• Пт. Ноя 22nd, 2024

Армяно-грузинский фильм в отражении вечности

Авг 11, 2017

КУЛЬТУРА

«Наша Среда online» — Недавно в Ереване в кинотеатре «Москва», а затем в Алаверди (Армения) в Культурном центре состоялась презентация документального фильма «В отражении вечности», созданного совместно авторами из Грузии и Армении. Фильм Гарика Абеляна (Армения) и руководителя НПО «Агора-Джорджия» Виктории Максоевой был включён в каталог программы «Армения глазами изнутри и снаружи» Международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Показы в двух городах Армении собрали широкие слои общества, представителей различных общин, проживающих в стране.

На показ в Алаверди пришёл  мэр города г-н Карен Паремузян, высоко оценивший цель авторов, старающихся внести свою лепту в развитие туристических взаимоотношений между Грузией и Арменией, как и привлечение туристов в древний регион на севере Армении с различных стран мира. Г-н Паремузян  рассказал о том, что  иницитива съёмочной группы показалась мэрии полезной для региона, потому она была ею поддержана. Авторам помогла  также Армянская Апостольская церковь г. Албани (Нью-Йорк), компания «Бейз металс» (Армения), туристическая фирма «Омнес тур» (Грузия). Далее фильм будет показан в Нью-Йорке, Москве. Идут переговоры с  Канадой  и Аргентиной.

В рамках евроинтеграции Министерство культуры Греции совместно с мэрией Тиноса и  оргкомитетом Международного творческого фестиваля «Визит к музам», проводимого Международным литературным журналом «Девять муз», пригласила авторов фильма на вышеупомянутый фестиваль, полагая, что фильм, в котором уделено внимание как армянской, так и греческой культуре, важен для армяно-греческих культурных отношений.

История создания фильма началась год назад, когда грузино-армянский творческий тандем снял фильм о красотах Батуми, целью которого являлось укрепление грузино-армянских отношений на почве туризма в Грузию. На этот раз авторы посвятили своё детище Армении, рассказав о красотах Ахталы, Алаверди, Ахпата, Санаина, Одзуна и Ардви.

Автором идеи съёмок является уроженец Алаверди, оператор Гарик Абелян. По его приглашению  коллега из Грузии Виктория Максоева год назад посетила регион, с целью ознакомления поближе с его достопримечательностями, культурой и историей. В результате, написав сценарий, руководитель «Агора-Джорджия» стала и режиссёром фильма, в котором лейтмотивом появляется история армянских Ромео и Джульетты, ведь у каждого народа есть своя история, что печальней нет на свете.
«Армянский  Шекспир — Ованес Туманян, написавший  поэму «Ануш», по мотивам которой создана и опера, родился именно здесь, в этом легендарном краю на севере Армении, где древние монастыри таят в себе великую историю создания уникальных рукописей,  духовных и образовательных центров, славных полководцев и ашугов, ставших народными дипломатами. Это восхитительный край изумрудных гор, где восходящее солнце особо ярко искрится своими янтарными лучами в водах бурной реки Дебед, сыгравшей не последнюю роль в истории об армянских Ромео и Джульетте».

Эй, сиди в шатре, девушка, молю!
Закружила ты голову мою.
Я забыл покой, как ашуг пою.
С песней, как в бреду,
По лугам иду.
Бросил я овец,
За тобой бреду.

Эти слова пастуха Саро озвучил актёр Тбилисского Русского театра им. Грибоедова Иванэ Курасбедиани. Роли же Ануш и её Ромео  исполнили Лолита Оганесян (Грузия) и Саркис Алексанян (Армения).

 

Создатели и герои фильма

Оказавшись на территории Армении –  страны, упоминаемой  ещё Геродотом,  столицей которого является  Ереван, более древний, чем  Рим, страны, первой  принявшей  христианство как государственную религию, построившей  храмы, являющиеся  Всемирным наследием, охраняемым ЮНЕСКО, давшей  миру Сарояна и Арама Хачатуряна, Саят-Нова и Параджанова, путешественники вскоре замечают красиво вырисовывающийся,  грандиозный, обильно разукрашенный каменными узорчатыми кружевами Ахтальский храм, возвышающийся на скалистом гребне. Кругом  высокие горы, ревниво скрывающие от него прозрачную даль.

Главная святыня монастыря – Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который  объединяет в себе истории армянского, русского, греческого и грузинского народов. Их представители ежегодно приезжают в Ахталу 8 сентября на Рождество Богоматери. Бывают и мусульмане, воодушевлённые общим  желанием воздать хвалу Царице Небесной.

В 1763 году грузинский царь Ираклий  Второй пригласил в Ахталу  греков. Приехало 800 семей. Они работали на золотых и серебряных рудниках,  строили  поселения вокруг предприятий.

Отток греческого населения в разные страны, в Россию и Грецию, начался в 80-90 гг.

Как пишет католикос-патриарх Кирион Второй, по Божьему произволению в 1899 году в Ахтальский монастырь прибыли русские иноки.  Сначала они ютились прямо под открытым небом, так как стихия разрушила купол и кровлю. Они очистили святую обитель от камней. По их просьбе, садахлинский помещик Иван Меликов финансировал реставрационные работы и устройство приходской школы, русская аристократка Евдокия Колесникова позаботилась о новых колоколах, на одном их которых написано на грузинском, что его  пожертвовал Ростом Насрашвили. Последние  русские монахини завершили свой мирской путь в 20 веке и были почётно похоронены  армянскими жителями Ахталы.

А в Ахтале переплелись истории не только армянского, грузинского, греческого, русского народов.   Богатства   региона привлекли  и французов, которые в 70-ых  годах 19 века  поставили в Церкви Живоначальной Троицы  католический престол из камня.

Съёмочная группа показывает развалины монетного двора, говоря, что  одним из признаком суверенитета государства является наличие собственной валюты, которая существовала в Армении ещё во времена царя царей  Тиграна Великого.
В этих местах проводились раскопки, и известный французский археолог Жак де Морган  в 1887году  обнаружил каменные гробницы, глиняные, бронзовые и железные находки, датируемые 8 веком до н.э. Здесь же была обнаружена гробница времен, когда людей хоронили сидя. Согласно исследованиям Моргана цивилизация, живущая в те времена в здешних местах древнее, чем государства Европа.

Далее путь  документалистов привёл их во дворец Арамянца. Нефтяник, как сказали бы ныне, меценат, Арамянц  приглядел себе замок в Швейцарии, находясь там на   отдыхе и вскоре построил себе такой же в Ахтале, для своей дочери Флоры, выпускницы Зальцбургской школы,  владевшей 12-ю языками.  Всемирно известный русский бас Фёдор Шаляпин, гостивший здесь,  подарил ей свою фотографию с надписью: «Я уезжаю и оставляю тебе своё сердце».

Дворец скоро отреставрируют капитально и преобразуют  в музей.

Руководимые географическим принципом, авторы показали и фестиваль самого большого фестиваля еды на Южном Кавказе, фестиваля шашлыка. Его организаторы говорят, что   готовят  шашлык из чего угодно, кроме воды. В жюри —  профессиональные повара. В результате   слепого  судейства   побеждает вкуснейший.   Здесь он особо вкусный, этот  шашлык по-армянски,  отличающийся  от  других   тем, что куски мяса нарезаются очень  крупно  и заранее пропитываются  в вине, либо  мацуне,  с употреблением местной травы – чабреца.  В этом году  Ахтала провозгласит  Международный день барбекю.

«Его называли князем ашугов, а о себе он говорил просто: «Я простолюдин, а не князь, другого званья не хочу». Его муза воспела не только любовь, светские радости или воинскую доблесть, но и жизнь обездоленных людей. Саят-Нова творил на армянском, грузинском, азербайджанском, персидском языках, в совершенстве владея каждым из них».

Саят-Нова  стал жертвой интриг вельмож и был прогнан из дворца, пострижен в монахи Ахпатского монастыря. В его стенах  сквозь века пересеклись тени двух гениев.

Один из самых престижных американских университетов – Гарвард на факультете искусств составил  список фильмов, которые необходимо посмотреть, чтобы получить диплом киноведа. Среди 700  с лишним рекомендаций встречаются киношедевры, снятые в СССР и среди них —  «Цвет граната», снятого в Ахпате великим режиссёром Сергеем Параджановым.

Но  туманяновский регион  — это не только  древние церкви. Туда  стоит поехать хотя бы даже для того, чтобы  вкусить армянских яств, ведь национальная  кухня насчитывает более 2000 лет.  Армен Кефелян славится  своими  отменными блюдами, которые привлекают  гостей  со всех стран и континентов. Он раскрыл перед   зрителем секрет приготовления своего авторского блюда «Ахпат».

В Алаверди, где протекает бурная река Дебед, занимаются экстремальным спортом, катаясь на байдарках по высоким волнам. Частенько  приезжают туда  и альпинисты.

Авиация всегда влекла к себе людей талантливых, умных и особо смелых, способных мужественно преодолевать трудности, хранить верность своему великому делу.  В начале 20 века  люди преодолели гравитацию. И это сделали экстремалы. Один из них  — Артём Микоян, который тоже родился в этом богатом своей историей краю.   Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод №1, а всего через несколько лет, в 1939 году, имени А.И. Микояна (ныне — АО «РСК «МиГ»), стал основателем и руководителем легендарного  конструкторского бюро им. Микояна,  которое прославилось такими самолетами как Миг-21,  миг-29 и другими.

Путешествуя дальше,  восхитившись древним храмом Одзун, Виктория Максоева и Гарик Абелян  поехали в Ардви. Одним из святых Армянской Апостольской церкви является святой Иоанн. Будучи католикосом, он является единственным патриархом, который отрёкся от престола. С его именем связана легенда, объясняющая почему   здесь, в Ардви, из пупка змеи льётся  лечебная вода, насыщенная, по словам учёных, золотом и серебром. Как-то святой услышал крик женщины, на которую напал ужасный змей. Бросившись к ней на помощь, он, помолившись, ударил его посохом и произнёс: «Пусть из твоего пупа течёт целительный источник».  Змей отполз к скале, окаменел, превратившись в тёмную  полосу на скале, сквозь которую и сочится живая вода.

В нескольких километрах от Одзуна  в потомственном селе семьи Калантаровых Ардви есть  монастырь и мавзолей 8 века, построенный святым, победившим потомка искусителя  библейской Евы.

Напротив монастыря среди горной тишины одиноко стоят могильные хачкары,  остановившие  взор Сергея Параджанова, показавшего в своём  фильме  это таинственное место.

Присев на старые, согретые солнцем камни, авторам казалось, что, вслушиваясь в магическую тишину,  слышишь шёпот вечности и видишь  своё отражение в ней.

Плачешь, видя конец своего жизненного пути, но теперь знаешь, как надо идти дальше.