляли противоречия, существовавшие между Англией и Германией, а также между Францией и Германией из-за Эльзаса-Лотарингии, между Германией и Россией – из-за Константинополя, проливов Босфор и Дарданеллы, между Россией и Турцией – из-за Армении и Константинополя, между Австро-Венгрией и Россией – из-за доминирующего положения на Балканах, между Австро-Венгрией и Италией – из-за Албании и других территорий. Кроме того, Англия стремилась занять Месопотамию, Палестину, Аравийский полуостров, Франция – Сирию, Киликию, южную часть Западной Армении. Германия намеревалась поработить не только Украину, Польшу, Прибалтику, Финляндию, но и Закавказье.

Война привела в движение все общественно-политические и интеллектуальные силы армянского народа, вовлекая в свой водоворот широкие круги. И действительно это было так. Подобное бурное стремление явилось новым проявлением исторических традиций российских армян – традиций, проявившихся в годы русско-турецких войн 1806-1812, 1828-1829, 1853-1856, 1877-1878 гг. В войнах русских против Турции армяне участвовали, естественно, в первую очередь во имя освобождения собственной родины от турецкого деспотического многовекового ига, национального, социального и религиозного гнета. Выступление Турции в Первой мировой войне на стороне Германии явилось для армян весьма удобным поводом сражаться в составе русских войск для освобождения порабощенной Турцией Армении – от берегов Евфрата до Аракса. В Москве, Петербурге, Тифлисе, Баку, в других армянонаселенных городах Кавказа видные представители армянского общества выступали в пользу участия армян в войне на стороне России. В повестке были Турция и Россия. Публицисты вспоминали историю, проводили параллели, выражая симпатии к России, делились своими мыслями и подходами Католикос Всех Армян Геворг V, патриарх армянской поэзии Ов.Туманян, известнейший в Европе общественный деятель А.Чопанян, видный поэт Ваан Терьян, другие представители армянской культуры, науки, политики.

В российском армянском обществе в этот период забываются неблаговидные поступки царской колониальной администрации в отношении армян – на повестку вставало заветное дело освобождения западного армянства! “Все мы были поглощены войной. Все мы стали стратегами”, — писал в то время О.Туманян в одной из своих публицистических статей – в убеждении, что война должна была стать “последней мировой тревогой”, “последним бедствием” и “поражением Германии и ее союзников должен был решиться Армянский вопрос”. Эта “всеармянская” уверенность отлично видна, например, из обращения 5 августа 1914 г. Католикоса Всех Армян Геворга V к наместнику Кавказа Воронцову-Дашкову. Католикос был “счастлив заверить”, что “армянский народ, забыв чувство горечи от собственных ран, все свои помыслы сосредоточил на Родине, во славу которой с воодушевлением откликнулся на зов Государя – исполнить свой священный долг перед Его Императорским Величеством и Родиной”. Католикос учтиво просил, чтобы российское императорское правительство выдвинуло перед турками жесткие требования по осуществлению реформ в Западной Армении, – для армянства, которое “осталось верным великому Российскому государству”. Выполнение предусмотренных русско-турецким соглашением от 26 января 1914 г. реформ Католикос Всех Армян видел в создании “неделимой и автономной области” из 6 армянских областей (вилайетов) под покровительством России и во главе назначенных по ее выбору христианских управляющих – “в равном представительстве христиан и мусульман”. Представляя основные мысли письма католикоса правительству России, И.Воронцов-Дашков со своей стороны писал: “В трудных для России условиях кавказское армянство повсеместно проявляет в крае большое патриотическое настроение, с воодушевлением воспринимая вопрос мобилизации и поступая в войсковые части”. Однако, отмечал наместник, “весьма известные армяне выражают сожаление, что армяне назначаются на западных границах, в то время как хотели бы идти против врага”. Наместник также выражал недовольство армян непроведением реформ в Западной Армении и бездействием назначенных Европой главных инспекторов. Желанием армян было начать проведение реформ согласно русскому плану – исключительно “под покровительством России”. Получив одобрение российского правительства, Воронцов-Дашков 2 сентября счел своей “любезной обязанностью” сообщить католикосу о получении ответа правительства России на его письмо от 5 августа: “…Российское правительство ни в коем случае не сделает никакой уступки в Армянском вопросе – в намерении, что реформы в армянских провинциях Турции будут проведены русской первоначальной программой и под исключительным контролем России”.

Будучи вполне уверенным в “благоприятном решении волнующего армян вопроса”, наместник, тем не менее, считает нужным предостеречь католикоса, что действия кавказских и зарубежных армян должны строго согласовываться с указаниями наместника, — исходя из существующей между Россией и Турцией напряженной ситуации и общеполитической точки зрения. Наместник покорнейше просит католикоса также использовать свое высокий авторитет, повлиять на армян (как восточных, так и западных), выполнить те поручения, которые он как наместник, в силу требований времени, будет посылать им.

Воодушевленная обещаниями российского правительства и его кавказских властей, 31 августа 1914 г. армянская закавказская газета “Мшак” (“Труженик”) писала: “Россия необратимо займет Турецкую Армению и осуществит программу, которая должна была быть претворена еще в 1878 году”. Газета также связывала большие надежды со странами Антанты, которые, согласно оптимистам, “одним ударом молота сокрушат Турцию”. Та же “Мшак” 10 октября заверяет, что “суд наших турецкоармянских братьев будет защищен и разрешен, если в нынешней всеевропейской войне русское оружие станет победным, посему и мы всячески должны обеспечивать эту победу”.

Преисполненный идеями освобождения западноармянства, из Европы А.Чопанян также призывал армян принять участие в “священной войне, за победу стран Антанты”, а в России Ваан Терьян считал, что перед армянством поставлен вопрос не только национально-культурного будущего, но и задача физического существования армянского народа. Чуть позднее, 25 октября, “Мшак” призывала армян вместе защищать Россию – в ее великой и исторической миссии. “Для поддержки необходимо одно – общее единство, согласие, отказ от партийного раскола. Отныне не должно быть… ни дашнакской, ни гнчакской, ни социал-демократической армянских направлений – сегодня все должны чувствовать себя сынами армянства, братьями, чей долг – думать, заботиться об освобождении несчастных турецкоармянских братьев”, — писала авторитетная на Кавказе газета.

Выступление армян на стороне России и других стран Антанты, таким образом, рассматривалось как борьба за проведение реформ в армянских провинциях. Выдвигалась также идея создания в Армении полунезависимого государства – во главе с одним из князей романовской императорской династии.

Накануне войны со своими точками зрения по разрешению вопроса западных армян выступили также все влиятельные армянские политические партии.

Так, Дашнакцутюн считала, что победа стран Антанты над Турцией принесет освобождение западноармянству. Еще перед войной партия заявила, что отказывается от революционной борьбы, от сотрудничества со всеми теми партиями, которые занимаются подобной деятельностью, “поскольку они, преследуя общие революционные цели, помешают дашнакцаканам достичь своей главной цели – освобождению турецких армян с помощью русского оружия”. Гнчакисты полагали, что в случае вступления в войну против России Турция подпишет себе смертный приговор, поскольку в это время погибнет не только европейская, но и азиатская Турция. Они лелеяли надежду, что война разрешит Армянский вопрос: “…для армян встает заря свободы: их вековое страдание, горе и боль вскоре должны исчезнуть, когда победная русская армия завоюет Армению”.

Говоря о решении Армянского вопроса, гнчакисты понимали становление единой автономии Западной Армении и Киликии, причем, если до войны хотели этой автономии в составе Турции, то ныне – под покровительством России. Они наивно считали, что Англия и Франция сейчас не будут против создания автономной Армении, будь то с согласия Тройки, или под покровительством одной из них.

В годы Первой мировой войны иной была только точка зрения большевиков. В то время как все партии выступили в пользу использования момента в решении вопроса Западной Армении и западноармянства и встали на сторону правительства России, армянские большевики, вслед за российскими, призвали превратить империалистическую войну в гражданскую, достичь поражения правительств всех воюющих стран.

Дальнейшая история показала, что победила по существу программа российских большевиков, навязавших пережившему в годы войны геноцид армянскому народу кабальные договоры с Турцией и лишивших армянский народ половины исконных территорий не только в Западной (Турецкой), но и в Восточной (“Русской”) Армении…

Армяне с большим воодушевлением и организованно участвовали с начавшейся летом 1914 г. на Кавказе мобилизации в русскую армию и в создании с разрешения российского правительства армянского добровольческого движения.

В годы Первой мировой из проживавших в Российской империи более 2 млн армян в русскую армию влилось более 250 тысяч армянских воинов, приняло участие в войне более 30 генералов армянского происхождения. Тысячи зарубежных армян участвовали в войне с оружием в руках, сражаясь в составе союзных армий. В Первой мировой число мобилизованных в армии Франции, Англии и США армян составило более 50 тысяч человек.

Таким образом, армяне приняли самое активное участие в Первой мировой войне, внесли свой достойный вклад в разгром Турции и ее союзников, лелея надежду наконец обрести спокойную и достойную жизнь в семье европейских народов в качестве самостоятельного или автономного государства под опекой какой-либо из великих держав, в первую очередь тяготея, конечно, к России.

В целом, от Российской империи в войне участвовало около 250.000 армян, от Франции, Англии и США – 50.000, а вместе взятые по всему миру – более 300.000, из коих 60.000 были убиты или ранены в сражениях. Множество армян были отмечены подвигами и храбростью в самых судьбоносных сражениях на европейском и кавказском фронтах войны, награждены боевыми орденами и медалями, в том числе наивысшими.

Сыны Армении сражались почти на всех фронтах и в составе различных родов войск, своим ратным мастерством и героическими подвигами обогатили славные боевые традиции армянского народа.

Роберт Багдасарян