c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Дек 21st, 2024

Александр Скибицкий: «Смысл жизни — открывать новые грани»

Апр 13, 2021

ИНТЕРВЬЮ

«Наша Среда online»«Фотография для меня никогда не была хобби – это смысл жизни, который состоит в том, чтобы постоянно открывать новые грани безграничной вселенной – утверждает фотограф Александр Скибицкий. По окончанию школы в городе Батуми, Александр очень скоро занялся фотографией, и с тех пор фотокамера стала постоянным спутником его по жизни. В 1980 году он переехал в город Ленинград и активно включился в творческий процесс. Участию на выставках и полученным победам на конкурсах у Александра Скибицкого нет числа. Александр — член Творческого Союза Художников России.

      Недавно Александр Скибицкий организовал персональную выставку футурологический конгресс «Время жатвы», который состоялся в арт-галерее «Мосты» в Петербурге и скоро повторится в расширенном варианте на Невском 60. «Время жатвы». Это непросто выставка фотографий. Это концептуальный Арт- Проект. Здесь содержимое обыгрывает само пространство. Переосмысляет его в текстуру пластика и бумаги, пленки и фотографий. Наполняет его смыслом, расширяя границы стен выставочного зала, выходя за пределы самого помещения…По самому содержанию – это «саботаж удовольствия»! Это Перформанс, содержащийся уже внутри самой фотографии, где автор находится в разных ипостасях одновременно: запечатлен на фотографиях, где он в совершенно неузнаваемом образе, который живет уже сам по себе, и он же одновременно находится в этом же помещении, раскрывая концепцию представления, которое он сам и затеял… Здесь так же есть и рентгеновские снимки. Ведь задача проекта состоит в проникновение за искусственно созданную видимую реальность и. как говорил Казимир Малевич: «лучи Рентгена представляют только техническую возможность проникновения в сокровищницу природы без разрушения стен и взламывания замков. За лучами Рентгена должен был бы проникнуть еще более гибкий луч, который должен был бы познать сущность предмета, —луч света познания.» Слоган выставки гласит: «Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.» (Откровение Иоанна), так как собран документально-художественный материал, повествующий о процессе деструкции общественного организма. Лечение еще возможно, если правильно поставлен диагноз.

— Вы родились в Батуми, а вся ваша творческая биография сложилась в Петербурге? Можно ли сказать, что ваш «фокус» удался?

— Здесь не было никакого «фокуса», тем более что, мне претит хитрость и возможность выгоды. Мне надо было выполнять волю Создателя и не имея никаких четких планов действовать согласно сложившимся обстоятельствам. А обстоятельства сложились, так, что я познакомился в фотокружке с моим ровесником, наше мировосприятие во многом совпадало и он предложил попытаться войти в мир кино, которым мы увлекались, и попробовать поступить на режиссерские курсы ВГИК в Москве. Нам это не удалось, и мы поехали в Ленинград, что называется, «на удачу». Друг устроился работать, а я поступил в ПТУ «Метрострой», который закончил с отличием и затем проработал в этой замечательной организации 37 лет, пока не ликвидировали строительно-монтажное управление, в котором честно отпахал все эти годы. Моя мать с детства привила мне любовь к Книге и нет дня, чтобы я не читал, а те знания, которые передают нам люди ушедших эпох бесценны, и они формируют способность мыслить тот мир, в котором мы обитаем. Читал сказки разных народов, научную фантастику, труды по психологии и философии, а поскольку еще увлекался музыкой и кино, то искал форму высказывания и вначале организовал, и провел 12 дискотек и познавательных музыкальных программ, в частности, вечера памяти Джона Леннона. Затем, став участником творческого объединения «Вернисаж» вошел в мир художников и помогал делать портфолио и постеры тех художников, которым ТО «Вернисаж» помогал выставляться. Сделав несколько коллажей, удалось поучаствовать в выставке Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ) в Ленинградском дворце молодежи. А уже в ДК им. Свердлова я представил свою 4-х часовую слайд-программу «Откровение», в которой объединил музыку, которой увлекался и цветные слайды – мое увлечение миром цвета. Затем разбил эту громоздкую конструкцию на четыре части и уже в таком варианте демонстрировал слайд-программы на других клубных площадках. Все эти творческие процессы шли параллельно в свободное от работы время.

— Каким человеком по характеру вы являетесь: южным или северным. Как сказалась на вас такая перемена места обитания?

— Родился и вырос в прекрасном южном многонациональном городе Батуми, где самым важным были чувства взаимоуважения и взаимопомощи и для меня это жизненный компас. Но если я эмоционально южный человек, то во мне второй составляющей является спокойная рассудительность, которая на генетическом уровне передалась от отца, который 10 лет (включая ВОВ) прослужил машинистом на гвардейском крейсере «Красный Кавказ», конечно и книги философские и религиозные способствовали вдумчивому мировосприятию и завершается все это в среде городского спокойствия Санкт-Петербурга.

— Как произошла ваша первая встреча с фотоаппаратом? Складывается впечатление, что фотографирование было избранно вами сразу, без лишних томлений, так ли это?

— Создатель определяет путь каждого в этой жизни и кому-то дает музыкальный инструмент, голос, перо или кисть, а мне дал фотоаппарат: иди и смотри! Начав с пленочного аппарата «Смена 8М», поработав с «Зенит-Е» я перешел на цифровую технику Canon, Nikon, Fuji, так как сегодня это более быстрый и простой способ рассказывать о гармонии Рая и дисгармонии человека, изгнанного из Рая.

— Сразу после армии вы вышли в дамки – ровно через год третье место в областном фотоконкурсе? Расскажите об этом.

— Благодаря таланту преподавателя фотокружка при Дворце культуры, в который я записался, я освоил азы правильного фотографирования и, однажды проходя по улице увидел понурого сидящего под проливным дождем пса и эта стрит-фотография, отражающая мое экзистенциональное одиночество, тронула жюри конкурса.

— Легко ли было найти себя в новом творческом мире, который открылся перед вами в Ленинграде? С чего вы начинали?

— Как я уже говорил, я работал на строительстве метро и параллельно вел творческую жизнь, просто не было зазора, в который можно было поместить трудности, которые каждый определяет для себя сам. Как говорится, делай что должно и будь, что будет.

— Ваша первая выставка в Ленинграде. Расскажите об этом.

— Моя первая персональная фотовыставка состоялась в Музее Ф.М. Достоевского, так как я победил в фотоконкурсе, устроенном музеем, где условием было предоставление победителю возможность выставиться. Выставка называлась «Замороженный свет» и в ней я представил свои визуальные размышления о трансформации воды, ее превращения из жидкого в застывшее состояние и преломления света и цвета в ее ледовых структурах. Выставка проходила в марте месяце во время празднования Масленицы и логично, что завершением темы в фотопроекте стало появление огня и торжество света после оледенения.

— Вы работали в галерее под названием «Крунк», так на армянском называют журавля, каким образом вы оказались в этой галерее с таким ностальгическим для армянина названием? Чем вы в ней занимались?

— В замечательной галерее «Крунк», организованной армянской диаспорой в Соляном переулке я занимался тем, что фотографировал вернисажи и самих художников для публикаций в газетах. А оказался там благодаря моему другу из Степанакерта Хачатуру Арутюняну (Белый), с которым познакомился в метростроевской строительной организации. Тогда он был еще начинающий художник, затем поступил в училище им. Мухиной и, закончив учебу стал уважаемым петербургским художником. Кстати, первую совместную выставку «Цвет и форма» мы проводили в детском саду выборгского района Ленинграда в 1984 году.

— В каких журналах и газетах вы работали, и чем это вас привлекало?

— Благодаря галерее «Крунк» мне удалось печатать портреты многих художников (Людмилы Успенской, Армена Гаспаряна, Мушега Мхитаряна, Хачатура Арутюняна (Белого), Тиграна Малхасяна) и их выставки в газетах «Смена» и «Вечерний Ленинград». А в 2009 году моя московская знакомая, работавшая в редакции книжного дайджеста «Библиоглобус» увидела в сети мои фотографии и предложила публикацию на обложку, чему был несказанно рад и благодарен.

— Ваше победное шествие на конкурсах имело продолжение: диплом за победу в фотоконкурсе «Википедия любит Петербург», участие на конкурсе в рамках международного фотоконкурса Wiki Loves Monuments, и наконец, вы финалист 26 международных конкурсов, да еще плюс ко всем победам стали победителем фотоконкурса «Вики любит памятники – 2017» в номинации «советский авангард». Что вы можете рассказать об этом?

— Диплом в конкурсе «Википедия любит Петербург» я получил за «Никольские ряды», которые на тот момент были в плачевном состоянии, а для последующей выставки в галерее «Рахманинов дворик» взяли мою работу «Командор» — величественная фигура Барклая де Толли у Казанского собора на фоне огромного холодного февральского солнца. Для номинации «советский авангард» я выбрал интерьер Дворца Культуры им. Кирова. Быть финалистом других конкурсов почетно, но главное, что участие позволяет быть более сосредоточенным в редактуре своего готового материала.

— Вы принимали участие во многих выставках, можете ли вы назвать нам самые значимые?

— Участие, победа и выставка в уважаемой галерее «Рахманинов дворик». Участие в коллективной выставке в фотосалоне им. Карла Буллы — первого петербургского фоторепортера. Персональная выставка в музее Ф.М. Достоевского. Персональная «Весь этот джаз» выставка в Особняке Строганова. Персональная выставка «Переулок Виктора Цоя», посвященная Виктору Цою в библиотеке им. Тимирязева.  Персональная выставка моего фотопроекта «С Новым годом!» в лофт-особняке Пальма. Персональная выставка «Японские сезоны», как дань уважения к японской культуре в культурно-просветительском центре на Марата 64. Персональная выставка «Подземный космос» замечательно организованная администрацией метрополитена в Музее метрополитена. Участие в коллективной выставке кураторского проекта Ольги Прожеровой «Криптограмма натюрморта» в Особняке Румянцева. Участие в коллективных выставках Союза художников (IFA), где у меня есть возможность представлять серии фоторабот, в которых я могу через визуализацию показать процесс своих размышлений.

— Вы являетесь финалистом международного конкурса Metro Photo Challenge 2014 (работа «Зазеркалье»). Расскажите об этом?

— Работу «Зазеркалье» я сделал в Новой Голландии в арочном проходе, который был оформлен зеркалами. Передо мной шли парень с девушкой держась за руки и, как часто бывает, надо было просто достать аппарат и нажать на спуск, а равновесие композиции, свет и тени уже автоматически выполнял специально обученный мозг. Получился снимок о рождении чувств в многовариантном мире. В этот раз победила величественная фигура Христа на вершине горы в Рио-де-Жанейро. И слава Богу!

— А что вы расскажете про международный конкурс «35 AWARDS» -2016 «Подземный космос», благодаря участию в котором вы вошли в шорт-лист?

Работа «Подземный космос» (одна из масштабного проекта) была создана в двупутном тоннеле перед демонтажем блоков обделки на станции «Дунайская». Тоннель более 10 метров в диаметре был влажен от конденсата на тюбингах и это позволило увидеть космически красивую игру цвета от разных световых источников: люминесцентные лампы и лампы накаливания разной мощности.

— Что за награда – серебряная медаль фотовыставки Союза художников (IFA) «Восприятие 2019», какую работу вы на ней представляли?

В этой серии из шести снимков мне удалось совместить два жанра – художественный репортаж и натюрморт. Вначале мы видим, как Ангел с разорванными крыльями стоит на корме скелета корабля, затем погружаемся в Преисподнюю и выходим в ночь на Демона, простирающего руки в небеса, затем крылья погружаются в кровь, дождь брызжет по стеклу в свете красного фонаря и заключительной кодой — наглухо закрытое окно, в который пробивается небесный свет.

— За что вы удостоились диплома первой степени Союза художников (IFA) «Восприятие 2020»?

Серия, условно названная «Красные кеды» по одноименному названию одной из работ, начинается с трагичной ноты бредущего в ночи человека в преддверии Нового года, который желает себе и всем счастья, но обстоятельства часто сильнее желаний, на следующем снимке более благостная картина: художник пишет ночной Невский проспект и здания перед ним зеркально отражаются в живописном полотне. Следующий снимок назвал «Черный квадрат» — случайно увидел лицо девушки как с эпохи Возрождения в запотевшем окне проезжающего автобуса, а рядом на стекле располагался какой-то рекламный плакат, который в контровом свете виделся черным. Я подумал, что вот для художника всегда есть альтернатива, что изображать.  Далее – «Красные кеды»: женщина стоит на перекрёстке в красных кедах, а вокруг красные здания, красный автомобиль, красный цвет светофора…но на переднем плане снимка крупный план ног этой женщины в чулках в сеточку и красных кроссовках – мне работа интересна тем, что можно было использовать киношный прием «blow up» и показать процесс смещения в пространстве. Снимок «Lost Highway» дань уважения к моему одному из самых любимых режиссеров Дэвиду Линчу. Технически он представляет мульти экспозицию, которая получилась при съемке в ночной электричке, когда я видел, как по шоссе мчится одинокий автомобиль, а в это время пожилой мужчина, сидящий напротив сосредоточенно всматривался в пустоту. И завершает серию «Вселенная Стивена Хокинга»: в разрушенном дворе, где стены были расписаны всевозможными граффити я увидел прекрасно исполненный портрет ученого и его формулы. В это время во двор зашли дама с девочкой и попали в мой объектив, затем к этому разрушенному и раскрашенному миру добавил космический снимок галактик, взятый из сети…

— Какая награда является для вас самой памятной?

Серебряная медаль Союза художников (IFA), которая вручалась уважаемыми мной художниками, имеющими богатый жизненный и творческий опыт.

— Есть ли у вас творческое кредо, которому вы неукоснительно следуете?

— Мое творческое кредо быть честным и ответственным в восприятии и последующей передаче полученной информации.

Арутюн Зулумян, Зинаида Берандр