НОВОСТИ
Наступило 25 сентября, и я снова, с волнением и трепетом в сердце, поднимаюсь по ступенькам входной лестницы Электромонтажного колледжа. Чтобы снова вдохнуть грудью этот пульс жизни, поймать на себе взгляд знакомых уже армянских глаз, которые словно говорят: «эй, ахперь, барев!…Ты снова здесь, это здорово. Вонц ес?»
Я уже слышу музыку в зале, это ансамбль «Ани-Армения» готовится к выступлению, и хотя, хореографа пока нет, ребята проводят финальные прогоны номеров. Я понимаю, что они волнуются не меньше моего, ведь сегодня будут новички и их родители, и, чтобы к нам с охотой шли новые люди, нужно показать во всей красе наши таланты. У входа я встречаю наших преподавательниц, боже, какие они всё-таки хорошие, красивые, мудрые, бесконечно тёплые, светлые и добрые!
Итак, я пришёл в зал, где-то за час до начала мероприятия, помог ребятам установить оборудование на сцене, а потом стал ждать своих одноклассников и нашу преподавательницу Теруи Саркисовну. Время подходило к часу дня, а народ по негласному армянскому обычаю опять опаздывал. И хотя, конечно, опоздание никого не красит, но почему-то именно у армян оно выглядит таким милым и непринуждённым. Так и в этот раз, мероприятие началось в пол второго дня.
Преподавательницы Нара Торосян и Лиана Аветисян поздравили всех присутствующих с началом учебного года и пожелали хорошей учёбы и успехов во всех начинаниях. После них выступил настоятель храма Сурб Карапет – Тер Аристакес, который благословил с молитвой учителей и учеников Армянской воскресной школы.
Далее ученики провели небольшой экскурс в историю Армянского алфавита, показав небольшую сценку о том, как Маштоц, вместе со своим учеником Сааком Партевом разрабатывали и испытывали в деле армянский алфавит. Для тех, кто не в курсе, именно создание алфавита сделало возможным закрепление христианства в Армении, и не только христианства, стало возможным сохранения национальной идентичности в годы персидской агрессии, и как знать, не создай Маштоц алфавит, быть может Аварайрская битва стала бы началом конца Христианской Армении и армянской цивилизации в целом.
Затем, эстафету у учеников средних классов перенял ансамбль «Ани-Армения». Сначала наши девочки продемонстрировали всю свою нежную грацию и красоту, с танцевальной композицией на песню «Ереван». И на эту красоту, лёгкость, нежность и чистоту движений, отражающих чистоту душ, невозможно смотреть равнодушно. Каждое движение, словно взмах крыла лебеди белой и изящное скольжение по водной глади. Но, я знаю, что за этим стоит выучка, труд и желание ребят показать всю красу армянского танца!
А затем, ребята и девочки продемонстрировали всю удаль, мощь и широту души армянского народа в танцах кочари и ярхушта. Я уже говорил о том, что эти танцы, они не могут оставить равнодушными никого! И стоит хоть раз увидеть это, то уже всё, ты сам хочешь идти вместе с ними, ведь если ты танцуешь ярхушта или кочари, ты знаешь, ты не один, и вместе вы свернёте горы. Возможно, такое ощущение неслучайно, ведь и кочари и ярхушта исполнялись с целью укрепить боевой дух войска перед битвой, а также показать свой дух, выучку, дисциплину, слаженность действий. Я сам, к слову, недавно стал ходить на занятия по танцам, и вот что добавлю, если вы хотите раскрепоститься, хотите укрепить свой дух, вернуть веру в себя, то вам точно надо записаться на армянские танцы!
А тем временем, торжественная церемония подошла к концу, и ученики вынесли цветы, чем немало порадовали учителей. А затем, настал и мой черёд сделать подарок всем присутствующим, и я вышел на сцену, чтобы прочитать стих Паруйра Севака – «Ду» (Ты). Эту тему я выбрал неслучайно, ведь казалось бы, ну что такое – каждый человек, и первое с ним знакомство, которое начинается с его Имени… Но какой большой мир открывает перед тобой это знакомство, оно может вознести в небеса, или обрушить в пропасть.
«…
Ты.
Две буквы.
Обычное слово, но им ты
Меня коронуешь на царство
Над миром бескрайним.»
А вот так на армянском:
«…
Ду /
ерку тар/
ду/
асарак ми деранун/
ев @ндаменн айд кho/ ерку hатик таров/
айс бовандак/ ашхарhин эс тер/анум…»
И, действительно, многие люди, которых я видел в этот день в зале уже оставили свой след в моей душе, и это, без сомнения, хороший след. Ведь здесь я обрёл новых друзей, соприкоснулся с великой культурой древнего христианского народа, и что особенно приятно, увидел людей, которые искренне живут своим делом, вкладывают душу в процветание Воскресной школы.
Кстати, у Армянской Воскресной школы интересная история, изначально она создавалась как Воскресный центр армянской культуры в далёком уже 1994 году. До октября 2011 года директором центра был Андраник Анушванович Марабян, а с октября того же года новым директором стала Аида Самсоновна Матевосян. Именно её телефон через пять лет наберу я, чтобы записаться на занятия по армянскому языку. В Воскресном центре проводились встречи, конференции, культурные мероприятия, с целью знакомить армянскую молодёжь с родной культурой, историей и языком. Как оказалось, направление было выбрано верное, и со временем Воскресный центр Армянской культуры превратился в Воскресную Армянскую школу, где еженедельно стали проводить занятия по армянскому языку, а также открылись классы по музыке, танцам, начали преподавать хоровое пение. Сначала в школе действовал только один класс по армянскому языку, но вскоре к нему добавили ещё два, потом появились танцы и музыка. Сейчас в Армянской воскресной школе три класса – для детей младшего школьного возраста, средние классы (12-15 лет), и старшие (16 – и до бесконечности). Музыкальная группа планирует осваивать дудук и скрипку, а танцевальный ансамбль «Ани-Армения», чтобы охватить большее количество желающих, разделится на два коллектива.
А что я? Я буду и дальше оттачивать свои знания армянского языка, пополнять словарный запас, а также смотреть, чем и где я смогу помочь людям, которые столько хорошего дали мне.