«Наша Среда online» — Исторические документы свидетельствуют о том, что армяне в Казахстане появились во второй половине XIX века во времена завоевания Российской империей Туркестана. В основном они переселялись из районов господства кыпчакского языка. Войдя в Закаспийский край с русскими войсками, армяне строили дома, лавки, караван-сараи; вскоре в их руках оказался основной объём поставок продовольствия и прочих товаров войскам. Известны факты, когда армяне, чтобы спасти от голода детей из казахских семей, усыновляли их. После образования Закаспийской области армянские выходцы из Закавказья, русские переселенцы из России и персы из Ирана составили демографическую основу первых городских поселений европейского типа.
Сегодня в Казахстане насчитывается около 25 тысяч армян. Как и в других странах, они объединены в общину, которая в рамках этнической группы позволяет сохранять национальный облик, быт, традиции и нравы, родной язык, веру, историю и культуру.
Мой собеседник — председатель ОЮЛ «Ассоциация армянских культурных центров Республики Казахстан «Наири» Микаелян Наринэ Гамлетовна.
— Здравствуйте, уважаемая Наринэ Гамлетовна! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Расскажите о себе, откуда Ваши корни, как получилось, что Вы оказались в Казахстане?
— Здравствуйте, уважаемый Виктор Валерьевич! Спасибо Вам за оказанную возможность. Надеюсь, наша беседа будет интересной.
Если говорить о моих корнях и о том, как мы оказались в Казахстане, то мне бы хотелось начать рассказ с моего дедушки со стороны моей мамы. Родом он из Азербайджана, звали его Абрамян Саркис. Во время Великой Отечественной Войны он дважды попадал в плен, бежал оттуда и уже окончил войну во Франции в отряде французских партизан. Затем он вернулся домой, но, как вы знаете, в тот период, всех тех, кто во время войны попадал в плен, отправляли в ссылку. И дедушка мой не стал исключением, его отправили в Якутию, где он пять лет проработал в шахтах. Там он женился, моя бабушка тоже из семьи ссыльного, у них родились дети, в том числе и моя мама. Так что можно сказать, что моя мама родом из Якутии. Спустя пять лет дедушку реабилитировали, и он вместе с женой и двумя маленькими детьми вернулся домой, но долго он там не задержался, так как на тот момент, дедушка вместе со своими друзьями уже принял решение уехать в Казахстан. И вот они все молодые друзья вместе со своими семьями приехали сюда, и построили свою жизнь в Казахстане. Дедушка работал на железной дороге старшим проводником, тогда он ездил в рейсы в Москву, и ещё он был музыкантом, играл на кларнете. В то время это была одна музыкальная группа, которая играла на всех кавказских свадьбах, не важно это была армянская, азербайджанская, турецкая, еврейская свадьба, так как у всех практически похожи музыка и танцы. Таким вот образом наш род появился в Казахстане. Если вернуться к корням, то мой второй дедушка по линии папы Микаелян Хачатур родом из Армении. Мой папа родился, вырос, учился, работал там, и честно говоря, до знакомства с моей мамой, практически даже не знал русского языка. После свадьбы мои родители буквально полгода прожили в Армении и переехали в Казахстан. Здесь они уже окончательно обосновались, и я, и мой старший брат уже родились в Казахстане, в городе Алма-Ата. Такая вот история появления нашей семьи в Казахстане.
— Появление больших армянских диаспор в разных странах в основном связано с событиями Геноцида армян в Османской империи и результатами распада СССР. В Казахстане же армяне массово появились во времена Советского Союза в период грандиозных строек и освоения Целины. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что армяне были среди тех, кто создавал новый Казахстан. Расскажите об этом периоде истории.
— Да, в Казахстане большая часть армян в основном появилась в это время. Многие самостоятельно приезжали в Казахстан, так как видели здесь перспективу. Большая стройка, много земли, работы и людей труда, которые решили связать свою судьбу с этой страной. В предыдущем вопросе я уже рассказала о своём дедушке и его друзьях, которые приехали в 50-х годах в Казахстан и ни разу об этом не пожалели. И таких как они на самом деле было много. Каждый внёс свой вклад в Республику. Все вместе трудились и строили будущее, которое сейчас является нашим настоящим.
— Гордостью армянской общины советского периода являлись два Героя Советского Союза, шесть Героев Социалистического Труда, член-корреспондент Академии наук республики, шесть лауреатов Государственных премий СССР и КазССР, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженные деятели науки и техники, культуры и искусства, заслуженные строители и работники сельского хозяйства, народные артисты, более 15 докторов наук. Среди них выделяется имя бывшего руководителя республики (1933-1938) Левона Мирзояна, которого казахи до сих пор вспоминают добрым словом. Чем так полюбился казахам этот государственный деятель, что они его называли на казахский манер Мирзаджан?
— Думаю, что на казахский манер Мирзажан его называли, потому что он разговаривал с казахами на их родном казахском языке. Если говорить о периоде его работы, то как руководитель, он сделал немало. При нём был организован Научно-исследовательский институт казахской культуры, Казахский музыкальный театр, позднее преобразованный в Театр оперы и балета. В 1934 году в Алма-Ате был открыт Казахский государственный университет и Институт журналистики, во многих областях появились вузы, которые Мирзоян курировал лично. Конечно на тот момент времени его знали по всей Республике, многие уважали, и есть те, кто до сих пор вспоминает о нём.
— Трагичная для народов бывшего Советского Союза тема — период репрессий. Известно, что только в конце 1937 года в Казахстан из Азербайджана и Армении было переселено 1 121 хозяйств армян и курдов. Есть ли точные данные о репрессированных и их дальнейших судьбах?
— Вы правы, это действительно тяжёлый период времени для народов бывшего Советского Союза, в том числе и армян.
В 1937 году постановлением Совета министров СССР армянский народ, выслали из родных мест. В постановлении было указано, что это в целях безопасности приграничных районов. Как раз из таких сел 32 семьи в товарных вагонах выслали в Казахстан. Разрешили взять только самое необходимое и быть готовыми в течение 24 часов. 3 месяца они были в пути. В первое время их поселили в бараках кирпичного завода прямо в городе Алма-Ата, где они прожили 1,5 года, после чего руководство Республики разрешило выбрать место, где будет более удобно. И тогда наши старики, наши уважаемые люди выбрали колхоз Молотова, это между двумя речками, прекрасная равнина недалеко от Алматы. В то время казахи, проживая сами в саманных домах, в нужде, помогали чем могли: кто-то курицу приносил, кто-то ягнёнка, кто-то мукой делился. И, благодаря казахскому народу, армяне не затерялись здесь. Потихоньку стали обосновываться, посеяли овощи, построили мельницу и т.д. До сих пор мы вспоминаем доброту этих людей. Благодарны казахской земле, которая вскормила армянский народ в годы депортации, благодарны казахскому народу, который делился своим куском хлеба, и делил с нами крышу над головой. Мы проживали под единым шаныраком тогда, и так же дружно все вместе живём сейчас.
— Как складывалась судьба армян после распада Советского Союза? Отразились ли на них межнациональные конфликты того времени?
— Если мы обратимся к данному историческому периоду времени, то первые всенародные выборы Президента Республики у нас состоялись 1 декабря 1991 года, а уже 10 декабря название Республики «Казахская Советская Социалистическая Республика было изменено на «Республика Казахстан» в связи с распадом СССР. Но даже при этом оно продолжало сохраняться в действующей Конституции, до принятия новой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года.
Почему я говорю об этих датах? Да, в Казахстане на тот период времени, учитывая историческое прошлое, в том числе и 30-е, и 50-е годы, проживало много народностей. И конечно было опасение возникновения конфликтов, но уже на тот момент, на старте независимости Президент Республики подчеркнул важность развития национальной политики путём сохранения мира и согласия в обществе, уважения друг к другу, а также к культуре и истории всего многонационального народа Казахстана. И для достижения этой цели 1 марта 1995 года Указом Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева была создана Ассамблея народов Казахстана, как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. В 2007 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан она была переименована в Ассамблею народа Казахстана. В данный момент Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.
Ассамблея за свою историю существования трансформировалась из консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан в конституционный орган, имеющий прочную правовую основу и общественно-политический статус. Таким образом мы смогли избежать межнациональных конфликтов в стране. И армяне, как часть казахстанского общества, казахстанского народа, со времен создания и по сегодняшний день вовлечены в эту структуру и активно принимают участие в работе данного уникального общественного института и во всех остальных структурах жизни нашей страны.
— В настоящее время в 14 городах Казахстана действуют Армянские культурные центры. Их объединяет «Ассоциация армянских культурных центров Республики Казахстан «Наири». Расскажите, как создавалась организация, какими достижениями она может гордиться?
— В «Ассоциацию Армянских культурных центров Республики Казахстан «Наири» входят 13 культурных центров, которые работают практически по всему Казахстану. Создавалась она ещё в 1995 году, как раз в тот период времени, когда была организована Ассамблея народа Казахстана, и уже на протяжении 29 лет мы принимаем активное участие в жизни нашей Республики. Основной целью объединения является: проведение образовательной и культурно-просветительной работы; пропаганда традиционных обычаев и обрядов армянского народа; создание необходимых условий для изучения армянского языка, истории, литературы, народных ремёсел Армении; оказание правовой и социальной помощи престарелым гражданам, многодетным семьям, людям с особыми потребностями и другим нуждающимся, благотворительная деятельность.
Основным направлением деятельности объединения является: укрепление творческих связей, сотрудничество с соответствующими структурами Республики Казахстан и Республики Армения; патриотическое и гуманистическое воспитание молодёжи, содействие консолидации всех слоёв населения Республики Казахстан, укрепление дружбы и согласия между этносами; расширение и укрепление международного сотрудничества.
Если говорить о достижениях, то это безусловно люди, которые своим трудом смогли внести вклад в нашу Республику. За этот период времени можно отметить достижения армян Казахстана в различных отраслях экономики, общественно-политической жизни, социальной и духовной сферах общества. Это образование, наука, здравоохранение, строительство, спорт, культура, искусство. Есть и те, кто служил на государственной службе, в высшем представительном органе Республики Казахстан, осуществлявшим законодательные функции – это депутаты Мажилиса Парламента, в местном представительном органе – это депутаты маслихата всех уровней, в правоохранительных органах Республики. Люди, которые являются гордостью армянского народа – это наверно и есть самое главное достижение, о котором мы можем говорить.
— Удаётся ли армянам Казахстана сохранять свою идентичность будучи интегрированными в казахстанское общество?
— Да, конечно. В Казахстане для этого созданы все условия. Как я уже говорила ранее, благодаря Ассамблеи народа Казахстана у нас есть возможность создавать культурные центры, где мы изучаем армянский язык, армянскую историю, сохраняем и пропагандируем культуру и традиции армянского народа, мы отмечаем все армянские праздники.
Более того могу сказать мы не только придерживаемся обычаев и традиций армянского народа, но и впитали в себя культуру нашего многонационального народа Казахстана. С одной стороны, мы сохранили идентичность, а с другой стороны мы смогли стать частью единого общества и при этом внести свои традиции в это общество. Приведу один пример. 1 мая — «День единства народа Казахстана». В этот день по всей Республике на площадях городов этнокультурные объединения ставят палатки, демонстрируют свою национальную утварь, кухню, национальную одежду. Наши творческие коллективы участвуют в концертной программе. В самих палатках чаще всего представители разных этнических групп присутствует семьями. Таким образом мы не только обогащаем многонациональную культуру казахстанского народа, но и передаём её следующим поколениям.
— В 2022 году отметили 150 лет исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. Мало, кто знает, что первый фильм «Дерсу Узала» снял не Курасава, а Агаси Бабаян в 1961 году. И главную роль в нём сыграл Народный артист Казахстана Касым Жакибаев. Замечательный пример межнационального сотрудничества. Есть ли подобные примеры в настоящее время?
— Не могу не добавить к Вашему примеру музыку Эдуарда Арамовича Хагагортяна – советско-армянского композитора и музыкально-общественного деятеля, которую он написал к таким казахским фильмам, как «Год дракона», «За нами Москва», «Песнь о Маншук», «Серебрянный рог Ала-Тау».
Если брать современный кинематограф, то можно привести в пример фильм армянского режиссёра Гора Киракосяна «Ход конем», в главных ролях которого сыграли армянский актёр Ованнес Азоян и казахстанская актриса Асель Сагатова, а съёмки данного фильма проходили в Казахстане и в Армении.
— Как у общины складываются отношения с матерью-Арменией и Спюрком? Есть ли контакты, совместные программы? В чём Вы видите проблемы подобного взаимодействия?
— Община в какой-то степени выполняет функции народной дипломатии и является мостом дружбы между двумя странами.
Здесь тоже не могу не отметить Ассамблею народа Казахстана, в общественной структуре которой есть Послы Дружбы.
Послом Дружбы Ассамблеи народа Казахстана в Армении является Акобян Вагаршак — депутат Национального Собрания Республики Армения, руководитель Межпарламентской группы дружбы «Республика Армения – Республика Казахстан». На постоянной основе мы сотрудничаем с ним, и с депутатами Национального Собрания Армении.
С Аппаратом Главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения. Ведется работа в области образования, культуры. Как пример, буквально в конце 2023 года в городах Астана и Алматы мы организовали концерт «Трио Хачатуряна» из Республики Армения, посвящённый 120-летию со дня рождения выдающегося советского композитора, дирижёра, педагога и общественного деятеля 20-го века Арама Ильича Хачатуряна.
Наше молодёжное крыло активно сотрудничает с Арменией. Летом 2023 года казахстанская армянская молодёжь приняла участие в первом Армянском молодёжном форуме, который проходил в Республике Армения под девизом «Молодые — для молодых».
В данный момент молодые специалисты принимают участие в программе «iGorts» 2024-2025, в рамках которой специалисты из армянской общины Казахстана приглашаются на работу в государственные учреждения Республики Армения сроком на один год. Наши специалисты, основываясь на казахстанском опыте, получат возможность внести свой вклад в усовершенствование развития органов государственного управления Армении и приобрести новый опыт в Армении, чтобы потом его применить в Казахстане.
В рамках двустороннего экономического развития. В этом году в Ереване при поддержке посольства Казахстана в Армении и посольства Армении в Республики Казахстан, при участии членов общины прошёл бизнес форум, нацеленный на укрепление экономических связей, расширение торговли, создание возможностей для кооперации в сфере инвестиций, IT и других, представляющих взаимный интерес.
В нынешнем году в Армении также планируется проведение Второго Всемирного Армянского саммита, на который казахстанская делегация из членов Ассоциации армянских культурных центров Республики Казахстан приглашена в качестве почётных гостей.
Поэтому я не вижу никаких проблем во взаимодействии. Наша работа ведётся на постоянной основе.
— Армянское общество сегодня расколото и поляризовано. События последних лет очень сильно ударили по самолюбию армян. Проявляется ли это как-то в среде казахстанских армян? Возможно ли избежать негативных последствий этой поляризации?
— Могу с уверенностью сказать, что в среде казахстанских армян такого нет. На нашу жизнь мировые события никак не повлияли. Казахстан – это демократическое, светское государство, которое создаёт все условия для своих граждан и гарантирует равноправие независимо от национальной принадлежности, пола, расы, языка и отношения к религии. А многонациональный и многоконфессиональный состав населения Казахстана способствует развитию прочных межконфессиональных отношений, не влияющих на отношения между нациями. Наряду с Конституцией в Казахстане принят ряд законов и указов Президента, которые регулируют сферу межнациональных отношений. Хотя прочность общественного согласия и политической стабильности в многонациональном Казахстане во многом зависит не только от принятых нормативно-правовых актов, но и в правильной национальной политике, устоявшихся традиций, благородства, толерантности и миролюбия казахстанского народа.
А уже с учётом исторически сложившегося в нашей стране полиэтничного представительства, армянский этнос в Казахстане, является одним из ценных элементов её многообразного культурного наследия.
Беседовал Виктор Коноплев