ГЕНОЦИД АРМЯН
«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне. Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.
Вот такая история
Анаит НАРГИЗЯН,
биолог клинической лабораторной диагностики, 25 лет
Моя прабабушка Аястан Карапетовна Арутюнянц бежала из города Карс со своей семьей в 1918 году. Когда поняли, что русские войска точно оставляют город, семья Арутюнянц спрятала все свои драгоценности и сбережения в сундук и закопала его в своем дворе в надежде потом вернуться. Я не знаю, сколько было человек в семье, но по рассказам старших знаю, что Арутюнянцев было несколько семей, а вообще беженцев, направлявшихся из Карса в Армению, было очень много. Они долго шли по разорённой, кровоточащей земле. Рассказывали, что шли они под прикрытием войск Андраник-паши. Потом, уже в школе, на уроке истории я узнала, что когда в 1917 году рухнула Российская империя, границы были оставлены русскими солдатами, в результате чего Армения лишалась в лице России единственного защитного щита. Турки, не насытившись Геноцидом, решили захватить и Восточную (российскую) Армению. Армянские войска и фидаины, защищая беженцев и отбиваясь от турок, отступали. Прабабушке было всего одиннадцать лет, но она со взрослой скорбью запомнила сожженные церкви, груды мёртвых тел на обочинах дорог. Можно только догадаться, какой страх окутывал тогда ее сердце. Перейдя границу, они направились в сторону Армении, а оттуда – в город Краснодар. По дороге её мама умерла, отец с дочерью дошли до города, и он добровольно отдал девочку в детский дом, поскольку не мог в том хаосе позаботиться о ней. В этом городе остановился его брат с сыном, они периодически навещали девочку, и когда детский дом должны были переправить в Америку, именно семья брата сообщила отцу об этом. Тот забрал дочь и снова вернулся в Армению, в Ереван. Сама прабабушка не любила рассказывать о подробностях тех времен, говорила, что время было тяжелое…
Впоследствии одна из её дочерей стала моей бабушкой. Она часто рассказывала о своих родных, о своём детстве, о родине родителей – Западной Армении. Обходя страшные моменты, делая паузы, чтобы подобрать слова попроще, она говорила, что её родителей изгнали со своей земли. Наверное, она боялась своими рассказами нанести травму нашим душам. И на наши вопросы, что было и как было, отвечала: «Вырастите, разберётесь, как и я разобралась, а сейчас эта ноша вам не по плечу».
Бабушка была права, мы тогда вряд ли восприняли бы её рассказы разумом, скорее не поняли бы всей сути трагедии, а только обрели непонимание и раны. Но эти раны ожидали нас позже. Мы оплакивали и погибших, и ошибки лидеров армянского народа, которые вместо того, чтобы уповать на помощь великих держав и на поддержку друзей-младотурок, лучше бы готовили народ к вооружённой самообороне. Удивительно, но многие члены армянских партий и советов являлись и членами младотурецкого комитета «Единение и прогресс», комитета, который стал организатором Геноцида армян! Неужели они не подозревали, что их ждёт?
У нас, у молодёжи, столько вопросов и непонимания поступков армянских депутатов и интеллигенции того времени, что мы думаем: не будь многих ошибочных решений со стороны лидеров армянских партий, возможно, не было бы стольких жертв. Бедные, доверчивые армяне понадеялись на великие европейские государства, которые сыграли с ними злую шутку: они могли предотвратить уничтожение армян, но не сделали этого, ведь с изгнанием армян появлялась возможность овладеть Арменией, а это означало владеть как востоком Малой Азии, так и Междуречьем. Армянское нагорье являлось важнейшим стратегическим регионом, и согласиться с тем, чтобы Армения досталась России, не было в мыслях ни у Америки, ни у Германии, ни у Австро-Венгрии, под чьим влиянием находилась Турция. Известный учёный из Австрии, доктор исторических наук Артём Оганджанян в одном документальном труде пишет, что идею преследования армян туркам внушили «третьи силы», в первую очередь Германия, чья позиция проясняется благодаря инструкции от 7 октября 1915 года, где германское правительство делает заявление для прессы:
«Относительно преступлений против армян даём следующую инструкцию: наши дружественные отношения с Турцией не только не должны прерываться из-за её внутренней политики, но даже не должны обсуждаться в столь трудные времена. Уже потом, если иностранцы будут критиковать немцев как виновников этого вопроса, можно будет очень осторожно и с оговорками рассматривать этот вопрос, постоянно повторяя, что армяне ужасно разозлили турок».
Самое страшное для меня в этой истории то, что к Геноциду причастны христианские европейские державы. Закрыв глаза на уничтожение древнего христианского народа, европейцы уже видели оставленные территории под своим владычеством, мечтая о сферах влияния и нефти. Из всей столетней истории Геноцида армян нужно сделать вывод: нам нужно выдвигать свои требования не только Турции, но и тем европейским державам, чьи предки были соучастниками Геноцида армян. Так будет правильнее. Да и турки, поделившись грузом вины, может, налегке вспомнят прошлое.