c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 1st, 2024

Антон Мельников. Армянское паломничество в Верхотурье

Апр 1, 2017

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Наша Среда online»Держите пост? Почему я вдруг спрашиваю об этом? Да потому, что сам держу его, и хотелось бы отметить пару моментов, чтобы у вас не было иллюзий насчёт поста. Многие считают, что Пост – это своего рода диета и ограничение себя в еде на какое-то время, и отсюда возникают вопросы: «А зачем это мне?», «Какой смысл?». Но на самом деле, воздержание, это лишь часть поста, это подготовка самого себя к духовной работе, которая может не так видна, но она и есть главная часть. С чем это можно сравнить? Ну, наверное, с режимом питания и тренировок спортсмена перед соревнованием, чтобы набрать оптимальную форму. Только в отличии от спортсмена, мы тренируем дух, стремимся во время духовной работы найти ответы на свои вопросы, решить свои проблемы, чтобы подняться, стать ещё лучше. И видов духовной работы в христианстве, которое исповедуем мы с нашими братьями армянами, много – молитвы, исповедь и причащение, паломничества по святым местам. И сегодня мне, глазами русского человека хочется рассказать о паломнической поездке армян в Верхотурье, в Николаевский мужской монастырь.

Я помню, как началось всё с того, что наш настоятель храма Тер Аристакес объявил в воскресной школе о паломническом туре в Верхотурье, о том, что собирают группу. И что паломничество организует наша, армянская церковь. Да, не удивляйтесь, но я, крещённый в Русской Церкви, действительно воспринимаю и ощущаю Армянскую Церковь, как часть себя. «Но как всё-таки отнесутся к нам в Верхотурье? Ведь это не рядовой храм или собор, это монастырь, закрытая община. Тем более, всё равно между нашими церквями есть небольшие различия. Плюс народные стереотипы» — думал я. – «Да и будет ли интересно армянам поехать в русский монастырь?». Однако, когда я записался, то не думал, что будет такой ажиотаж! Буквально за неделю группа была набрана, и мы в субботу отправились в Верхотурье. Для себя я тоже поставил цель – получить ответы на свои вопросы. Быть может, таинственный Симеон Верхотурский поможет мне.

Но главным откровением этой поездки для меня стали сами армяне, честно сказать, хотя я давно бывал в храмах, посещал службы, когда особенно ощущал зов сердца, но ни разу не видел в глазах людей вот этого устремления, желания соприкоснуться со святым местом, и не чувствовал тот, особый душевный порыв, искреннее и чистое желание, желание не из любопытства или для галочки отметиться в Светлом месте, а желание действительно пройти духовную работу, можно сказать, обрести себя в Боге и Бога в себе. В пути наш настоятель Храма Сурб Ованес Карапет рассказывал нам толкование евангельских притч, а среди паломников оказался даже настоящий профессор по востоковедению, который тоже рассказал немало интересных вещей. Например, я не думал раньше, что Гаянэ, это не армянское, а византийское имя!… Но не суть об этом. И вот, наконец настал тот момент, когда мы приехали в Верхотурье! Глядя на этот город сперва, даже не поверишь, что здесь расположена главная святыня Урала – Верхотурский монастырь! Не город, больше похож на большую деревню. Но, не стоит обманываться, здесь в городе, два монастыря – Николаевский (мужской) и Покровский (женский)! А ещё много храмов! В Николаевском монастыре нас ждал ещё один приятный сюрприз – нас встречали колокольным звоном, причём, как нам рассказала наш экскурсовод, так в монастыре встречают только почётных гостей – обычно это высокие чины священнослужителей или делегации! И тут, нас, паломников! Это было приятно, но следующий приятный жест – это приглашение нас в монастырскую трапезную на обед, где для нас был предоставлен большой ассортимент постных блюд. И это было тоже кстати, ведь в этом году армяне и русские держат Великий пост буквально день в день, а т.к. многие паломники, в т.ч. и я, держали пост, то постный стол был кстати.

И всё, таки далеко не постный стол для меня стал главным и приятным событием, гораздо большим и приятным было видеть то, с каким неподдельным интересом, уважением и любовью приняли нас в монастыре, и как отец Иероним, местоблюститель обители отметил важность того общения, которое должно быть между нашими народами, ведь и армяне и русские – мы веруем в одного Христа, и это главное! И этим осознанием единения была пропитана вся наша паломническая поездка. Но всё-таки армяне…с каким искренним трепетом, интересом и почтением они отдали почести св. Симеону Верхотурскому, и слушали рассказ отца Иеронима, который вместе с отцом Аристакесом проводил для нас экскурсию по Николаевскому монастырю. И те немногие русские прихожане, которых я видел, они как это сказать, были на нашей волне. Особенно почему-то запомнился такой момент – мы едем в Меркушино, дорога долгая, и наши армяне начали обсуждать на армянском впечатления, но вспомнив, что с ними едет русский экскурсовод, спросили у неё «Ничего, что мы на своём говорим, а то немного неудобно, что вы не понимаете нас». А она ответила им: «Ничего страшного, мне приятно слушать мелодику армянского языка. У нас было много иностранцев, но ваш язык очень приятный на слух». Быть может, действительно в этой поездке нас объединили небеса? Кто знает, но я, в течении всего паломничества видел едва заметные полумоменты, которые были может незаметны обычному человеку, или бы им воспринимались как бытовые детали и случайные совпадения, но напоминали о том, что наша поездка больше чем просто паломничество. Шёл настоящий обмен энергиями, и чувствовалось, что Там, Свыше радуются тому, что два братских народа наконец по-настоящему, по цельному соприкоснулись друг с другом, словно сам Христос незримо приобнял нас и сказал: «Вы со Мной, а я люблю вас такими, какие вы есть, нет никого, кто был бы правее или лучше. Вы со мной, а значит вы можете теперь быть по-настоящему близки друг другу». И было какое-то на душе особое умиротворение и понимание. Я вдруг всем естеством почувствовал, ощутил это знание, которое говорило о том, что сейчас именно Вера, наша, христианская вера — это то объединяющее наши народы начало, и что именно за ней то важное, решающее слово, в наш непростой период, когда порой кажется, что ловцы душ вышли отовсюду на тотальную охоту за двумя народами – армянами и русскими, и они караулят нас всюду – в виде популистов-политиков, интернет-героев и искушают сладкими и громкими речами. И как это не странно звучит, именно сейчас люди от Бога должны взять всё в свои руки, как это к примеру, было во время Смуты в России в конце 16 – середине 17 века, когда в определенный период времени именно Церковь удержала государство. Теперь же задача более масштабная – удержать народы.

И те сигналы, которые я видел, в интересе и трепетном отношении к святыням у армян, в интересе сначала, а следом в искреннем стремлении русских священников и прихожан рассказать всё и помочь армянам, в проявленном взаимном желании узнать друг о друге больше, показали, что чудо состоялось, и быть может, я не получил в тот день ответы на свои вопросы, но душа моя получила умиротворение и спокойствие за судьбы армяно-русского братства. Главное – нам нужно больше вот таких контактов, и наши церкви здесь должны стать тем мостом навстречу друг другу и навстречу Богу.

А на обратном пути мы уже усталые, но довольные пели песни, делились впечатлениями, мы ехали вперёд, но теперь наш интерес перерос в надежду, уверенность и желание продолжать такие поездки.

Быть может, мы в скором времени повезём уже русских паломников в армянские монастыри. Ведь первый шаг сделан.

АНТОН МЕЛЬНИКОВ