c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Амаяк Дургарян: «Мира и возрождения моей Армении»

Фев 13, 2015

ИНТЕРВЬЮ

Amayak_durgaryan4

Интервью с Заслуженным артистом Армении Амаяком Дургаряном

— Читателям интересно было узнать о пути, пройденном Вами в искусстве. Расскажите, пожалуйста, нам об этом.

— Родился в Ленинакане /Гюмри/. Семья отца бежала из Эрзерума в годы великой резни /1915 год/. В детстве рос в музыкальной атмосфере, ибо мама была музыкантом, а папа часто играл дома на фортепиано и к тому же хорошо рисовал. Родители хотели, чтобы я стал пианистом, но мое твердое решение играть на скрипке победило. Таким образом, получив начальное и среднее музыкальное образование у замечательного педагога Вартана Григорьевича Григоряна, переехал в Ереван где учился и закончил Ереванскую Государственную консерваторию имени Комитаса в классе профессора Карпа Савельевича Домбаева.
Активно участвовал в осуществлении идеи прекрасного музыканта, скрипача, моего большого друга Зарэ Саакянца, создания первого камерного ансамабля Армении. Эти годы работы в ансамбле стали для меня судьбоносными: камерная музыка стала основной частью моей музыкальной жизни. Одновременно начал заниматься педагогикой.
В 1969 году став Лауреатом третьего Закавказского конкурса музыкантов исполнителей, мне представилась возможность продолжить музыкальное образование в аспирантуре при Московской Консерватории имени П.И. Чайковского под руковаодством выдающегося педагога Бориса Владимировича Беленького, который предложил мне стать его ассистентом в ЦМШ (центральная музыкальная школа при Московской консерватории).
С 1972 года работал в Государствоенном академическом симфоническом оркестре Союза ССР под руковаодством великого Евгения Светланова.С этим оркестром гастролировал во множестве городов Европы и Америки. Параллельно играл со всемирно известными камерными оркестрами Рудольфа Баршая и Льва Маркиза.
В 1984 году по приглашению Владимира Спивакова перешел в камерный ансамбль Виртуозы Москвы. Выступал во всех крупных концертных залах Мировой известности от Японии до Америки и почти во всех городах и республиках Советского Союза, но не только как скрипач Виртуозов Москвы, но и как дирижер . Записаны многочисленные диски с этим оркестром и как скрипач и как дирижер. В 1987 году мне было присвоено Почетное звание Заслуженного артиста Армянской ССР.

Amayak_durgaryan

— Последние годы Вы жили и творили в Испании. Мы с некоей гордостью подчёркивали всегда, что наш народ представлен в престижном оркестре Принца Астурийского в лице Амаяка Дургаряна. Поделитесь, пожалуйста, опытом этого сотрудничества.

— В 1990 году по приглашению Королевской семьи и фонда Принца Астурийского оркестр Виртуозы Москвы переехал в Испанию. После окончания контракта, поступил в Симфонический оркестр Астурийского княжества. С этих пор началась активная педагогическая деятельность в Консерватории и в Университете Овьедо, подготавливая кадры музыкантов. Многие мои студенты и аспиранты стали лауреатами международных и других конкурсов, а также работают в консерваториях и оркестрах Испании и Европы. В эти годы давал множество мастер-классов: в Португалии, Италии, Колумбии, США, Армении и т.д.

Amayak_durgaryan2

— Одним из интересных фактов в Вашей биографии является то, что именно Вы познакомили Сати с Владимиром Спиваковым. Так ли это на самом деле и если да, то как всё это произошло?

— Да, это было так на самом деле. Увидев фотографию Сати в доме Зарэ Саакянца, где мы были в гостях с Володей, он попросил меня пригласить её на ближайший концерт «Виртуозов» в Москве. И так состоялось их знакомство.

Amayak_durgaryan3

— Вы встречались и были по достоинству оценены со стороны многих знаменитостей (например, Вазгена  I). Расскажите нам о некоторых из них.

— Действительно, считаю, что я родился под счастливой звездой. Интересных встреч было очень много: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Евгений Менухин, Евгений Светланов, Элисо Версаладзе, Наталья Гутман и Олег Каган, Каталикос всех армян Вазген Первый… Всех трудно перечислить. Хочется поделиться некоторыми воспоминаниями. Например святой реликвией являются для меня часы, подаренные мне Каталикосом Вазгеном Первым в день десятилетия камерного ансамбля Армении. Не могу не отметить такую величину как скрипач и мой дорогой друг Жан Тер-Мергерян, слушая которого душа всегда трепещет. Особо хочу отметить роль Олега Кагана и Натальи Гутман в моем становлении как музыканта, и в память об этом периоде есть пластинка с записью октета Шуберта, сделанная нами в Москве.

— В последнее годы Вы часто начали посещать Армению. Вы едете туда по делам, или просто для отдыха? Заметили ли вы какие-либо изменения в нашей стране?

— Последние годы я регулярно бываю в Армении в качестве приглашенного члена жюри международного фестиваля-конкурса “Ренессанс” в Гюмри. Я с большим удовольствием, можете себе представить, приезжаю в свой родной город. В Ереване и в других городах даю мастер-классы. В прошлом году был также в Арцахе. Хочу отметить важность этого конкурса в жизни многострадального города Гюмри. Ибо город, славившийся своими традициями и культурой вновь, кажется возрождается, хотя и медленно.

— Что бы Вам хотелось добавить  в конце?

— Мира и возрождения моей Армении!

Беседовал Артур Гукасян