• Пт. Ноя 22nd, 2024

Александр Геронян. Балканские заметки

Мар 31, 2016

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

На колесах по Юго-Восточной  Европе
geronyan1

1

Мишкольц. В этом венгерском городе проживает  не более 200 тысяч жителей. Исторические памятники, университет, богатые культурные традиции… Но подлинной его жемчужиной стал курорт Мишкольц-Тапольца, расположенный всего в 7 километрах от центра города, с уникальным микроклиматом, живописным парком, озером для катаний на лодках, уютными кефешками.  По водной глади озера плавают утки с утятами, белые лебеди… По деревьям и дорожкам парка беззаботно с дерева на дерево прыгают белочки. Идиллия!

А главное богатство и достопримечательность Мишкольц-Тапольцы  – купальни с лечебными термальными водами, устроенные в парке  прямо в пещерах. Венгры обустроили их и превратили в место отдыха, которое существенно пополняет городскую казну. К пещерам  примыкает аквапарк под открытым небом. И тоже с целебными  водами. Все для отдыха, все для здоровья! Полный релакс вам гарантирован…

Венгрия занимает одно из первых мест в мире по числу термальных источников. В стране насчитывается добрая сотня (!) бальнеологических курортов, куда приезжают со всего мира. Мишкольц-Тапольца – самый знаменитый.

С электронным браслетиком, служащим входным билетом, входим в аквапарк. Всего за 8 евро ты можешь находиться здесь целый день. Кругом привычные бассейны, джакузи, водные горки. На шезлонгах и прямо на лужайке расположились отдыхающие. Здесь же устраивают семейные пикники – приносить еду с собой не возбраняется. Венгры расстилают коврики и перекусывают в перерывах между купаниями.

Однако главное нас ожидало впереди.

Купальни обустроены  в природном гроте скалы, который вымыт термальным источником. Ты плаваешь среди сталактитов и карстовых тоннелей. Здесь целая сеть бассейнов, заполненных  водой пещер. Водичка теплая, белесоватая, мягкая. Да еще и польза от нее – излечивает тех, кто страдает от заболеваний опорно-двигательной системы.  Известково-углекислая  вода содержит йод, кальций, бром и другие полезные организму человека вещества.  Ныряешь в малой пещерке – выныриваешь в закрытом гроте. А тут еще уникальное эхо сопровождает тебя: «Ауууу!».

Таких гротов, оборудованных каждый по-своему и имеющих подсветку, несколько. Вода в них разной температуры – от прохладной до горячей. Струи джакузи бьют по телу как снаружи, так и под водой. В пещерах камни теплые и приятные на ощупь, но очень скользко.

За дополнительную  плату в этом оздоровительном комплексе можно посетить сауну или массажиста.

2

Хуедин. До середины XIX века этот городок с не очень благозвучным для нас  названием принадлежал знатному венгерскому роду Банфи и именовался Банфи-Хуньяд. К слову сказать, в Трансильвании много чего было собственностью этого семейства. Городок небольшой – не более 10 тысяч жителей, поровну румын, венгров и цыган.

Сколько в Румынии цыган – вам точно не скажет никто, предположительно от 1 до 2,5 млн.  А возможно, их меньше становится, так как «табор уходит на Запад». Любят ромалы свой край родной, но все больше бороздят на своих железных скакунах по дорогам Европы. И если бы не этот злополучный Шенген, который пока заказан для граждан Румынии, многие цыгане наверняка бросили бы якорь где-нибудь в Ломбардии или на Пиренеях…

Впрочем, далеко не все. Цыгане Валахии, Бессарабии и Трансильвании – плоть от плоти земли румынской. Romania  стала отчизной ромал. Да и как можно покинуть  эти благословенные земли! А дома, какие здесь дома! Просто дворцы! Рублевка отдыхает…

Хуедин, где число цыганских баронов и прочих авторитетов  на душу населения явно зашкаливает, поразил своей архитектурой, которая не может не вызывать эмоций. Творческий полет мысли просто немыслимый.  Целые кварталы застроены 4-5-этажными дворцами, чересчур просторными даже для многодетных цыганских семей. Многие стоят пустыми или недостроенными.    Говорят,  эти новые трансильванские «замки» строят без всяких проектов, как душе будет угодно: тут важно, какое настроение будет у прораба или какой кирпич привезут.. А в итоге получается «романо-глобальное ампирное барокко».

Ромалы – племя вечных детей, непосредственных, бесшабашных, назойливых и эгоистичных. А дети любят праздники, особенно новогодние, когда все вокруг украшено, сверкает цветными  лампочками, сыпется  конфетти, разная мишура. В Хуедине цыганские дома отличаются веселым оформлением. Все фасады домов украшает незамысловатая лепнина, лампочки и алюминий,  крыши из нержавейки, на куполах звезды – автоконцерна «Мерседес» или обыкновенные, пятиконечные. Кен и Барби обзавидуются…

Не знаю, кто проектировал  эти усадьбы, но выдумки и чувства юмора зодчим не занимать. Любой каприз взыскательного клиента они с легкостью исполняют.

А на какие средства, спросите вы, возводятся эти хуединские дворцы?  Разумеется, их не банк финансирует. Как правило, средства криминального происхождения.  Сюда поступают деньги профессиональных попрошаек, воров-карманников, наркоторговцев, которые промышляют практически во всех европейских странах.

3

Бухарест. Следующая наша остановка в столице Румынии.

Фонды Евросоюза страна использует успешно, если судить по дорогам, вполне приличным.  Вдоль трассы часто встречаются маленькие городки, застроенные  богатыми домами с черепичными крышами. Поражает обилие новых православных храмов (в Болгарии, к слову сказать, преимущественно старые церкви).

Самым известным  уроженцем Бухареста армянского происхождения был Левон Палчян, больше известный как  Католикос всех армян Вазген I (с 1955 до 1994 года). Мне всегда казалось, что в этой исторической армянской колонии многочсиленная община. Каково же было мое удивление, когда узнал, что в Румынии официально примерно 2 тысячи наших соплеменников (меньше, чем в Латвии!). Половина из них обитает в столице.

На улице Армянской (strada Armeneasca) я впервые побывал в 1988 году, рассказал о ней в прессе и своей первой книжке «Заграница как она есть» (1993). На ней,  находящейся в самом центре города, возвышается построенный  по всем канонам Кафедральный  собор Сурб Грешакаретац (Св. Архангелов) (1911-1915 г.г.). К церкви примыкает здание епископата и Армянского культурного центра. Двор храма украшают изумительной красоты хачкар,  посвященный памяти жертв Геноцида, монумент генералу Андранику и столб-указатель, сообщающий, сколько километров отсюда до святынь  нашего  народа – Еревана, Святого Эчмиадзина, Ани, горы Арарат, Киликии, Муса-лера…

Хотя армянская община в Румынии малочисленна (к примеру, турок, согласно статистике, в 16 раз больше!), но она уважаема в стране и действует эффективно. Ни в одной стране бывшего соцлагеря армяне не смогли добиться таких вершин в политике, как в Румынии. Так, лидер общины Варужан Восканян занял кресло министра экономики и финансов страны. А его тезка – депутат парламента Варужан Памбукчян возглавил ведомство по делам нацменьшинств Румынии. Эта госструктура превратилась в действенный инструмент армянского лобби. Возможно, потому, что армяне считаются в стране самым образцовым национальным меньшинством ( а в стране проживает множество венгров, цыган, а также немцев, русских, сербов, украинцев, словаков, турок и др.). Они издают свои газеты и журналы, вещают радиостанции и телеканалы на армянском языке. Армянское лобби имеет влияние даже на президента страны. Вот почему Румыния категорически против вступления Турции в ЕС.

Наши соплеменники  появились в этой балканской стране в XI веке. Это были, прежде всего, переселенцы из разрушенного землетрясением города Ани, средневековой столицы Армянского царства. В Бухаресте же они поселились лишь в XVII веке. В 1639 года там  возвели первую армянскую церковь.

Более древнюю историю имеют армяне Трансильвании, исторической области на северо-западе Румынии. Они основали здесь ряд городов: в частности, город Герла, первый из них, прежде красноречиво именовался Арменополисом. А в Ботошани – тоже на улице Армянской! —  расположена церковь Святой Марии — самая старая из армянских церквей (основана в 1350 году) в Европе. Всего же Армянская апостольская церковь владеет в Румынии 19 действующими церквями и 2 монастырями, не считая часовен и кладбищ.

В начале августа здесь прошел фестиваль «Страда Арменеаска». Праздник проходил во всем армянском квартале – развевались наши триколоры, звучал дудук, песни и танцы, гостей угощали коньяком и пахлавой. С утра до позднего вечера гуляла вся улица! Жители Бухареста заполнили двор Армянской церкви, где можно было приобрести книги и альбомы об Армении и армянской общине Румынии. Поздравить хозяев  с праздником пришли соседи – румыны, греки, цыгане, евреи… Армянскому союзу Румынии, организовавшему этот замечательный фестиваль, помогла мэрия столицы.

Страда Арменеаска была перекрыта на три дня, установили сценическую площадку.  Местные СМИ, включая радио и телевидение,  подробно освещали этот праздник и не жалели добрых слов в адрес организаторов.

4

Стамбул. Трудно поверить, что когда-то в этом мегаполисе, население которого составляет (по разным источникам) от 15 до 20 миллионов, в начале минувшего столетия проживало всего 750 тысяч человек. И каждый пятый из них был армянином. Ситуация резко изменилась после кровавого 1915 года…

Сегодня в Турции обитает более 60 тысяч армян, в основном в Стамбуле, который они называют по старинке Полисом (городом, с ударением на второй слог). Их кварталы в основном расположены в старинном районе Кумкапу. В городе 17 армянских общеобразовательных школ, 35 армянских церквей, издаются три армяноязычные газеты, есть теле- и радиоканалы на армянском языке.   Стамбульские армяне в основном принадлежат к Армянской апостольской церкви. Но есть среди них и католики, и протестанты, и принявшие после Геноцида ислам. Практически на всех армянских церквях и школах надписи на родном языке, но на фасаде непременно развивается турецкий флаг. Чтобы не забывали, кто в доме хозяин.

Армянское присутствие в городе на Босфоре бесспорно и очевидно. Оно, возможно, не так бросается в глаза, как, к примеру, в Бейруте. Но и масштабы этих двух городов несопоставимы…

Вероломное убийство молодым националистом-турком редактора армянской газеты «Акос» Гранта Динка вновь заставило стамбульских армян насторожиться, вспомнить года массовой резни. И хотя Турция взяла курс на Европу, демократизируется, проводит реформы, такие кровавые рецидивы все еще возможны. Об этом говорят многие наши соотечественники из Стамбула – от журналистов и педагогов до продавцов и водителей такси. Фантомная боль жертв Мец Егерна (Большой резни – прим. автора), унесшего жизни Даниэла Варужана, Рубена Зардаряна, Григора Зохраба, Сиаманто, Рубена Севака и многих других знаменитых стамбульцев, время от времени дает о себе знать. Стамбул именно тот город, который тесно связан с судьбами наших соплеменников из Западной Армении. Да, были еще армянские колонии на черноморском побережье, в Анатолии, в Киликии и др., но именно в столице трех империй 1915 год был самым трагическим.

Да, Турция в политическом плане понемногу меняется. Осторожно снимают табу и на обсуждение «армянского вопроса». Константинопольский  патриарх Месроп II и  премьер-министр Т. Эрдоган открыли первый в стране музей, в котором рассказывается о жизни армян в Османской империи. Католикос  Гарегин II, который  не раз призывал Турцию признать Геноцид, совершил визит в эту страну. И  турецкое правительство пошло на это, хотя радикалы-националисты протестовали против приезда  главы ААЦ.

… В султанском дворце Долмабахче, который спроектировал  в середине XIX века Карапет Бальян, отменная коллекция полотен мариниста Ивана Айвазовского, любившего Константинополь. Наш гид  называет живописца его «первозданным» именем – Ованесом Айвазяном. С подчеркнутым уважением говорит о «главных зодчих Османской имерии» — династии Бальянов. Глава семейства Карапет Бальян возвел в Стамбуле   совместно с сыном Саркисом дворцы Бейлербейи и Чираган,  а с сыном Никогосом – султанский дворец Долмабахче, спроектировал  казармы Селимийе и Нусретийе Джами,  армянские церкви Сурб Ншан, Святой Троицы, Богоматери, мавзолей султана Махмуда II… Его сын Саркис построил дворцы Чираган, Йылдыз, Адиле-султан, Мальтийский дом, мечеть Кягытхане, Галатасарайский лицей…  Другой сын Карапета Бальяна, Никогос, построил часовую башню Топхане, мечети Ортакей и дворцовую Долмабахче… Наконец,  Агоп Бальян-младший строил дворец Долмабахче, а также стал автором проектов Сале, Кусук Сале, Малта, Кадыр, Буюк Мабейн…

Для кого-то эти турецкие названия ни о чем не говорят. Но многие стамбульцы восхищаются красотой этих зданий, жемчужин города на Босфоре. Есть интеллигенты, которые  с большим почтением вспоминают об архитекторах  Бальянах, отце и трех сыновьях.

Забавно, что в 77-миллионной Турции армяне официально числятся  крупнейшим нацменьшинством, после них идут  греки и евреи. Все остальные считаются представителями титульной нации, включая курдов, которых власти именуют «горными турками». Попросту говоря, ассимилированы почти 20 миллионов курдов, а также лезгины, крымские татары, чеченцы, адыги, абхазы, черкесы, арабы, албанцы, принявшие ислам армяне и др.

Когда-то этот город, наряду с Тифлисом, был центром армянской культуры, где печатались армянские газеты, журналы, книги, в театрах ставились армянские спектакли, армянские школы  имели статус «европейских» и престижных. Армяне занимали командные посты в торговле и бизнесе Османской империи, были среди них даже советники визирей и министров.

1915 год изменил все. 24 апреля был арестован и уничтожен цвет армянской интеллигенции Константинополя. Началась другая история общины. И хотя нынешняя Турция — светское государство, ориентированное на интеграцию с Европой  и вступление в Евросоюз, совсем не похожа на Османскую империю,  не все армяне Стамбула чувствуют себя здесь спокойно.  Притеснения  со стороны властей  не прекращаются. Да и о признании Геноцида официальная Анкара не хочет ничего слышать. Мол, это дело историков.

Такие настроения приводят к тому, что время от времени  армяне мегаполиса подумывают об эмиграции. А кто-то покидает родной дом, эмигрируя в США, Канаду, Западную Европу. И наоборот: в Стамбул переселяются граждане Армении, в  основном гастарбайтеры. Сначала мужчины становятся трудовыми мигрантами. Обжившись на месте, вызывают свои семьи. Говорят, что сегодня в одном Стамбуле насчитывается до 25 тысяч выходцев из  Республики Армения..

По воскресным дням они приходят на службу в армянские храмы города. Один из них — церковь Трех алтарей в районе Рыбного рынка Галатасарай,  датируется 1805 годом. За время своего существования церковь не раз горела и восстанавливалась. В ее дворике, в густой зелени, находится могила некоего путешественника-армянина  Акопа Чухалы, который еще в 1680 году во время своего очередного вояжа в Константинополь умер в возрасте 82 лет. Возле его могилы после службы собираются в тени деревьев наши соплеменники и обсуждают дела житейские.

АЛЕКСАНДР ГЕРОНЯН

Мишкольц – Бухарест – Стамбул,

2014