c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

Арман Абовян. Россия и «Езидский вопрос»

Авг 14, 2016

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

abovyan_arman

 Наша среда online — На фоне резонансных происшествий и терактов, которые происходят в Европе в последние месяцы,   известия из Сирии и Ирака стали постепенно терять актуальность у ведущих западных и российских СМИ, превращаясь в некий привычный информационный фон. Однако события, происходящие в Сирии и Ираке сегодня, являются определяющими в формирующейся геополитической реальности «нового Ближнего Востока.

Мы не раз писали, что проект Большой Курдистан, фактически, вплотную подошел к своей логической развязке, и создание Курдского Государства — дело ближайшего будущего, но, вместе с тем, в проекте Большой Курдистан все громче слышны голоса тех, кто как бы вписываясь в общую концепцию, тем не менее, выпадает из политического процесса. Речь, прежде всего, идет о езидском меньшинстве (Ези́ды (или йезиды; самоназвание — эзди, курд. êzdî) — курдская этноконфессиональная группа, говорящая на диалекте курманджи курдского языка арийской ветви индоевропейской семьи) Ирака и Сирии, которое подвергается систематическому уничтожению (Геноциду) со стороны радикальных исламских группировок.

Так, 16 июня в Женеве в ходе 32-й сессии Совета по правам человека, независимая комиссия ООН пришла к выводу, что группировка ИГИЛ (ДАИШ) (запрещена в России)  «совершала преступления геноцида, а также многочисленные преступления против человечности и военные преступления в отношении езидов, тысячи из которых находятся в плену в Сирии, где они подвергаются неимоверным ужасам». Помимо этого, тысячи женщин  и детей езидской национальности находятся в плену у радикальных исламистов, где подвергаются нечеловеческим пыткам.

Символическим днем Геноцида езидов считается 3 августа 2014 года, когда террористы, захватив Мосул, вторглись в район Шангала (Санджар) провинции Найнава, и устроили массовую резню. Некоторые езидские источники утверждают, что наравне с радикальными исламистами в Геноциде езидов виноваты и курдские военные формирования протурецкого лидера Северного Ирака Масуда Барзани, которые, нарушив данное обещание «охранять единокровцев», по сути, предали езидов и бросили район, фактически отдав на растерзание радикалам местное население.

В данной ситуации езидам не оставалось ничего, кроме как начать в авральном порядке формирование своих сил самообороны и актуализацию вопроса о самоопределении в той или иной форме езидского народа в границах исторического ареала проживания.

Показателен очень факт, что первыми о Геноциде езидов тревогу забили Армения и Россия, которые с первых дней трагедии  фактически в одиночку продвигали тезис о немедленной правовой, гуманитарной и политической поддержки  езидам, подвергшимся Геноциду. И, если Армения ввиду объективных причин была менее слышима, то Россия, безусловно, встала в авангарде гуманитарных процессов, призванных облегчить участь езидов Сирии и Ирака. Справедливости ради надо отметить, что после неоднократного озвучивания российской стороной катастрофического положения езидского меньшинства, к процессу гуманитарного и политического содействия присоединились так же европейские политические  структуры, которые приняли несколько резолюций, осуждающих Геноцид езидов со стороны радиальных исламских группировок.

Естественно, что в таких условиях перед езидами стоит вопрос институционального закрепления и продвижения идеи о создании политической автономии с перспективой на независимое государство в условиях стремительно меняющейся ситуации. Логично было предположить, что наиболее заинтересованными игроками в данном случае могут стать курдские политические силы, которые доминируют в регионе. Но и тут все совсем неоднозначно. Мы не будем углубляться в этно-конфессиональные проблемы, которые существуют между курдами и езидами, только подчеркнем лишь важную деталь. Из курдских организаций только Рабочая Партия Курдистана (Абдулла Оджалан) и близкие к ней структуры поддерживают езидов в стремлении к политической автономии.  Фактически, политической поддержки со стороны какого-либо государства у езидского народа до недавнего времени не было.

Естественно, что перед интеллектуальной элитой езидского народа встал вопрос о решении, на какую из стран, вовлеченных в политические процессы на ближнем востоке,  опираться езидам. И, принимая во внимание активную роль России в гуманитарных акциях в поддержку езидского народа, выбор, скорее всего, пал именно на Россию.

Не случайно, что именно в России дан старт на легитимизацию крупнейшей диаспорской структуры езидов «Езидский Конгресс», члены которой ставят своей целью консолидацию усилий этнических езидов во благо решения «езидского вопроса» в геополитическом смысле. Недаром, одним из отцов-основателей данной организации является один из самых уважаемых езидских интеллектуалов России Самвел Мамадович Кочои, профессор, доктор юридических наук, почетный работник Министерства юстиции России.

В Москве побывали практически все мало-мальски значимые фигуры езидских диаспорских организаций, и если до 2013 года некой политической площадкой для езидов в основном была Армения, то вот уже несколько лет именно в России создаются условия  для взаимодействия между разными политическими группами езидов.

Как пример, 22-23 июля в России находился командующий езидских вооруженных формирований «Силы Защиты Эздихана» Хайдар Шашо. Нужно сразу подчеркнуть, что Шашо является наиболее влиятельным политическим и военным деятелем езидского политического поля. На пресс-конференции, организованной еженедельником «АиФ», командир Шашо без обиняков обратился к Российскому государству со словами:  «Езиды нуждаются в вашей помощи». Шашо подробно остановился на гуманитарной катастрофе езидского народа, напомнив присутствующим журналистам о чудовищных преступлениях игиловцев по отношению к женщинам и детям Шангала. «Мужчин массово расстреливали или отрубали им головы; женщин и детей подвергали многочисленным пыткам и обращали в рабство. Но самое страшное то, что все наши девушки до сих пор в плену у боевиков» — констатировал езидский командир.

Конечно же, неслучайно, что именно в Москве Шашо заявил: «Всем народам и меньшинствам, проживающим в Ираке, необходимо установить хорошие отношения для того, чтобы избежать подобных ужасов в будущем». На вопрос одного из журналистов о том, какую цель ставят перед собой езидские добровольческие формирования, Хайдар Шашо четко и ясно дал понять: «Наша цель — освобождение езидских земель и защита народа».

Другой езидский общественный деятель, член Езидского Конгресса Борис Лазгиян акцентировал внимание российской общественности на «возмутительную» политику ЕС по отношению к езидским беженцам. Лазгиян, в частности, заявил: «Европейцы  поставили в один ряд езидов (а также христиан) и мусульман, установив для них одинаковые правила эмиграции. Более того, они содержат их в одних и тех же лагерях для мигрантов, что уже не раз приводило к массовым столкновениям между езидами и мусульманами. Так, в Германии, в городе Биелфелде, радикально настроенные чеченские беженцы напали на езидов, ранив нескольких из них».

Фактически, можно констатировать, что езидские политические силы Сирии и Ирака гипотетически рассматривают Россию как наиболее дружественную и влиятельную силу, которая способна стать неким гарантом выживания  езидского народа на своих исторических территориях.

Реакция российских властей пока публично не озвучена, однако, принимая во внимание все факты российско-езидского взаимодействия в гуманитарной сфере и вектор российского присутствия в регионе, можно констатировать, что политическое сближение с езидами вполне вероятно.

АРМАН АБОВЯН,
политический обозреватель