• Пт. Ноя 22nd, 2024

Левон Маргарян. Будем достойны предков

Мар 28, 2015

ГЕНОЦИД АРМЯН

sto_pervaya_vesna1

«Наша среда» продолжает публикацию книги Лидии Григорян «Сто первая весна», посвящённой столетию Геноцида армян – величайшего преступления XX века против человечества, совершённого в османской Турции. Авторы историй и эссе – жители Нижнего Новгорода – друзья армянского народа и армяне-нижегородцы, являющиеся прямыми и косвенными потомками армян, прошедших ад Геноцида. Среди авторов – представители всех слоев населения, люди разного возраста, разных профессий и рангов. В итоге из разных по содержанию, но единых по тематике историй получилась целостная картина прожитых нацией ста лет – века парадоксов и взросления, века, приведшего нас к сто первой весне.

Благодарим автора за предоставленную возможность публикации книги.

Предыдущее эссе

Будем достойны памяти предков

Левон МАРГАРЯН,
арбитражный управляющий, 55 лет

История каждого народа складывается из миллионов событий. Среди них есть такие, которые никогда не забываются. Хорошие запоминаются тёплым чувством в сердце, вызывая долго приятные воспоминания. Но большие несчастья человек старается отодвинуть в самый потайной уголок памяти, стараясь обходить их, забыть хотя бы на время, ибо воспоминания о них вызывают, может, и благородные, но тяжёлые переживания.

К нашему великому сожалению, многовековая история армянского народа показала, что на его долю выпали такие тяжёлые несчастья, о которых невозможно забыть.

1926 год. Землетрясение, разрушен город Гюмри, второй по величине город Армении.

1941–1945 годы. Великая Отечественная война, наш народ вместе со всеми народами СССР понёс тяжелейшие потери.

7 декабря 1988 года. Страшное землетрясение причинило разрушения более чем на одной пятой части территории Армении. Погибли десятки тысяч людей, тысячи ранены, а главное, погибло много детей, оставшихся под развалинами школ и детсадов. За год до этого мы с женой (мы с ней однокурсники) приехали после окончания Политехнического института по распределению на три года в Горький. Три года превратились в двадцать семь лет…

Столетняя годовщина Геноцида подтолкнула многих армян в очередной раз задуматься о трагической судьбе предков, о своих корнях, о героической истории народа. Народа, пришедшего в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности – римляне и эллины…

К началу 330 года до н. э., когда Александр Македонский завоевал Персию, армяне населяли территорию, составлявшую три отдельные области: Большую (Великую) Армению, центром которой была Араратская равнина; Софену, лежавшую между Евфратом и верхним течением Тигра; и Малую Армению – между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династиями.

Набеги, завоевания, переселения, войны политического и религиозного характера, победы и предательства всегда имели место в истории армян, но что поразительно – это не помешало формированию своеобразной цивилизации, определившей культурное будущее Древней Армении. Я не задавался целью описать всю историю армянского народа, но хочу подчерк-нуть, что самосознание армян как единого народа сформировалось в ранний период армянской государственности. Об этом свидетельствует и официальное принятие христианства в качестве государственной и единственной религии – Армения в 301 году стала первым в истории христианским государством. Об этом свидетельствуют и дошедший до наших дней в неизменном виде армянский язык, и современный армянский алфавит, изобретённый Месропом Маштоцем в 405 году, и соборность рассеянного в наши дни по всему миру армянского народа. Но как жаль, что эта соборность не проявилась в дни угнетения, погромов и резни армянского народа в Западной Армении в начале XX века!

Современные турецкие и протурецкие авторы, пытаясь оправдать политику младотурок, оправдывают уничтожение армянского населения Османской империи тем, что армяне симпатизировали русским и готовили восстание в турецком тылу. Согласен, в понимании турок исторически сложившееся особое отношение армян и Армении к России – эта любовь и симпатия – уже являются предательством. Факты же говорят о том, что уничтожение армян готовилось задолго до войны, а война лишь предоставила младотуркам удобный случай беспрепятственно осуществить свои планы.

Во время армянских погромов в 1894–1896 годах в Османской империи было уничтожено около 300 тысяч христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков. Поводом для этого послужили 16-я статья Сан-Стефанского договора (в которой впервые поднимался вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении в начале 1894 г.) и восстание армян Сасуна, начавшееся в том же году. Восстание было вызвано попытками турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. В 1904 году турецкие власти вновь попытались покорить Сасун, однако, встретив упорное сопротивление, были вынуждены отступить.

В 1908 году армяне с радостью встретили младотурок, комитет «Иттихад ве теракки» («Единение и прогресс»), считая, что всем бедам и непосильному гнету положен конец. Лозунги иттихадистов о всеобщем равенстве и братстве народов империи нашли самый положительный отклик среди армянского населения. Но эйфория армян длилась недолго. 13 апреля 1909 года – новая резня армян в Киликии, 30 тысяч погибших.

В 1909–1910 годах по всей Турции прокатились погромы нацменьшинств: греков, ассирийцев, болгар, албанцев и других. Стараясь выдавить армян с политической арены, младотурки тайно развили по всей стране бурную антиармянскую деятельность. Еще в феврале 1914 года (за четыре месяца до убийства Франца Фердинанда в Сараеве!) иттихадисты призвали бойкотировать армянский бизнес. Более того, один из младотурецких лидеров, доктор Назым, отправился в поездку по Турции с целью лично проследить за осуществлением бойкота. Параллельно в разных районах страны власти разоружали армян, отбирая даже кухонные ножи. В октябре разбой и реквизиция шли полным ходом, начались аресты армянских политических деятелей, стали поступать первые сообщения об убийствах. В то время как турецкое Общество Красного Полумесяца строило для турецкой армии госпитали на добровольные пожертвования армян, в воинских частях были проведены показательные казни отдельных военнослужащих-армян. Большинство же призванных в армию армян были отправлены в специальные рабочие батальоны и впоследствии уничтожены. В начале декабря 1914 года турки начали наступление на Кавказском фронте, однако, потерпев сокрушительное поражение (потери составили 70 тысяч человек из 90 тысяч), были вынуждены отступить. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых районов, вырезая на своем пути армян, ассирийцев, греков. Одновременно по всей стране продолжались аресты видных армян, нападения на армянские деревни. К весне 1915 года геноцидная машина младотурок работала на полную мощность. Вот как пишет об этом Даниел Варужан:

Плачьте, матери,
Плачьте, несчастные вдовы.
Чтобы звезды – и те преисполнились скорбью.
И оплачьте Зарю на земле нашей черной,
Ятаганом зарезанную без пощады.

В 1918 году встреча Троцкого и Талаат-паши для подготовки и подписания позорного Брест-Литовского договора, обозначив уход русских войск с освобожденных территорий Западной Армении (Карса, Ардагана), тем самым предоставила туркам свободу действий в Закавказье. В апреле 1920 года Кемаль (Ататюрк) обратился к Ленину с предложением об установлении дипломатических отношений с Россией и попросил оказать помощь в борьбе с империалистами (например, с Англией). Ленин поверил, что Ататюрк – самый что ни на есть революционер, борющийся против мирового империализма. Совнарком России дал положительный ответ, предоставив туркам оружие, пушки, деньги.

Обретая в лице Советской России важного союзника, Турция активизировала политику Геноцида, уничтожая христианские народы. Годы спустя Ататюрк напишет: «Мы ускорили установление связи с большевиками, надеясь, что в случае успеха мы уничтожим армянское государство, являющееся нарывом на теле нашей страны».

Геноцид – страшное зло, которое пришлось пережить многим христианским народам. Наш славный героический народ-мученик, прошедший сквозь адское пламя отчаяния, огласил стоном безысходности христианский мир, но, к сожалению, не был услышан. История Геноцида армян – это не только великое горе и неслыханное злодейство, не только кровавые события, характеры, повороты судеб, это ЦЕЛЫЙ МИР, который обрекли на истребление. Мир, которого больше нет: он исчез, превратился в песок пустыни Дер-Зора, превратился в пепел сгоревших армянских городов, сёл и церквей с живыми людьми…

В 2011 году депутаты Национального собрания Армении обратились с призывом к парламентам мира признать не только Геноцид армян, но и Геноцид греков и ассирийцев, так как они являются звеньями одной цепи. Это был Геноцид всего христианского населения на территории Османской империи в 1915–1923 годах.

А 24 апреля армяне вновь соберутся на молебен об упокоении душ погибших, чтобы почтить память павших во имя своей веры и независимости. Они погибли, спасая честь народа перед небом и перед историей. Бессмертие погибших – в наших мыслях, делах, поступках… И дай Бог нам не опорочить эту память.

Каждую весну я чувствую, что предки меня чему-то научили, что-то напомнили… И появляется бесконечная печаль о несправедливости и неуважение к тем государствам, которые из-за своей прибыли и заинтересованности боятся признать Геноцид армян и пойти на конфликт с Турцией. Несомненно, поступки такого рода подрывают доверие и уважение, а главное, оскорбительны для памяти жертв.

Когда случается беда (пожар, наводнение, землетрясение, принудительное переселение), человек механически, не задумываясь, спасает самое ценное. Среди самых ценных вещей, которые спасали армяне во все времена, в том числе и во время Геноцида, были книги – хранители памяти народа, его языка, истории, культуры. Эти книги, спасённые от огня, воды, вражеского поругания, позволяют нам прочитать как древние источники, так и свидетельства о Геноциде, вырванные нашими предками из небытия. Наши предки были уверены, что, спасая эти свидетельства и документы, они спасают не только свою честь, но и честь своих потомков. Они тысячу раз правы. Не могу не рассказать о самой большой в мире древней рукописной книге, дошедшей до наших дней, – «Проповеди мушского монастыря» на армянском языке. Книга была создана в 1200–1202 годах. Её вес – 27,5 килограмма, формат – 55,3 × 70,5 сантиметра. В книге 602 пергаментных листа (на каждый пошла шкурка месячного телёнка). В 1204 году сельджуки похитили рукопись. Чтобы её выкупить, жители многих армянских деревень собрали четыре тысячи драхм (1 драхма – 4,65 грамма серебра). Более семи веков рукопись пролежала в монастыре в городе Муше (Западная Армения). В 1915 году мушские армяне, спасаясь от турецких погромов, взяли с собой рукописное сокровище. Ныне книга находится в хранилище древних рукописей Матенадаране.

Время написало и прибавило к истории предков новые страницы, страницы о нас, армянах живущих после Великой трагедии. И дай Бог, чтобы мы оправдали чаяния и надежды наших детей и внуков. По-моему, вступление Армении в ЕАЭС даёт нашей родине возможность для экономического рывка, которого мы ждём с нетерпением. Свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы должен дать экономический эффект. Но при этом нашей стране нужна в первую очередь национальная программа собственного производства и своей промышленности для закрепления кадровых и трудовых ресурсов на месте. Массовый поток миграции из страны нужно остановить. Зарабатывать на жизнь, строить дома и растить новое поколение нам нужно в своей стране, а не приезжая в семью на время.

И при этом нам, армянам, нужно научиться не делить народ на своих и пришлых, нам надо понять, что все мы, живущие на своей родине, в Армении, в Арцахе и в диаспоре, есть единая нация, один народ. Сегодня мы являемся тем же народом, который на протяжении десятков веков твёрдо стоит перед своей Судьбой, многократно доказывая, что способен жить, существовать и преодолевать любые трудности, быть сильным не только физически, но и духовно. Будем же достойны памяти предков, ведь они хотели видеть нас сплочёнными и сильными.

Когда Армении моей историю читаю,
Хочу, встав на колени, я молить Творца:
Дай силы нации геройской, что страдает,
Дай силы душам их воскреснуть в небесах.
Чтоб, воздавая в честь Господню Славы слог
(и сердце разорвётся, коль не закричу),
Гордиться мой народ не только прошлым мог.

(Отрывок из соч. Л. М.)

Продолжение

ВСЕ ЭССЕ КНИГИ