ИНТЕРВЬЮ
«Наша Среда online» — «Художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, которые художник постигает интуитивно, выражаются через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в произведении» — говорил Василий Кандинский.
Ара Айтаян увлекается разными цивилизациями, работает в музеях, стремится иметь контакт с разными временами, как-то сблизиться с тем, что уже было сделано на визуальной почве, ищет новые тропы, исследует пройденные пути в искусстве. Об этом можно судить и по его выставкам, хотя персональных в Армении у него было немного. Зато выставок в Америке, Франции, Голландии, Китае, Японии, Аргентине, и России предостаточно.
Ара Айтаян – человек, ищущий, находящий и умеющий отстоять свои мироощущения и взгляды, и в то же время, как художник, обладает собственным стилем и творческим лицом.
— Будучи хорошо знакомым с вашей семейной родословной, у меня создается впечатление, что у вас не было другого выхода, кроме того, как стать художником, но и здесь диапазон того, чем вы занимаетесь, очень широк. Это и картины, и исследования, и кураторские проекты, и статьи, и монографии, и история культуры. Есть ли особые предпочтения, среди всего того, что входит в круг ваших интересов?
— Вы правы, это правда, я вырос в творческой среде и с детских лет видел мое предназначение сугубо в искусстве. Решающий момент настал, когда в одиннадцать лет, занимаясь и музыкой, и живописью, в какой-то момент понял, что должен определиться, что творческий акт создания образа невозможно ничем заменить. Что касается статей и кураторских проектов, то это важно для меня, так как я считаю, что искусство творят индивидуумы, но они принадлежат среде, атмосфере, которые и определяют характер их творения. Эти интервенции мне помогают тоньше почувствовать время и людей меня окружающих.
— Создается впечатление, что ваши интересы уже давно вышли за рамки Армении, и в то же время, проблемы культуры в стране тоже не остаются для вас безразличными. Я не ошибаюсь?
— Для любого художника важно понимание исторического момента времени, выпавшего на его долю. Многих эта проблема не интересует, и может быть в этом их счастье, потому что так им легче жить и творить. Но когда вдруг осознаёшь, насколько всё в искусстве взаимосвязано друг с другом, или например, то, что художники, которые открывают в искусстве новые пути, так глубоко проникают в недра созидания культур народов, что по-другому относиться к этому вопросу невозможно, и творчество в этом случае для них становится орудием познания и открытия.
— Вас сильно беспокоят вопросы характера Запад – Восток? Что вы думаете по этому поводу?
— Этот вопрос мне интересен не только потому что моя, армянская цивилизация находится на рубеже этих понятий, которые мы можем воспринимать как в философском так и географическом значении. В сегодняшнем океане цивилизационного и культурного обмена для меня важно пощупать истоки той или иной традиции, которые со временем превращаются в универсальные художественные стили. Я все ещё принадлежу к тем утопистам, которые верят, что цивилизации и народы имеют конкретную почву и предназначения, некоторые рождают идею, другие вводят идею в жизнь, третьи синтезируют и сопоставляют идеи и так далее…
– Тривиальный традиционный вопрос: С чего вы начинали?
— На голову художника всегда может свалиться нечто новое. Но если всерьёз, то осмелюсь считать условным началом 92- ой год, когда я осознанно сосредоточился на натюрморте.
– Мы живем в сложное время, когда трудно сказать, что ожидает человечество: прогресс или полный крах. А как по-вашему?
— Единственное, что стремительно прогрессирует, то это усовершенствования методов загнать человечество, или человечность в угол.
— Насколько велика роль искусства для социума сегодня?
— И искусство бывает разным и подходы к нему бывают разными в разных странах в сегодняшние дни. Нет единой формулы. Но, по-моему, у искусства имеются шансы развития в тех странах, где искусству предоставлена роль акцентировать внимание на существующие проблемы, где его не боятся.
— Каждое время ставит свои вопросы перед искусством: импрессионисты, фовисты, кубисты, абстракционисты, концептуалисты, постмодернисты, каждый из них видел и решал весьма конкретные художественные задачи, какие задачи требуют решения сегодня?
— Время «измов» постепенно угасает. С профессиональной точки зрения, за последнее столетие было сделано так много интересных открытий, что было бы честнее постараться понять и изучать их суть. Перевернуть страничку, считая, что нам знакома эта формула и пройти дальше будет нечестно. Многие находки ещё пребывают в теоретической стадии, и для моего поколения будет честью погружение и исследование начатого.
— Можно ли вас называть абстракционистом?
— Если считать, что уже давно грани между художественными течениями условные и расплывчатые, то было бы правильнее отметить, что только некоторые мои работы являются абстрактными, но было бы неправильно называть меня художником-абстракционистом. Сегодня формулировки основоположников течений и применяемые в них приемы не соответствуют друг другу.
— В своем творчестве вы придерживаетесь какого-либо направления или поиски могут изменить область ваших исследований?
— Стараюсь держать двери открытыми, не ограничивая подходов.
— Какие художественные вопросы вы стремитесь разрешить?
— Стремлюсь развивать иррациональное видение мира. Меня интересует сущность иллюзии и многозначность визуального восприятия.
— Влияние каких художников вы испытываете в своем творчестве?
— Несомненно на меня повлияли близкие отношения с новатором и классиком армянского искусства Рубеном Адаляном, но на меня подействовало не только его творчество, но и долгие беседы с ним о проблемах искусства. Есть художники, которые обнаружили нечто новое в своем творчестве, например, работа Хуана Миро «Усадьба» с деревом в центре. Меня поразило сопоставление конкретного мотива со свободой интерпретации. Ещё «Тайная вечеря» Тинторетто Лондонской национальной галереи. В этой работе было предчувствие рождения нового человека, нового искусства.
— Вы изучаете национальные и народные особенности, когда бываете с выставкой в той или иной стране? Какие интересные наблюдения вы сделали в этом направлении?
— Мне всегда интересно, когда какой-нибудь универсальный стиль или тенденция проникают в страну со своими своеобразными традициями. И как это новое осваивается, какой потенциал видят в новом языке и какой результат из этого получается, например, первые портреты маслом на холсте в Японии под влиянием голландцев, или датские маринисты с пейзажами под влиянием немецких или французских романтиков. К сожалению, этот приём формулировать широкую, ещё не визуализированную идею в конкретной форме дальнейшего развития больше не получил.
— Имеется ли кредо, которого вы придерживаетесь в своем творчестве?
— Перестаю работать над тем, к чему у меня пропадал интерес.
— Какие задачи, и не только как художник, вы собираетесь разрешить в ближайшие годы?
— Сузить спектр интересов и сосредоточиться на главном.
Беседу вели: Арутюн Зулумян и Зинаида Берандр