• Пн. Ноя 25th, 2024

Армянские мифы и легенды в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци

Янв 22, 2020

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Иосиф Роттер. Ваагн «Вишапаках»

«Наша Среда online» — Армянский фольклор проходя через века, дошел до современного читателя. Он был разработан разными библиографами. Большой вклад имел в этом деле армянский историк, библиограф  V века Мовсес Хоренаци, дело которого в дальнейшем продолжали другие библиографы и фольклористы. Перед Хоренаци стояла исключительно трудная задача, обработка и совмещение фольклора с историей. Речь библиографа наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, гиперболами и другими литературными приемами, что и делает произведение более колоритным. В фольклористике большое место уделяли мифам и легендам. Миф — это произведение о Богах, об отношении Богов и людей, а легенды дают информацию об истории людей, по той причине сначала были созданы мифы, затем легенды. По некоторым утверждениям, об армянском пантеоне было написано еще задолго до написании о греческом пантеоне. Армянский пантеон Богов описан Хоренаци очень детально, выразительно, именно он помогает нам составить общую картину о наших предках, их обычаях и о настрое давних времен.

Арамазд сильный и мужественный Бог, отец  всех Богов, его можно сравнить с Зевсом из греческой мифологии. Его образ символизировал начало всего живого на земле.

Бог войны, грозы, смелости был Ваагн, он является рождением четырех  стихий, воздуха, земли, воды  и огня. Рождение Ваагна это целое художественное творение, у него солнечные глаза и огненные волосы, он был очень красивым младенцем по описанию Хоренаци. Он очень храбрый, что и отражается в его поведении, ведь он сразу, после рождения бежит сражаться со злыми драконами, которые собираются уничтожить землю. Храбрость Ваагна стал примером подражания для дальнейших армянских правителей в течение веков. Его называли еще и вишапаках, что означает убийца драконов. Песнь о рождении Ваагна Мовсес Хоренаци взял из рассказов древних певцов, которых по- армянски называли гусаны, песня стоит в ряду самых старейших песен мира. В древние времена армяне Ваагна принимали как спасителя от злых сил, и как победителя над врагами, что и являлся причиной особенной любви и теплоты армянского народа к Ваагну. Ему даже сравнивали с греческим Гераклом.   Известно, что Геракл тоже был очень храбрым и сильным, и естественно историк хотел создать такой же образ, с помощью Ваагна он добился того.  Невестой Ваагна была Астгик, Богиня любви и воды, она сравнивается с Афродитой. При встречи Ваагна и Астгик шел плодотворный дождь, поливая все вокруг, это связано с одним армянским праздником: вардавар, когда люди поливают друг друга водой. Непобедимую силу любви историк подчеркивает именно этим описанием.

Анаит и Нане они оба считались Богинями материнства, домашнего очага, а также Богинями знания. Материнство самое сильное явление на земле, и поэтому не удивительно, что все народы мира, в том числе и армяне, имели Бога материнства.

Об армянском гостеприимстве говорит тот факт, что еще в языческие времена у армян был Бог гостеприимства Ванатур, он также считался покровителем тех, кто находился на чужбине. Также существовал Бог нового года Аманор, в честь чего и праздник нового года в Армении называют аманор.  Бог света, чистоты и доброты Мигр,  воплощение которого отражалось в Большом Мгере и Маленьком Мгере в произведении «Сасна Црер». А Богом подземного царства был Спандарамет, но в некоторых источниках был Бог Ангех (по-армянски слово ангех означает некрасивый, естественно властитель подземного царства в нашем воображении должен быть именно некрасивым и злым), который тоже был Богом подземного царства, он был отцом Торка Ангеха, о котором упоминают разные песни.

Армянский народ веками вел борьбу за свободу с разными врагами, а армянская фольклористика раскрывает армянский дух, полностью отображает характерные черты  народа: храбрость, мудрость, свободолюбие и верность. Мовсес Хоренаци совместил самые важные исторические моменты армянского народа с армянской литературной историей. После изучения произведения Хоренаци  критики  неоднократно выдвигали разные доводы о некоторых несовпадениях событий с  реальными, находя доказательства. Но через некоторое время все утихло и критики смогли доказать правдивость истории Хоренаци.

Одной из самых известных легенд является  легенда «Айк и Бел», так как наша страна в последствии по имени Айка  получила название Айк, а народ который жил в той местности, айер (армяне). Легенда охватывает то давнее историческое время, когда армяне воевали против вавилоно-ассирийских государств и, наконец, обрели свободу, речь идет приблизительно от VI до IX века, когда существовало Араратское царство. Сюжет легенды такой: Бел был титаном, ему удалось подчинить себе все народы и властвовать над всеми. Айк, будучи сильным и смелым титаном, не захотел подчиняться Белу. Бел отправляет своего сына с прислугой и предлагает Айку переселиться жить, куда ему хочется, оставить холодный север, где он жил в то время, и все это в замен того, чтобы он подчинялся ему. Но Айк слишком смелый и мужественный, естественно он отверг его предложение, не заплатил ему дань. В следствии этого между ними началась война, которая закончилась тем, что Айк убил Бела, и его народ обрел свободу.

Интересное описание главного героя дает Хоренаци в произведении: внешне он был очень красивый, у него были кудрявые волосы, огненные глаза, он был широкоплечий (как у Ваагна, о котором упоминали раннее), сразу видна симпатия автора к герою,  он наделил его храбрым характером и бесконечной силою. Автор описал сражение двух титанов достаточно тщательно, используя литературные приемы, например, во время сражения на земле началось громыхание, тем самым он хотел подчеркнуть силу титанов, которые по истории произошли из Богов. Хоренаци описал так же положительные и отрицательные качества людей. Айк является носителем положительных качеств: добрый, смелый, умный, а Бел, наоборот. Храбрость и героизм титана Айка проявляется в эпизоде, где он, не боясь Бела, сражается с ним и убивает его. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, и, желая жить свободно, он даже не боится пойти на смертельную битву.  Стремление и воля к свободе Айка стало лозунгом для армянского народа, и передавалось из поколения поколению. 

 Следущая легенда у Хоренаци это «Ара Прекрасный и Шамирам». Относится приблизительно к IX  веку. Легенда знаменита тем, что Ара в армянской мифологии был умершим и воскресшим богом, Прекрасный — его прозвище, которое происходило от того, что он был бесподобно красивым. Семирамида (по-армянски Шамирам) — ассирийская царица, красивая и гордая, услышав о красоте Ара Прекрасного, страстно влюбляется в него, после смерти своего мужа, отправляет своих подчиненных к Ара с предложением женитьбы и объединения двух государств. Ара Прекрасный отказывает Семираиде, что вызывает сильный гнев у царицы, она собирает свои войска и нападает на Армению. Хоренаци ярко рисует сцены боя. Победа досталась дорогой ценой Семираиде. Во время сражения Ара убивают, несмотря на указ царицы взять его живым. Семираида приказывает перенести тело погибшего Ара к себе и вызвать аралезов (духи в виде крылатых существ, спускающихся с неба, чтобы воскресить павших в сражениях, зализывая их раны), чтобы они, облизывая  тело, оживили его. Позднее  Шамирам объявляет, что Ара жив, и, якобы оживили его Боги. Ара в легенде представлен как человек высочайших нравов, он до смерти оставался верным как родине, так и своей любимой жене Нвард. Здесь Хоренаци противопоставил царицу Шамирам и Ара: он добрый, верный, храбрый, а она властолюбивая, жестокая. Армянский поэт В. Терьян позже воспевал о преданности Ара к своей жене. Все качества Ара Прекрасного положительны, и это делает его более желанным. Семираида после смерти Ара, впечатленная красотой армянских земель посылала лучших ассирийских мастеров в Армению, и с их помощью основала там прекрасные города. Хоренаци детально описал красоту наших земель: богатые сады, красивые луга, поля и цветы. Ара Прекрасный еще одно доказательство того, что армянский дух непобедим, сколько бы не жаждал враг, он не сможет добиться армянских земель. Армянский народ никогда не поддастся хитрым заманчивым предложениям   врагов, об этом и  передает нам историк. Ара Прекрасный олицетворение патриотизма, смелости, честности, и все его качества присущи каждому великому армянину.                                                    

Легенда  «Тигран и Аждахак» важна с исторической точки зрения, так как включает некоторые исторические факты  VI века до н.э. Это еще одно величайшее творение Хоренаци, еще одна легендарная страница славной армянской истории. Сюжет легенды такой.  В те времена армянским царем был Тигран. Мовсес Хоренаци, как и всех своих любимых героев, описал Тиграна как бесподобного царя. Стоит обратить внимание, что  он пишет о Тигране как о самом любимом персонаже, и, чтобы усилить эмоциональную окраску, он обращает внимание на чудесные времена правления Тиграна, подчеркивает, что каждый из нас мечтал бы жить в такое время и иметь такого царя. В то время, по словам Хоренаци, даже военная одежда и оружие армянской армии вызывали страх у врага, все было из стали, люди были со счастливыми лицами и даже от этого стали еще красивее, чем были до правления Тиграна Великого. Силу царя Хоренаци описал, используя внешний вид Бога Ваагна, у Тиграна тоже, как у него. были огненные глаза, он был широкоплечий, с кудрявыми волосами, бесстрашный и, самое главное, был мудрым и добрым царем.   Именно в годы правления Тиграна наша страна процветала и стала безграничная, как  никогда. Хоренаци для полного представления образа Тиграна Великого, использовал самую яркую палитру художника.

Царем титанов был Аждахак.  Хоренаци наделил его как положительными, так и отрицательными качествами, например он тоже был сильный он происходил из титанского рода Бела, но он как и Бел, был трусливым и хитрым. Они с Тиграном  заключили между собой союз о мире. Но могущество Тиграна всегда держало в напряжении Аждахака. Он боялся потерять свое царство. Однажды ночью Аждахак увидел страшный сон. В ужасе от увиденного, он проснулся, не дожидаясь рассвета, собрал советников и рассказал, что увидел во сне, как армяне захватили их земли. Советники дали множество полезных советов Аждахаку, который, их с благодарностью принял.  И он немедленно начал действовать. Увидев, что не в силах воевать с Тиграном, Аждахак начинает хитрые действия. Он послал Тиграну письмо вместе с дорогими подарками, попросив руку Тигрануи, любимой сестры царя Тиграна. Тигран соглашается и свою прекрасную сестру Тигрануи отдает в жены Аждахаку. Аждахак женится на Тигрануи, она становится первой среди его жен. Теперь же ей предстоит выбрать одно из двух: либо остаться верной любви к брату и пойти на позорное падение в глазах ариев, либо же ради собственного блага дать согласие на хитрое убийство любимого брата.

Здесь впервые подчеркивается образ армянской женщины, как преданной сестры. Тигрануи  первая армянская героиня из древней фольклористики. Тигрануи проявляет себя как сильная натура. В беде открылись в ней такие качества, которых читатель в начале, и предположить не мог в молодой женщине. Когда она догадывается, что ее любимому брату будет угрожать опасность, она пойдет на все, и будет до конца отстаивать свою любовь к брату.

Аждахак берётся за дело, предлагая через послов дружескую встречу где-либо на границе двух государств. Аждахак, персонаж, противопоставленный положительным героям именно отсутствием твердых нравственных принципов. Тигран, зная чем бы кончилась предлагаемая встреча, не скрывает, что ему известны все замыслы Аждахака, и в письме высказывает всё, что было у него в глубине души. После этого открыто разгорелась война. В завязавшемся бою Тигран вспарывает своим копьём крепкую железную броню Аждахака. И завершилось все только со смертью Аждахака.

Образ Тиграна Великого, благодаря описанию М. Хоренаци, стал символом подражания для армян и  в течение многих веков вдохновлял их.    Тигран — воплощение мужественности, храбрости, мудрости, и справедливости в истории Хоренаци.   Он проявляет себя во всех выпавших на его долю испытаниях  с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он руководствуется своими убеждениями, не изменяя родине, сам освобождает Тигрануи, не бросая ее в беде.

Легенда «Арташес и Артавазд» тоже имеет мифические и исторические корни. Главные герои здесь исторические люди, которые известны в армянской истории, это Арташес Первый, который является основателем одной из четырех армянских царских династий Арташесидов и его сын Артавазд.

Арташес был великим царем, он создал сильное армянское государство. Легенда состоит из нескольких этапов, первый охватывает период до правления Арташеса, второй период Арташес и Сатеник, похищение Сатеник, который описан очень подробно. Интересен факт похищения Сатеник, в то время и до сих пор во многих местах Армении сохраняется эта традиция, похищение девушки. Отец Сатеник просил за дочь очень большое приданое, но Арташес не захотел платить его и похитил Сатеник. Хоренаци пишет, что свадьба Арташеса и Сатеник была красочна, с неба шел дождь из золота и  жемчуга во время пира. Далее историк пишет о процветании Армении в годы правления Арташеса. И поэтому армянский народ очень тяжело переносит его смерть, многие совершили самоубийства от любви к царю. Люди взволнованы предстоящими событиями, так как его преемником стал Артавазд. Он был неблагородным сыном для всей страны, после смерти отца он не смог править достойно, разорил всю страну. Его правление показывает его слабость. Арташес перед смертью проклял сына, и проклятие сбылось, по словам Хоренаци Артавазд был схвачен демонами и заключен в холме, а его преданные псы грызли цепи, пытаясь освободить своего хозяина, чтобы тот смог уничтожить весь мир. Это мифическая сторона легенды. Здесь историк раскрывает черты плохого правителя в лице Артавазда. Хоренаци хочет донести до читателя, что страна процветает в руках хорошего правителя, преданного и справедливого.

Армянская фольклористика является одной из старейших в мире. Начиная с рождения Ваагна до Арташеса и Артавазда, она имеет художественную структуру, и характеризует обычаи и веру армянского народа древнейших времен. 

НОНА ЖАМХАРЯН,
учитель русского языка Разданской основной школы №11 им. У.Сарояна