c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Александр Корнилов. Несколько дискуссионных моментов

Мар 9, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna1

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

НЕСКОЛЬКО ДИСКУССИОННЫХ МОМЕНТОВ

Александр КОРНИЛОВ,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Тема, которая обозначена составителями книги «Сто первая весна», представляется весьма обширной, сложной и очень глубокой не только в смысле историческом, но и в смысле духовном и, если хотите, экзистенциальном. Тем не менее как русский исследователь и православный по вере человек позволю себе обратить внимание на несколько важных с моей точки зрения дискуссионных моментов.

Геноцид армян имел место, и Россия официально признала этот факт. Признала на уровне государства. Зададим вопрос: в какой мере народ Российской Федерации, прежде всего русский народ, составляющий ядро российской цивилизации, принял этот ужасный исторический факт? И если принял (признал), то насколько глубоко это признание пронизало его нынешнюю жизнь? Думаю, что вопрос риторический. Большинство русских людей не знают всей глубины той чаши человеческой трагедии, которую испили армяне в период 1915–1922 годов. Соглашаясь с данным утверждением, мы понимаем, что по этой причине помогать армянам в преодолении последствий Геноцида готова малая часть русских. Не надо забывать, что русский народ сам испил чашу мучений ХХ века, лишившись миллионов жизней в войнах и репрессиях. По масштабам потерь – это самый настоящий Геноцид. Русские знают, что такое скорбь смерти и какую боль она способна причинить. В русском милосердии и справедливости никто никогда не сомневался. Невольно вспоминаются слова Бенджамина Франклина, американского просветителя и государственного деятеля: «Счастье для русских людей – это ощущать себя частью великого Единения и соучаствовать в деле создания справедливого мироустройства на Земле».

Но при всей русской солидарности в вопросе Геноцида, при всём нашем стремлении к справедливости российским армянам давно пора понять, что ни одно государство мира не акцентирует всё свое внимание на вопросах и проблемах конкретной общины или локальной группы. Ведь это, согласитесь, парадоксально, что в России, официально признавшей факт Геноцида армян, все закончилось лишь признанием. И если в других странах, будь то США, Франция, Германия, да мало ли их еще, действуют музеи Геноцида армян, построены мемориальные комплексы, а в Венесуэле, где проживает, насколько я знаю, всего три тысячи армян, построен аналог Цицернакаберда, то в России, с многочисленной и богатой общиной армян, нет ни мемориалов, ни музеев. Но виновата ли в этом сама Россия?

Как по мне, так вопрос вовсе не в России, а в самой армянской диаспоре. Представители руководства диаспоры должны сами добиваться от официальных властей соответствующего внимания к их проблемам. За них самих никто этого не сделает. Мец егерн вошел в сознание всего армянского народа очень глубоко. По разным причинам с течением времени у армян возникла мечта. Мечта о том, что справедливость восторжествует, виновные в организации и осуществлении Геноцида будут непременно наказаны, народу будут возвращены земли, похищенная собственность, будут выплачены компенсации (репарации).

Число стран, признавших Геноцид, растет. Однако мы видим, что целый ряд зарубежных политиков используют тему Геноцида в своих целях, «вращая» вопрос в угодной себе плоскости. Армянский вопрос до сих пор используется рядом государств как эффективное средство оказания политического давления на Турцию. Интересы армянской стороны при этом просто игнорируются. В сложившейся ситуации признание совершенных в прошлом ошибок и покаяние выгодны в первую очередь самой Турции, ибо тем самым она не только улучшит отношения с Арменией и армянской диаспорой, но и лишит третьи страны одного из самых старых рычагов давления на себя. Но всё пока в тупике. А время идёт, мечта не исполняется, ожидания не реализуются.

Пишу это к тому, что армяне не должны уповать только на тему плача и скорби. Нельзя уповать только на преодоление последствий Геноцида: вот нам вернут, заплатят, и мы заживем. Те международные отношения, что регулируют сей мир, настолько циничны, что уповать следует только на самих себя.

В Элладской Церкви есть один прославленный святой. Это преподобный Паисий Святогорец (Езнипидес), долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон. Преподобный Паисий стал одним из духовных магнитов, притягивавших к себе многих чад Церкви, ищущих утешения. Одной из тем, которые обсуждал святой Паисий, была судьба Турции. И преподобный Паисий говорил, что придет время, когда на Ближнем Востоке начнется кровавая война. Война, в которой примут участие Россия, Греция, Армения, Китай и иные, завершится территориальным разделом Турции. Причем в разделе Турции примут участие те самые европейские державы, представители которых сейчас улыбаются турецким лидерам. И ведь многие греки верят этим словам.

Иными словами, мир по-прежнему циничен, он «во зле лежит», и многие вопросы решаются (или не решаются, а скорее усугубляются) за счет крови народов. Из этого следует, что Республика Армения вместе со Спюрком призвана развивать свою собственную парадигму успеха, а не ждать только помощи международного сообщества и великих держав.

Еще один важный аспект темы Геноцида. Армянское общественное мнение, мягко говоря, очень критически относится к тому, что делает Турция и во внутренней, и во внешней политике. Одной из поражающих стрел является требование к Турции официально признать Геноцид. Что здесь мы видим: требование признать факт Геноцида или признать ответственность за Геноцид? Однако мы должны понимать, что кемалистская Турция и Османская империя – разные субъекты. А с точки зрения исторической, нынешние турки не совершали преступлений 1915 года. Они и заявляют, что не виноваты в том, что делали их предки. Скажут: а как же Германия? А с Германией в 1945 году возникла другая ситуация. Это была только что побежденная нацистская Германия, лидеры и представители которой совершили чудовищные преступления. Именно они и встали перед судом, но не их потомки во втором, а то и третьем поколении. В поисках путей разрешения столетнего вопроса нужно брать во внимание и то, что в современной Турции живет совершенно иное поколение, для которого выход Армении к морю исключен. Ведь Севрский договор – это посягательство на территориальную целостность их страны.

Возвращаясь к теме единства армян, необходимо обратить внимание на духовное измерение армянского мира. У каждого из нас за спиной многовековая история, вера, с которой жили наши предки, традиции и культура, которые мы стараемся чтить и уважать. Для русских, например, духовным идеалом всегда была Святая Русь. Обратите внимание: не империя, не огромная территория, а Святая Русь. Вот это и есть духовный (в отличие от геополитического) идеал русского человека. Святая Русь – это жизнь по евангельским заповедям, это небожители, просиявшие подвигами на земле Российской. Жизнь русского народа, за редким исключением, была направлена на то, чтобы стремиться к такому идеалу. Говоря языком духовных терминов, говоря языком Псалтири Давидовой, народ поднимался на гору Господню, падал, спотыкался, исправлял себя через покаяние и опять поднимался в движении на гору Господню. «Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему» (Пс. 23, 3–4). В этом состоит духовное предназначение народа. И у армян благодаря Армянской Церкви есть такое предназначение: стараться жить по заповедям Христовым и преображать вместе с Творцом окружающую действительность и уповать на справедливость.

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ