c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Армянская апостольская церковь сегодня: проблема сохранения традиционной системы христианских ценностей

Апр 10, 2013

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

«Мы перестаем быть народом, объединенным единой верой, духовностью»
Тер Шмавон, иерей церкви Св. Ованеса

Павел Акопян
Павел Акопян

Религия, как особая форма осознания мира, обладая объединяющим принципом, способна давать опору и утешение в трудную минуту жизни. Ее социальный принцип заключается в способности объединять людей, живущих как в самой стране, так и за ее пределами. Одной из важнейших ролей религии является подготовка человека к жизни в будущем мире. И наконец, истинная религия помогает человеку реализовать свой духовный потенциал.
Армянская апостольская церковь (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի; более традиционное, историческое название — Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի / Апостольская церковь Армении) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.
В основе учения армянской апостольской церкви можно найти некоторые общие требования к поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, которые вписываются в единую христианскую систему ценностей. Можно указать, например, такие элементарные ценности: трудолюбие, мудрость, семья, уважение человеческого достоинства других, любовь к родине, здоровье, честность, чувство долга, законопослушность, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения и другие истины. Такая система ценностей, формируя взгляды личности, ее ориентацию, предпочтения и даже поведение, эффективно влияла на развитие страны в целом. К сожалению, мы с вами наблюдаем процесс разложения системы ценностей, культивировавшиеся армянской церковью. Новая ценностная система личности становиться противоречивой и парадоксальной.
Социологическое исследование жителей трех городов республики (Ереван, Гюмри, Ванадзор), проведенное в марте 1993 г., показало, насколько изменились ценностные представления в армянском общественном сознании. Опрошенным был предложен список из 17 дихотомических базовых характеристик, описывающих человеческие качества:

1.ЧестностьНечестность
2.ДобротаЗлость
3.ТрудолюбиеЛень
4.ВоляБезволие
5.ВераБезверие
6.Свободолюбие Раболепие
7.ИндивидуализмКоллективизм
8.ПреданностьПредательство
9.ЗаконопослушностьНепослушание законов
10.Национальный патриотизмПреклонение перед иностранным
11.ПредприимчивостьПассивность
12.ТерпимостьНетерпимость
13.ТрадиционализмИнноватизм
14.ВыносливостьНевыносливость
15.БлаговоспитанностьГрубость
16.БунтарствоПокорность
17.Стремление к знаниямОтсутствие интереса к знаниям

Положительные оценки получили такие качества, как «трудолюбие», «предприимчивость», «индивидуализм» и «выносливость». По мнению опрошенных, именно эти качества лучше всего характеризуют современного типичного армянина. Наибольшие позитивные оценки получили такие качества или черты армянского характера, как «выносливость» и «предприимчивость», затем только «трудолюбие» и «индивидуализм». В число отрицательных качеств, характеризующих армян, оказались «грубость», «непослушание закону», «нечестность» и «предательство». Наиболее ярко выраженной отрицательной чертой, по мнению опрошенных, является «непослушание закону».
Традиционные ценности семьи, детей, близкого дружеского окружения как были, так и остались в сознании людей. Сегодня в сознании простого армянина доминируют ценности семьи и личного окружения. В иерархии ценностных установок такие ценности, как родина, страна, нация, государство оказались вытесненными на периферию общественного сознания: каждый прежде всего думает о себе и о своей семье, к другим проблемам относится, как правило, безразлично.
Такое положение дел вызвано проблемой расколотого социума:
• Имеется общее понимание по нескольким чрезвычайно важным проблемам (проблема независимости Карабаха, проблема геноцида, третьим «столпом» консолидирующего сознания является облик христианского народа). Однако по целому ряду других, не менее важных вопросов мнения современных армян резко расходятся. Причины такого раздвоения общественного сознания кроются в историческом и геополитическом позиционировании самой Армении. Пограничное положение Армении между Европой и Азией, между культурами Запада и Востока, между христианским и мусульманским миром.
• Еще одно раздвоение в общественном сознании просматривается в психологических схемах национальной, или этнической, самоидентификации армян. Наличие альтернативной модели «мы» и «они». Причем, если в качестве «мы», как правило, всегда выступает коренное население республики, то в качестве «они», в зависимости от актуального политического контекста, могут выступать «армяне диаспоры», «беженцы», «карабахские армяне» и даже власть.
• За годы советской власти, когда церковь и духовенство находились в изоляции от христианской общины, образовался некий духовный вакуум, который быстро стали заполнять разнообразные религиозные секты и духовные течения Запада и Востока (например, «Свидетели Иеговы», «Слово жизни»). Социологические исследования свидетельствуют, что различного рода секты получили довольно большое распространение в Армении. По официальным данным, в республике зарегистрировано порядка 50 различных религиозных организаций. Они раздают бесплатную литературу религиозного содержания и иногда оказывают гуманитарную помощь своим последователям. Таким образом, новоявленные организации и секты становятся привлекательными для местного населения. Их истинные задачи — разрушение единства нации, подрыв ее духовных и нравственных основ. К тому же массовая бедность служит хорошей питательной средой для распространения разного толка мессианских идей и течений. Простой народ живет в ожидании чуда и готов в каждом, кто идет к нему со словами сочувствия, видеть своего спасителя. Сказывается также усталость общества от нескончаемых перемен и желание обрести стабильность. По мнению эксперта по культовым группам Артура Вердияна, грамотное антисектантское законодательство — очень важная, но далеко не единственная необходимая мера для противодействия деструктивным культам. «Успех возможен, если уровень знаний наших сограждан в таких областях, как религия и психология, будет существенно повышен. Мы, к сожалению, плохо знаем свою религиозную традицию и совершенно беззащитны перед всевозможными психологическими технологиями, которые очень успешно используют культы для вербовки и удерживания в своих рядах новых адептов. Мы должны способствовать тому, чтобы Армянская Апостольская Церковь продолжила свой путь Возрождения. Добрый, мудрый, образованный священник, не только хорошо знающий Библию, но и умеющий терпеливо ответить на вопросы мирян, доступно объяснить те или иные библейские положения, должен стать обычным явлением…»
Если мы обратимся к положению армянской церкви среди армян, то увидим, что она была главным оплотом национального единства, единственной организацией, которая сохраняла активность даже тогда, когда страну завоевывали и разрушали, когда прекращалась политическая жизнь. Сохраняя язык и этнокультурные традиции народа, церковь способствовала выживанию армян как нации.
Армянская Церковь, являя собой яркий пример самобытности армянской культуры, способна сыграть одну из главных ролей в будущем своей страны и взять на себя роль духовного предводителя армянского общества. Одним из возможных вариантов, по которым способна пойти страна, является культивирование таких ценностей, как вера, преданность, национальный патриотизм, терпимость, доброта, честность, законопослушность и т. д. Мы не должны также забывать и том, что Церковь — это не только священники, Церковь — это и мы, миряне, и на нас тоже лежит ответственность за нынешнее состояние дел. Если наше общество начнет оздоравливаться, если власть начнет реально заботиться о своем народе, а у граждан появится доверие к государству, в котором они живут, надежда на успех в защите наших национальных, религиозных и культурных ценностей от атак будет не столь уж и призрачной.

Павел Акопян